Понтий Пилат

***

По́нтий Пила́т — пятый пре­фект Иудеи  (26–36 гг. по Р.Х.) в период рим­ской окку­па­ции, пре­дав­ший на крест­ную смерть Бого­че­ло­века Иисуса Христа.

До 4 года по Р.Х. Иудеей правил Ирод Вели­кий, затем его сын Архе­лай. Рим был недо­во­лен его прав­ле­нием, сме­стил с долж­но­сти, и с 6 года по Р.Х. было вве­дено прямое рим­ское прав­ле­ние, т.е. Иудея стала обыч­ной рим­ской про­вин­цией.

Исто­рич­ность фигуры

До ХХ века о Пилате сви­де­тель­ство­вала Библия и несколько древ­них исто­ри­ков. В  1961 году к ним доба­ви­лись и архео­ло­ги­че­ские сви­де­тель­ства. В Пале­стине была най­дена мра­мор­ная таб­лица, над­пись на кото­рой рекон­стру­и­ро­вана как: «Понтий Пилат, пре­фект Иудеи, посвя­тил людям Кеса­рии храм в честь Тибе­рия», кото­рая под­твер­дила сомне­ва­ю­щимся, что такой чело­век дей­стви­тельно правил Иудеей.

Имя

Понтий — фами­лия, кото­рая гово­рит о родо­вой при­над­леж­но­сти носи­теля, име­ю­щего древ­нее ита­лий­ское про­ис­хож­де­ние. Пилат — про­звище, пере­во­дится как «мета­тель копья» и гово­рит о при­над­леж­но­сти к армей­ской службе.  Имя Пилата нам неиз­вестно.

Долж­ность

Пилат зани­мал воен­ную долж­ность пре­фекта. Тацит име­нует его про­ку­ра­то­ром (в Библии такого наиме­но­ва­ния нет) — упра­ви­те­лем, обя­зан­но­сти кото­рого каса­лись пре­иму­ще­ственно граж­дан­ских дел. Таким обра­зом Пилат обла­дал очень широ­ким кругом пол­но­мо­чий и был ответ­стве­нен за все аспекты рим­ского управ­ле­ния про­вин­цией.

Во вре­мена земной жизни Спа­си­теля Иудея нахо­ди­лась в составе Рим­ской импе­рии в каче­стве одной из ее про­вин­ций. С 6 года нашей эры этой тер­ри­то­рией вместо мари­о­не­точ­ных «царей» (напо­до­бие пред­ста­ви­те­лей дина­стии Иродов) стали управ­лять намест­ники, назна­ча­е­мые лично импе­ра­то­рами Рима и под­от­чет­ные лишь ему. Поскольку прак­ти­че­ски с самого начала рим­ской окку­па­ции евреи крайне враж­дебно отно­си­лись к заво­е­ва­те­лям, а недо­воль­ство в любой момент могло пере­ра­сти в кро­ва­вый бунт, рим­ляне дер­жали в Пале­стине мощную воин­скую груп­пи­ровку. Ею и коман­до­вал пре­фект, обла­дав­ший почти неогра­ни­чен­ной вла­стью в реги­оне.

На долж­ность пре­фекта Пилата назна­чили в 26 году, и у власти он пробыл десять лет.

Харак­тер Пилата

Судя по трудам антич­ных исто­ри­ков, своим совре­мен­ни­кам Пилат запом­нился как грубый вояка, жесто­кий кара­тель, взя­точ­ник и карье­рист. 

Филон Алек­сан­дрий­ский (21 г. до Р.Х. — 41 г. по Р.Х.) назы­вает Пилата «сви­ре­пый и упря­мый», «от при­роды жесто­кий и гнев­ли­вый», осуж­дая «про­даж­ность его при­го­во­ров, его хищ­ни­че­ство, разо­ре­ние им целых семейств… мно­го­чис­лен­ные казни лиц, не осуж­ден­ных ника­ким судом, и прочие жесто­ко­сти вся­кого рода». Известно, что в 36 году был из-за жалоб насе­ле­ния на его жесто­кость снят с долж­но­сти и отправ­лен в Рим.

Пилат и Хри­стос

Пилат был языч­ни­ком и, когда услы­шал от Христа о Его боже­ствен­ном досто­ин­стве, испы­тал легкий страх от того, что Иисус мог быть полу­бо­гом (чело­ве­ком, рож­дён­ным от любви боже­ства и чело­века). Против казни также высту­пила жена чинов­ника.  Желая «под­стра­хо­вать» себя, про­ку­ра­тор решает огра­ни­читься биче­ва­нием Осуж­дён­ного. Но иудей­ские ста­рей­шины при­гро­зили Пилату жало­бой импе­ра­тору в том случае, если он не утвер­дит смерт­ный при­го­вор.

В итоге карьер­ные сооб­ра­же­ния пре­вы­сили у Пилата страх перед “мест­ным Боже­ством” и он вынес смерт­ный при­го­вор Спа­си­телю, выбрав из мест­ного рели­ги­оз­ного закона наи­бо­лее под­хо­дя­щий обряд (Втор.21:6–9) для соб­ствен­ной защиты.

Что было с Пила­том после Христа?

Послед­нее, что мы досто­верно знаем о Понтии, — это то, что в 36 году после оче­ред­ного жесто­кого подав­ле­ния народ­ного недо­воль­ства на него в кото­рый раз напи­сали жалобу в Рим. Нако­нец она возы­мела дей­ствие в сто­лице, и легат Сирии Вител­лий отстра­нил намест­ника от долж­но­сти пре­фекта и отпра­вил его в Рим.

Что было дальше — доку­менты не гово­рят. Зато сохра­ни­лось мно­же­ство апо­кри­фов и откро­венно леген­дар­ных све­де­ний о судьбе быв­шего чинов­ника. По одной из версий, его сослали в Галлию (нынеш­няя Фран­ция), где он, не выдер­жав лише­ний и позора, нало­жил на себя руки. По другим рас­ска­зам, пре­фект даже стал хри­сти­а­ни­ном и был заму­чен во время гоне­ний Нерона около 64 года.

Жену Пилата звали Клав­дия Про­кула. По пре­да­нию, после Вос­кре­се­ния Христа она уве­ро­вала и при­няла Кре­ще­ние. По одной из версий, именно супругу опаль­ного пре­фекта имел в виду апо­стол Павел, пере­да­вая своему уче­нику Тимо­фею привет от некоей рим­лянки Клав­дии (2Тим. 4:21). В Гре­че­ских Пра­во­слав­ных Церк­вах (напри­мер, Кон­стан­ти­но­поль­ской) Про­кула при­чис­лена к лику святых.

Для чего имя Пилата вне­сено в Символ веры?

Слова «при Пон­тий­ском Пилате» в Сим­воле веры явля­ются ука­за­нием на исто­рич­ность факта рас­пя­тия Спа­си­теля.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки