Обра­ще­ние

Обраще́ние – пере­мена внут­рен­него рас­по­ло­же­ния чело­века, стрем­ле­ний его воли, ума, чувств (напри­мер, от без­бо­жия или идо­ло­по­клон­ства к Еди­ному Богу; от гре­хов­ной жизни к доб­ро­де­тель­ной; 2) призыв.

Пока­я­ние чело­века осно­вано на его обра­ще­нии к Богу, ибо только через позна­ние Боже­ствен­ной свя­то­сти чело­век может уви­деть свои грехи. Только через обра­ще­ние от гре­хов­ного мира к Богу как Источ­нику свя­то­сти и добра в чело­веке воз­ни­кает болез­нен­ное чув­ство скорби о допу­ще­нии грехов, и, как след­ствие, нена­висть к ним. Без обра­ще­ния к Все­свя­тому Богу чело­век нахо­дится в гре­хов­ном удо­вле­тво­ре­нии собой, поскольку не имеет Выс­шего кри­те­рия, в согла­сии с кото­рым должен судить и оце­ни­вать свою жизнь. Именно поэтому обра­ще­ние к Богу явля­ется осно­ва­нием для нрав­ствен­ного совер­шен­ство­ва­ния чело­века, кото­рое увен­чи­ва­ется живым соеди­не­нием с Богом, пре­бы­ва­нием в Самом Источ­нике свя­то­сти и добра.

В обра­ще­нии чело­века к Богу при­ни­мают уча­стие все силы чело­ве­че­ской души – ум, сердце и воля. Но если на ум и сердце Бог пре­иму­ще­ственно воз­дей­ствует Своей бла­го­да­тью, изме­няя и пре­об­ра­жая их состо­я­ние, то волю Он под­вер­гает испы­та­ниям, желая укре­пить сво­бод­ное дви­же­ние чело­века к вос­со­еди­не­нию с Собой. Поэтому клю­че­вым для обра­ще­ния чело­века к Богу явля­ется дви­же­ние чело­ве­че­ской воли, ведь именно в сво­бод­ном воле­вом дей­ствии чело­века Бог усмат­ри­вает искрен­нее жела­ние вечно пре­бы­вать с Ним.

«Духов­ная жизнь начи­на­ется с обра­ще­ния – со склон­но­сти воли, обра­ща­ю­щейся к Богу и отка­зы­ва­ю­щейся от мира. Слово «мир» взято здесь в его аске­ти­че­ском зна­че­нии. По учению свя­того Исаака Сирина, мир – это сово­куп­ность чело­ве­че­ских стра­стей. Для этого вели­кого аскета и мистика, стра­сти – это эле­менты, кото­рые сме­ня­ются в непре­рыв­ном тече­нии: «Где стра­сти пре­кра­щают свое тече­ние, там мир умер». Мир обо­зна­чает здесь рас­се­ян­ность души, ее блуж­да­ние вне самой себя, ее измену своей соб­ствен­ной при­роде. Ибо душа сама по себе бес­страстна, но, выходя во внеш­ний мир из своей внут­рен­ней про­стоты, под­вер­га­ется стра­стям. Отказ от мира есть вхож­де­ние души в самое себя, сосре­до­то­чен­ность, вос­ста­нов­ле­ние всего духов­ного суще­ства, воз­вра­ща­ю­ще­гося к обще­нию с Богом. Это обра­ще­ние совер­ша­ется сво­бодно, как совер­ша­ется и грех, кото­рый также есть сво­бод­ное раз­об­ще­ние с Богом. Таким обра­зом, обра­ще­ние есть посто­ян­ное усилие воли, направ­лен­ной к Богу».
В.Н. Лос­ский

Обра­ще­ние к Богу – это не при­со­еди­не­ние к опре­де­лён­ному сооб­ще­ству с целью полу­чить вечное спа­се­ние. Это смена при­о­ри­те­тов, смена цен­но­стей, при кото­рой чело­век при­ни­мает Христа как Гос­пода, как центр своей жизни. Хри­сти­а­нин – это не просто тот, кто имеет больше шансов полу­чить спа­се­ние, а чело­век, кото­рый берёт на себя обя­за­тель­ство слу­жить Богу в этой жизни и при­бли­жать Божье Цар­ство во всех его формах. Обра­ще­ние вклю­чает в себя личное очи­ще­ние, про­ще­ние, при­ми­ре­ние и обнов­ле­ние, и цель чело­века во всём этом заклю­ча­ется в том, чтобы стать участ­ни­ком вели­ких дел Божиих.
про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Федо­ров

«В наши дни очень трудно обра­тить необ­ра­зо­ван­ного чело­века, потому что ему все нипо­чем. Попу­ляр­ная наука, пра­вила его узкого круга, поли­ти­че­ские штампы и т.п. заклю­чили его в тем­ницу искус­ствен­ного мира, кото­рый он счи­тает един­ственно воз­мож­ным. Для него нет тайн. Он все знает. Чело­веку же куль­тур­ному при­хо­дится видеть, что мир очень сложен и что окон­ча­тель­ная истина, какой бы она ни была, обя­зана быть стран­ной».
К.С. Льюис

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки