-
Дата создания: 1852—1860 гг.
-
Техника: гравюра
-
Материал: дерево
-
Размер: ?
-
В Библии: Чис. 21:4-9
Сюжет
Во время сорокалетнего странствования по пустынным землям Синайского полуострова еврейский народ часто роптал на тяжесть свой жизни, несмотря на то, что Господь Бог не оставлял своего попечительства, а испытания давал в качестве укрепления в вере. Но проходя окрестности Едома, народ снова начал роптать на Господа, и тогда Господь дал в наказание непокорному народу змеев, которые начали жалить их. Тогда Израильтяне попросили Моисея заступничества, и пророк воздвиг им медного змея: взглянув на него язвленный смертельным жалом оставался жив.
«От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути, и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых. И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей Господу о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе медного змея и выставь его на знамя, и если ужалит змей какого-либо человека, ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Чис.21:4-9).
Описание
На гравюре в центре композиции художник изобразил фигуру Моисея, воздвигающего на шесте медного змия, туловище которого обвивает древко. На переднем плане мы видим гибнущих от укусов змей израильтян, тщетно пытающихся защититься от их нападения. Обвитые змеиными телами люди демонстрируют беспомощность, не имея возможности избавиться от страшной напасти. Их фигуры движутся хаотически, охваченные предсмертной агонией.
Другая группа в правом углу, напротив, в мольбе взывает к пророку о спасении. Взоры их обращены к воздвигнутому змию – символу спасения, прообразу Иисуса Христа. Мольбы их не остаются тщетными – Господь спасает их, спеша на помощь и избавляя от змеиного жала.
Действие происходит на фоне пустынного пейзажа под открытым небом, здесь же показан военный стан — расставленные кочующим народом палатки.
История
В 1848 году Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, став профессором Дрезденской академии, всей душой предался религиозному искусству. Важнейшим трудом этого творческого периода стало осуществление задуманного еще в Риме издания иллюстрированной Библии, которое вышло в свет в Лейпциге в 1852—1860 годах и принесло художнику обширную популярность во всей Европе. Книга содержит в себе 240 рисунков, гравированных на дереве.
Рекомендуемая литература
- Толкования на Числа 21:7
- Пророк Моисе́й Боговидец
- Тест: Книга Чисел
- Моисей Библейская энциклопедия
- Змей медный Библейская энциклопедия
- Медный змий свт. Филарет Московский
- Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о Божественной Троице свт. Иоанн Златоуст
- Почему от угрызения змей повелел Бог врачевать медным змием? блж. Феодорит Кирский
- Пророки. Моисей
- Пророк Моисей: Вождь-освободитель
Комментировать