Нагорная проповедь

Нагорная проповедь

Сюжет

На представленном полотне иллюстрируется известный сюжет, представленный в Евангелии от Матфея и от Луки. Согласно евангельскому повествованию, «Нагорная проповедь» была произнесена Спасителем на горе, с чем, собственно, и связано её название: «Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их» (Мф.5:1-2).

Описание

В произведении Карла Блоха иллюстрируется известный евангельский сюжет: проповедь ученикам, которую произнес Господь, взойдя на гору. Господь сидит на каменном возвышении, указывает перстом на небеса.

Художник выделяет Христа среди расположившихся рядом учеников: Его фигура величественна, взгляд одновременно и кроток, и строг. Поднятая вверх рука – типичный жест оратора. Ученики внимательно слушают Его слова. Некоторые из них стоят, иные сидят у ног Спасителя. Кроме того здесь представлено множество прочих людей. Слушающие взирают на Спасителя, некоторые погружены в свои мысли, обдумывая услышанное.

Художник изображает раннее утро, восходящее солнце одаривает своим светом горные вершины, окрашивая их в нежно-розовый и бирюзовый цвета. Спаситель представлен в красном хитоне и синем гиматии. Два этих цвета в иконографии Господа Иисуса Христа традиционно интерпретируются как указывающие на Его человеческую (красный цвет) и Божескую (синий цвет) природы.

Мы видим эмоциональную глубину и психологизм в изображении персонажей – слова Спасителя относятся к каждому из присутствующих, которые воспринимают проповедь по-разному: на лицах одних людей задумчивость, у других – радость и восторг, иные еще испытывают сомнения, пытаясь уверовать.

История

Представленная картина художника является частью цикла картин на библейские сюжеты, написанных для украшения молитвенного зала королевского дворца Фредериксборг. Художник работал по заказу датского предпринимателя и мецената Я.К. Якобсена, который оплачивал восстановление здания после пожара. На исполнение этого цикла работ у художника ушло четырнадцать лет. Полотна были написаны по основным моментам из жизни Иисуса Христа и охватывали весь Его земной путь от рождения и до крестной смерти.

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

2 комментария

  • Тамара, 21.10.2024
    Синий плащ — это гиматий и есть. Красное одеяние — это хитон. Как написано в источниках.
    Ответить »
  • alksen, 13.07.2025
    Композиция закрытая, фигуры, расположенные справа и слева обрамляют ее, точнее, ограничивают. Слева это фигуры стоящих мужчины и девочки и коленопреклоненной женщины, справа — фигуры сидящих мужчин, а также большой камень. Снизу композицию тоже поддерживают, закрывают две фигуры слушающихся Спасителя. И вокруг Него — тоже круг внимающих Ему людей, но собравшихся, чтобы услышать Слово Божье гораздо больше — их много, и это множество передаётся с помощью приема, используемого в том числе и в иконописи — изображение полукругов голов. А у тех, кто находится рядом со Христом показаны различные, очень индивидуальные реакции на то, что Он говорит.
    Рука Христа поднята в жесте оратора, и этот жест еще больше акцентирует внимание зрителей на Его образе..
    Ответить »