Вави­лон

***

Вавило́н — 1) древ­ний город, рас­по­ла­гав­шийся на тер­ри­то­рии Месо­по­та­мии; 2) образ, сим­во­ли­зи­ру­ю­щий бого­бор­цев; 3) символ, свя­зан­ный с цар­ством анти­хри­ста, обо­зна­ча­ю­щий могу­ще­ствен­ные и ковар­ные бого­про­тив­ные силы.

1) Впер­вые Писа­ние сооб­щает о Вави­лоне в связи с заме­ча­нием о цар­стве Ним­рода, потомка Хама (Быт. 10:8–10). Затем этот город упо­ми­на­ется в рас­сказе о стро­и­тель­стве башни, пре­рван­ном в резуль­тате сме­ше­ния языка тех людей, что участ­во­вали в стройке (Быт. 11:4–8). Соб­ственно, само назва­ние «Вави­лон» и озна­чает сме­ше­ние: «ибо там смешал Гос­подь язык всей земли, и оттуда рас­сеял их Гос­подь по всей земле» (Быт. 11:9).

На про­тя­же­нии мно­го­лет­ней исто­рии Вави­лон под­вер­гался раз­ру­ше­ниям и вос­ста­нов­ле­нию. Осо­бого поли­ти­че­ского и эко­но­ми­че­ского вли­я­ния город достиг при Наву­хо­до­но­соре (Дан. 4:27). В период прав­ле­ния этого царя и под его руко­вод­ством про­изо­шло насиль­ствен­ное пере­се­ле­ние евреев из Южного цар­ства на тер­ри­то­рию Вави­лон­ского. Период плена про­длился около семи­де­сяти лет. А после захвата Вави­лона пер­сами евреи, по рас­по­ря­же­нию Кира, пер­сид­ского царя, были отпу­щены на родину (2Пар. 36:22–23).

Со вре­мени вла­ды­че­ства персов Вави­лон шаг за шагом утра­чи­вал свое былое могу­ще­ство и при­бли­жался к упадку. Ко вре­мени явле­ния Христа он уже пред­став­лял собой груду раз­ва­лин. Так реа­ли­зо­ва­лось гроз­ное про­ро­че­ство: «Вави­лон будет грудою раз­ва­лин, жили­щем шака­лов, ужасом и посме­я­нием, без жите­лей» (Иер. 51:37).

2) В рамках биб­лей­ской и свя­то­оте­че­ской сим­во­лики образ Вави­лона нередко при­ла­га­ется к бого­бор­че­ству и бого­бор­цам, что, конечно же, не слу­чайно. Ведь этот город, как ника­кой другой, явил в себе «цар­ство от мира сего», тогда как Цар­ство Божие — «не от мира сего» (Ин. 18:36).

  • Там впер­вые в исто­рии был наме­чен и брошен обще­на­род­ный вызов Вла­дыке (Быт. 11:4).
  • Там пра­вили нече­сти­вые цари (в Книге про­рока Исаии Вави­лон­ский царь постав­лен в один ряд с сата­ной (Ис. 14:4–20)).
  • Покло­не­ние куми­рам дохо­дило в Вави­лоне до такой ужа­са­ю­щей черты, что и сама земля, на кото­рой он был рас­по­ло­жен, назы­ва­лась землей исту­ка­нов, а о его жите­лях гово­ри­лось, что они обе­зу­меют от идоль­ских стра­ши­лищ (Иер. 50:38).
  • Наряду с идо­ло­по­клон­ством в Вави­лоне про­цве­тало чаро­дей­ство и вол­шеб­ство (Ис. 47:9).
  • Чрез­мер­ная рос­кошь, вели­чие и богат­ство Вави­лона, отчего его назы­вали красою царств и гор­до­стью Хал­деев (Ис. 13:19), соче­та­лись с изне­жен­но­стью и бес­печ­но­стью его жите­лей (Ис. 47:8).
  • Муд­рость и знания вави­ло­нян дово­дили их до край­ней сте­пени гор­дыни (Ис. 47:10).
  • После раз­граб­ле­ния Иеру­са­лим­ского храма часть свя­щен­ных сосу­дов была раз­ме­щена в Вави­лон­ском язы­че­ском капище (2Пар. 36:7). А царь Вал­та­сар не побо­ялся поить из свя­щен­ных сосу­дов вель­мож, жен и налож­ниц (Дан. 5:3).

3) В особом зна­че­нии образ нече­сти­вого Вави­лона исполь­зу­ется при отоб­ра­же­нии гря­ду­щих собы­тий, свя­зан­ных с прав­ле­нием анти­хри­ста, сына поги­бели.

Так, в Откро­ве­нии Иоанна Бого­слова при­во­дится опи­са­ние вели­кой блуд­ницы, на челе кото­рой запе­чат­лена над­пись: «тайна, Вави­лон вели­кий, мать блуд­ни­цам и мер­зо­стям земным» (Откр. 17:5). В этой же Книге ука­зы­ва­ется и на паде­ние Вави­лона: «пал, пал Вави­лон, город вели­кий, потому что он ярост­ным вином блуда своего напоил все народы» (Откр. 14:8) (см. подроб­нее: свт. Андрей Кеса­рий­ский. Тол­ко­ва­ние на Апо­ка­лип­сис св. Иоанна Бого­слова).

Под блудом здесь сле­дует пони­мать раз­вра­ще­ние и рас­тле­ние чело­века в широ­ком зна­че­нии этого слова, но прежде всего — бого­бор­че­ство (заме­тим, что в этом же отно­ше­нии блуд­ни­цей име­но­вался и Иеру­са­лим (Иез. 23:11,17)).

В своём первом Собор­ном посла­нии апо­стол Петр упо­ми­нает “цер­ковь в Вави­лоне” (1Петр.5:13). Боль­шин­ство тол­ко­ва­те­лей счи­тают, что это наиме­но­ва­ние сле­дует пони­мать в алле­го­ри­че­ском смысле как Рим (см. подроб­нее).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки