Исцеление слепорожденного

Исцеление слепорожденного

Сюжет

Картина  посвящена эпизоду из Евангелия от Иоанна о чуде исцеления слепого Иисусом Христом. Слепой от рождения юноша просил, по обыкновению, милостыню у храма. В это время Спаситель выходил из храма с учениками. Апостолы, увидев несчастного юношу, спросили Его: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?». Этот вопрос был не случаен: согласно иудейской традиции, считалось, что болезнь, какое-либо бедственное положение является проявлением гнева Божия в наказание либо за грехи рода, либо за деяния самого человека. В ответ на недоумение  апостолов Христос сказал: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Никто не виноват в том, что человек этот родился слепым». Прикоснувшись к глазам юноши Христос произнес: «Прозри, вера твоя спасла тебя». Речь Спасителя велась здесь не просто о телесной слепоте, а также о слепоте духовной. Родившийся слепым юноша символизирует собой падшего Адама. Вкусив от запретного плода, первые люди сделались слепыми духовно: их природа стала склонна ко злу, прилепившись к земным наслаждениям, они стали слепы, красота духовного мира закрылась для них. Милосердный Христос, явившись в мир, проповедуя Евангелие, открывает глаза слепому от рождения человечеству, подпавшему под власть греха.

Описание

Картина «Исцеление слепорожденного» была написана художником в стенах Художественной Академии в соответствии со строгими правилами классицизма. Следуя им, художник делит картину на три плана: на первом плане показана  сцена исцеления слепого юноши, на втором изображен город,  на третьем—  крепостные стены с башней.

Христос и слепой от рождения юноша помещены в середине композиции. Христос облачен по традиции в красный хитоном и синий гиматий, указывающие на Его Богочеловеческую природу. Слепой юноша одет в белый хитон, символизирующий его невиновность перед Богом. Таким образом, взгляд зрителя сосредоточен на нём и стоящем возле него Иисусе. Спаситель прикасается Своей рукой к глазам слепого, сделав брение из слюны и земли, которое нанёс ему на веки. Брение здесь символизирует воду крещения, земля, на которую Спаситель плюнул, – земную природу Адама, смазанные брением веки – это символ Крещения. Совсем скоро, умывшись в купели Силоам, незрячий прозреет и засвидетельствует о Божьей славе.

Апостолы, окружившие Христа,  обсуждают только что случившееся чудо. Другие свидетели чуда стоят поодаль, продолжая оживленно спорить, в чём же была причина слепоты – грех родителей ли на больном или он согрешил сам.

Композиция разворачивается перед зрителем, представляя собой подобие театральной сцены. Здесь также есть и бытовая сцена: слева у края картины художник изобразил юную девушку, возвращающуюся с реки и несущую  в корзине на голове выполосканное белье.

Всё внимание в картине направлено на Христа и слепорождённого, остальные персонажи играют второстепенную роль. Действие разворачивается на фоне массивных каменных зданий древнего Иерусалима. Кое-где виднеются пальмы, а вдали возвышаются холмы, окружавшие город. Картина лишена экспрессии, нет акцента на эмоциях героев. Художник подчеркивает, что все чудеса Иисус совершал не напоказ, а творил их, имея безграничную любовь ко всему человеческому роду, желая спасти его от власти греха и смерти.

История

Картина  посвящена эпизоду из Евангелия от Иоанна о чуде исцеления слепого Иисусом Христом.

Василий Павлович Худояров родился в 1829 году в Нижнем Тагиле в семье крепостных ремесленников и художников, занимавшихся лаковой росписью. Получив вольную, в 1858 г. художник уже в достаточно зрелом возрасте поступил в Академию художеств.

За академические курсовые работы Худояров был награжден двумя малыми (обе в 1862 году) и двумя большими (обе в 1863) серебряными медалями. В 1865 году Худояров окончил Академию с присвоением звания классного художника третьей степени. По окончании обучения писал портреты, пейзажи, жанровые картины, обращался к историческим и библейским сюжетам. Работал по заказам императорской семьи.

«Исцеление слепорождённого» было написано В. П. Худояровым во время его учёбы в Академии художеств. Точная дата создания произведения не установлена, но искусствоведы склоняются примерно к 1862-63 годам. Считается, что работу живописец выполнял на заказ для Выйско-Никольской церкви Нижнего Тагила в один из своих приездов на родину. Храм находился в процессе строительства, которое было завершёно к 1865 году, и возводился в качестве усыпальницы Демидовых.

 

Рекомендуемая литература

Комментировать