Вавилон

( Вавилон 4 голоса: 5 из 5 )

 

Вавило́н — 1) древний город, располагавшийся на территории Месопотамии; 2) образ, символизирующий богоборцев; 3) символ, связанный с царством антихриста, обозначающий могущественные и коварные богопротивные силы.

1) Впервые Писание сообщает о Вавилоне в связи с замечанием о царстве Нимрода, потомка Хама (Быт. 10:8-10). Затем этот город упоминается в рассказе о строительстве башни, прерванном в результате смешения языка тех людей, что участвовали в стройке (Быт. 11:4-8). Собственно, само название «Вавилон» и означает смешение: «ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт. 11:9).

На протяжении многолетней истории Вавилон подвергался разрушениям и восстановлению. Особого политического и экономического влияния город достиг при Навуходоносоре (Дан. 4:27). В период правления этого царя и под его руководством произошло насильственное переселение евреев из Южного царства на территорию Вавилонского. Период плена продлился около семидесяти лет. А после захвата Вавилона персами евреи, по распоряжению Кира, персидского царя, были отпущены на родину (2Пар. 36:22-23).

Со времени владычества персов Вавилон шаг за шагом утрачивал свое былое могущество и приближался к упадку. Ко времени явления Христа он уже представлял собой груду развалин. Так реализовалось грозное пророчество: «Вавилон будет грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием, без жителей» (Иер. 51:37).

2) В рамках библейской и святоотеческой символики образ Вавилона нередко прилагается к богоборчеству и богоборцам, что, конечно же, не случайно. Ведь этот город, как никакой другой, явил в себе «царство от мира сего», тогда как Царство Божие — «не от мира сего» (Ин. 18:36).
— Там впервые в истории был намечен и брошен общенародный вызов Владыке (Быт. 11:4).
— Там правили нечестивые цари (в Книге пророка Исаии Вавилонский царь поставлен в один ряд с сатаной (Ис. 14:4-20)).
— Поклонение кумирам доходило в Вавилоне до такой ужасающей черты, что и сама земля, на которой он был расположен, называлась землей истуканов, а о его жителях говорилось, что они обезумеют от идольских страшилищ (Иер. 50:38).
— Наряду с идолопоклонством в Вавилоне процветало чародейство и волшебство (Ис. 47:9).
— Чрезмерная роскошь, величие и богатство Вавилона, отчего его называли красою царств и гордостью Халдеев (Ис. 13:19), сочетались с изнеженностью и беспечностью его жителей (Ис. 47:8).
— Мудрость и знания вавилонян доводили их до крайней степени гордыни (Ис. 47:10).
— После разграбления Иерусалимского храма часть священных сосудов была размещена в Вавилонском языческом капище (2Пар. 36:7). А царь Валтасар не побоялся поить из священных сосудов вельмож, жен и наложниц (Дан. 5:3).

3) В особом значении образ нечестивого Вавилона используется при отображении грядущих событий, связанных с правлением антихриста, сына погибели.

Так, в Откровении Иоанна Богослова приводится описание великой блудницы, на челе которой запечатлена надпись: «тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Откр. 17:5). В этой же Книге указывается и на падение Вавилона: «пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы» (Откр. 14:8) (см. подробнее: свт. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова).

Под блудом здесь следует понимать развращение и растление человека в широком значении этого слова, но прежде всего — богоборчество (заметим, что в этом же отношении блудницей именовался и Иерусалим (Иез. 23:11,17)).

В своём первом Соборном послании апостол Петр упоминает «церковь в Вавилоне» (1Петр.5:13). Большинство толкователей считают, что это наименование следует понимать в аллегорическом смысле как Рим (см. подробнее).

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru