Падение Вавилона

Падение Вавилона
  • Дата создания: 1866
  • Техника: гравюра
  • Материал: дерево
  • Размер: ?
  • В Библии: Откр. 18:1-6

Сюжет

В Священном Писании город Вавилон выступает в трёх аспектах: как столица некогда великого царства, развитой цивилизации; как символ поклонения земным благам, а также как аллегория великого Рима. Гордый языческий Рим времени Иоанна Богослова, согласно «Апокалипсису», будет обязательно разрушен, наподобие порушению знаменитой Вавилонской башни — символу человеческой гордыни. В Книге Апокалипсис этот сюжет описывается так: «После этого я увидел другого Ангела, сходящего с Неба, имеющего великую власть, и Земля была освещена его славой. Он воскликнул сильным голосом: «Пал, пал Вавилон Великий! И стала она жилищем бесов, и приютом всякого нечистого Духа, и приютом всякой нечистой и ненавистной птицы. Потому что все народы испили вина ярости её блуда, и земные цари совершали с ней блуд, и земные купцы разбогатели благодаря силе её роскоши». И я услышал другой голос с Неба, говорящий: «Выйдите из неё, народ мой, чтобы не участвовать вам в её грехах, и чтобы не получить вам её бедствий. Ибо её грехи накопились до Неба, и Бог вспомнил её неправедности» (Откр. 18.1: 1-5).

Описание

На гравюре Доре изображён результат разрушения некоего абстрактного, фантастического города города, символизирующего поклонение материальным благам.

На переднем плане картины мы видим руины некогда величественного города, центра человеческой цивилизации с прекрасными строениями: роскошными виллами, широкими улицами и высокими домами. Здесь когда-то жили люди, создавшими себе все условия для беззаботной, но, увы, безбожной жизни, погрязшей в разврате и всевозможных мирских развлечениях. Об этом напоминают статуи слонов, драконов, всевозможных животных, являющимися не только украшением, но и идолами, которым жители поклонялись, отвергнув истинного Бога-Творца, подателя духовных благ. Ныне же все повержено в прах – везде следы запустения и разрушения.

На первом плане перед зрителем предстает улица с руинами разрушенных домов, заваленная стертыми в прах плитами, ставшими пристанищем для диких зверей: волков и лисиц, рыщущих в поисках добычи. Стая диких птиц, свивших гнезда под крышами уцелевших домов, заполняет улицу громким отчаянным криком, похожим на вопль раненого человека.

На заднем плане представлены очертания величественного сооружения, вершина которого уже скрывается за облаками, не позволяя зрителю охватить взором строение целиком. Кажется, что город полностью вымер, лишь тени ночных призраков отпугивают случайно зашедшего сюда странника.

В ночное тревожной мгле по небу пробегают седые облака. Статуи угрюмых слонов безмолвно взирают на остатки былого великолепия. Воцарившаяся гнетущая тишина усиливает напряжение зрителя, ощущающего весь ужас трагического бедствия, явившегося следствием тяжких грехов, вопиющих к Божиему суду и отмщению.

Художник, тщательно изучивший бытовые особенности древних городов, в деталях изображает обстановку времени, что придает сцене достоверность.

История

Гюстав Доре создал сотни изысканных иллюстраций к сюжетам библейских рассказов. Его иллюстрации использовались в различных изданиях Библии на разных языках в Европе ХІХ века, а позже в странах Северной и Южной Америки. Основная работа над иллюстрацией Библии Гюставом Доре продолжалась 2 года с 1864 по 1866 гг. За это время было сделано 230 иллюстраций: 152 рисунка к библейским сюжетам Ветхого Завета и 78 иллюстраций к Новому Завету.

Благодаря реализму своего стиля Доре дал вторую жизнь этим рассказам, описывающим события Священного Писания. В иллюстрациях Доре библейские герои и места событий выглядят правдоподобно и неподдельно.

В год окончания работы над иллюстрациями в 1866 г. французский издательский дом «Alfred Mane et fils» выпустил Библию с иллюстрациями Доре. В Англии права на издание этой книги были приобретены лондонским издательством «Cassell, Petter and Galpin». С 1866 г. по 1870 г. Библия выходила в Лондоне и Нью-Йорке. В России издание Библии с иллюстрациями Гюстава Доре в трех томах было выпущено в 1876 г издательством Маврикия Осиповича Вольфа.

Критика

Работоспособность Гюстава удивляла даже его близких. Художник Бурделен, приятель Доре, вспоминал, как тот, переходя от одного наброска к другому, за одно утро создал не менее 20 картин.

Рекомендуемая литература

Комментировать