«Иди и впредь не греши!»

«Иди и впредь не греши!»
  • Дата создания: 1860
  • Техника: Гравюра
  • Материал: Дерево
  • Размер: ?
  • В Библии: Ин. 8:2-11

Сюжет

Сюжет картины строится на отрывке из Евангелия от Иоанна, повествующей о том, как Иисус произносил проповедь в Иерусалимском храме. В это время фарисеи привели к нему женщину, схваченную в момент ее прелюбодеяния. По закону Моисееву за прелюбодеяние полагалась смертная казнь (Лев. 20:10; Втор. 22:13-27), однако римские власти лишили иудеев права приговаривать к этому смертельному наказанию. Фарисеи хотели знать, что скажет Христос, и надеялись уличить его в таком ответе, который бы грешил либо против римского, либо против их собственного закона. «Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:3-11).

Описание

На гравюре мы видим, как фарисеи с двух сторон держат женщину, руки которой крепко связаны за спиной. Она стоит перед Иисусом, опустив голову вниз и не смея поднять глаза, осознавая всю тяжесть своего греха.

Напротив нее изображён Господь в окружении народа: наклонившись, Он что-то чертит на земле. Под одному из толкований, это было перечисление грехов тех, кто пришел требовать суда над женщиной. Взгляд Иисуса бесстрастен и отрешен от всего суетного. Фарисеи окружили Христа и грешницу в ожидании разрешения ситуации. В людской толпе чувствуется напряжение: старые фарисеи наблюдают, сжав руки за спиной, они готовы разорвать женщину. Простые жители с сочувствием наблюдают за происходящей сценой, однако не решаясь в нее вмешаться.

Действие происходит на улице города возле храма, на стене которого начертаны десять заповедей. Один из фарисеев, изображенный напротив Иисуса, указывает на них перстом, апеллируя к исполнению Закона. Однако Спаситель не смотрит на него, указывая перстом на слова, написанные на песке и Он отвечает: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Ин. 8:7).

Позади, за происходящей сценой наблюдают ученики Господа, их выделяют сияющие нимбы на головах, свидетельствующие об их святости. Их лица рассудительны, они с состраданием смотрят на несчастную грешницу в окружении разъяренной толпы. Как известно, услышав ответ Иисуса, обвинители ничего не могли сказать в ответ и вынуждены были разойтись.

История

В 1848 году Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, став профессором Дрезденской академии, всей душой предался религиозному искусству. Важнейшим трудом этого творческого периода стало осуществление задуманного еще в Риме издания иллюстрированной Библии, которая вышла в свет в Лейпциге в 1852-1860 годах и принесло художнику обширную популярность во всей Европе. Книга содержит в себе 240 рисунков, гравированных на дереве.

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

1 Комментарий

  • alksen, 19.12.2025
    Перед нами — практически точная иллюстрация текста Евангелия. Конечно же, с учетом художественного языка, которым пользуется мастер.
    Фигура Христа словно отделена ото всех. По логике вокруг Него должны быть тишина, спокойствие, потому что вокруг Него — пустое пространство, за границей которого — суета, обличители женщины, так по-разному, но с одним смыслом, выражающие свое отношение к совершившей грех, но, прежде всего, предвкушающие как они «поймают на слове» Спасителя.
    Вроде бы Он как раз не обращает на них внимания, сосредоточен на том, что пишет на земле. Но неудобная поза Христа, такая, в которой долго не просидишь, а уже тем более сосредоточенно, стирает антитезу покой — суета.
    Три апостола на заднем плане изображены на одном уровне, над их головами с нимбами можно буквально провести линию. Прием изокефалии здесь представляется лишним.
    Ответить »