Смерть Иоанна Крестителя

Смерть Иоанна Крестителя
  • Дата создания: 1860
  • Техника: Гравюра
  • Материал: Дерево
  • Размер: ?
  • В Библии: Мф. 14:9-11

Сюжет

Иоанн был последним пророком Ветхого Завета, его целью была подготовка избранного народа к встрече обещанного Мессии. Святой не имел лицеприятия и был строг и требователен к духовным лидерам Израиля: «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Мф. 3:7). Обличительное слово пророка не миновало царя Ирода, повелевая ему прекратить сожительство с женой своего брата и не вводить народ Божий в соблазн. За свои слова Иоанн Предтеча был заключен Иродом в темницу.

В день рождения царя его падчерица Саломея танцевала для гостей и очень угодила Ироду, который обещал в награду исполнить любое её желание. Подученная матерью, девица просила смерти пророка. «И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей» (Мф. 14:9-11).

Описание

Смерть величайшего из пророков является частым сюжетом в религиозной живописи. На гравюре мастера, иллюстрирующей этот евангельский рассказ, показана сцена усекновения главы Иоанна Предтечи. На первом плане изображены три человека: палач, совершивший убийство Иоанна Предтечи по приказу царя Ирода, супруга царя – Иродиада и ее дочь Саломея. Палач расположен спиной к зрителю, в левой руке его глава Иоанна, а в правой – меч, касающийся обезглавленного тела Пророка. Рядом с блюдом, на которое стекает кровь от главы убиенного праведника, стоит Саломея, нисколько не смущаясь произошедшей казнью. Девушка облачена в роскошные одежды, на голове ее венок с вплетенными цветами, но на юном и прекрасном лице печать равнодушия и презрения.

В центре композиции возвышается массивная фигура Иродиады, которая с нескрываемой злобой и торжеством смотрит на происходящую цену убийства. На ее мясистом уродливом лице гримаса довольства и радости оттого, что обличающий ее праведник убит и теперь вся полнота власти над супругом содержится в ее руках. Подбоченившись, она взирает на сцену убийства, которая стала результатом ее хитрой интриги. Ее поза демонстрирует высокомерие и превосходство.

Рядом с обезглавленным телом мы видим еще одного персонажа – томящегося в темнице узника, наблюдавшего сцену убийства. Он молитвенно сложил руки, почитая Иоанна как великого праведника и пророка. Лицо его исполнено глубокой печали и сожаления.

На заднем плане в арочном проеме второго этажа представлена сцена празденства: царь Ирод, собравшись с гостями, продолжает пировать, не обращая внимания на произошедшее убийство. Он до конца не осознает совершенного им преступления. Симпатизируя Иоанну, царь в пьяном угаре, пленившись красотой Саломеи, совершил тягчайшее преступление, о котором вскоре будет сожалеть. Но в настоящий момент устроенное им торжество продолжается, и царь с поднятым кубком, наполненным пьянящим вином с удовольствием принимает льстивые хвалы своих послушных вассалов.

История

В 1848 году Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, став профессором Дрезденской академии, решил осуществить задуманное им издание «Библии в иллюстрациях» . Книга вышла в свет в Лейпциге в 1852-1860 годах и принесла художнику обширную популярность во всей Европе. Издание содержит в себе 240 рисунков, гравированных на дереве.

Рекомендуемая литература

Комментировать