Последние минуты жизни митрополита Филиппа. Малюта Скуратов входит в келью

Последние минуты жизни митрополита Филиппа. Малюта Скуратов входит в келью
  • Дата создания: 1889
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 246,5×186,5

Сюжет

Новоскольцев приобрел популярность своими историческими полотнами на сюжеты из эпохи опричнины. Темой картины стала трагическая судьба святителя Русской Православной Церкви митрополита Филиппа, бесстрашно обличавшего Ивана Грозного в преступлениях против невинных людей и требовавшего прекращения массовых пыток и казней.

В 1568 году по настоянию Ивана Грозного был созван церковный собор, на котором Филипп с помощью лжесвидетелей был обвинен в различных преступлениях. Низложенного митрополита, обрядив в монашескую рясу, заточили в одну из обителей. Через год, когда Филипп находился в Тверском Отроч монастыре, явившийся к нему опричник Малюта Скуратов задушил его, заявив монастырским властям, что митрополит умер по их небрежению. Художник попытался решить эту историческую сцену как нравственный поединок двух антиподов, как столкновение добра и зла.

Описание

В картине мы видим как рыжебородый Малюта Скуратов входит в келью к «разжалованному» митрополиту Филиппу. По лицам персонажей сразу видно классическое противопоставление добра и зла – митрополит Филипп уже ожидает смертного приговора, Малюта изображен как типичный злодей: с грубым, словно вырубленным топором лицом, в колпаке, похожем на одеяния палача, отворяющим дверь кельи старца.

Филипп изображен стоящим на коленях перед образом Иисуса Христа. Он погружен в молитву, предав себя полностью в руки Божественному Промыслу.

Картина построена на контрасте, который проявляется не только в изображении главных персонажей, но и второстепенных деталей. Вид темницы, ее устройство свидетельствуют о молитвенном подвиге святителя, о его постоянном бдении и заботе о собственной душе.

Личность Малюты внушает зрителю противоположное чувство – вся его фигура, решетка темничной двери, выставленная вперед нога: всё это свидетельствует о его злонамеренном деянии. Как христианин палач мог отпустить свою жертву, но Малюта не чувствует ничего – ему безразлично, кого убивать. Его зачерствевшая душа утратила всякое человеческое чувство и разумение, для него нет ни Бога, ни души, ни загробного мира. Перед нами по сути дела чудовище, утратившее человеческий облик.

Следует отметить, что проблематика опричнины явно занимала художника, ведь к ней он обращался не раз и именно в рамках этой темы написал свои самые пронзительные картины.

История

Сюжетом картины стала трагическая судьба митрополита Филиппа – святителя Русской Православной Церкви, бесстрашно обличавшего Ивана Грозного в преступлениях против невинных людей и требовавшего прекращения массовых опричных пыток и казней… Низложенного митрополита в 1568 г., обрядив в монашескую рясу, заточили в одну из обителей. Через год, когда Филипп находился в Тверском Отроч монастыре, явившийся к нему опричник Малюта Скуратов задушил его, заявив затем монастырским властям, что митрополит умер «по их небрежению».

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

6 комментариев

  • Harry Starling, 06.01.2024
    Только наверное «перед» образом Иисуса Христа, а не «над» образом Иисуса Христа.
    Ответить »
  • kozhelga, 22.01.2024
    Употреблен славянизм, устойчивое выражение, которое означает молитву перед Богом, то есть активное молитвенное действие, взывание к самому Богу, Божией Матери, Святому, изображенному на иконе. Например у художника по русски «работать над образом», по церковнославянски «творити молитвы над образом». В русском языке мы молимся «перед образом», но работаем «над книгой», то есть пишем книгу.
    Ответить »
  • р.Б, 22.01.2025
    Что значит «обрядили в рясу»?
    Филипп был монахом и ряса была его повседневной одеждой вне богослужения. Служил он в митрополичьем облачении.
    В житии написано «одели в рубище».
    На картине святитель Филипп изображён не в рясе, а в подряснике. У рясы широкие рукава.
    Ответить »
    • kozhelga, 28.01.2025
      Облачение, которое мы видим сейчас, это уже поздняя традиция. Пришла из Греции. Ряса походила на кафтан. Об этом в словаре: «Русская ряса происходит от кафтана-однорядки. До XVII столетия духовенство носило именно такие кафтаны, а не рясы. Формирование же русской рясы произошло под влиянием проникновения в Россию греческих одеяний для духовенства. Кафтаны, в которых ходили батюшки, могли быть сшиты из сукна разных цветов: малинового, фиолетового, зелёного. Они имели узкие рукава — в отличие от возникшей позднее русской рясы». На нашем сайте тоже читаем: «На Руси долгое время греческие рясы соседствовали с кафтанами-однорядками черного цвета, причем кафтаны как правило имели узкие рукава. Большой московский собор 1666-1667 гг. разрешил официально носить русскому духовенству греческие рясы. На Руси рясу шили как правило из льна (неокрашенного или черного) или сукна».
      Ответить »
    • kozhelga, 28.01.2025
      Рубище не ряса и не подрясник.Это лохмотья.
      Ответить »
  • alksen, 03.02.2025
    В этой работе четкое противопоставления добра и зла. История запомнила одного из героев этой работы не с христианским именем Григорий, данным ему при рождении, а с прозвищем – Малюта. Другой герой, антагонист — человек, который готовится принять мученическую смерть. Никаких полутонов, нюансов: четко показывается, кто из героев на какой стороне. Митрополит Филипп (да, в момент, когда разворачивается действия картины он формально не митрополит, но не случайно же Церковь вспоминает святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси) обращен ко Господу, в Котором для него смысл жизнь и никакие земные искушения, ни обещания благ мира сего, ни ожидание смерти не могут отвести его от выбранного пути. Вся его жизнь – служение Богу. А потому вполне понятно, кому служит его антагонист, служит в глобальном смысле. И также понятно, за кем окончательная победа…
    Ответить »