Воскрешение сына вдовы из Наина

Воскрешение сына вдовы из Наина
  • Дата создания: 1879
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 149×222 см
  • В Библии: Лк. 7:13-14

Сюжет

Картина иллюстрирует рассказ из Евангелия от Луки об одном из чудес, совершенных Иисусом. Согласно истории, Господь с учениками пришел в город Наин, где у вдовы скончался единственный сын. Траурная церемония удалялась от городских ворот к месту захоронения усопшего. Как свидетельствует Писание, увидев убитую горем мать, «Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!» (Лк. 7:13-14).

Описание

Перед зрителем запечатлен момент чудесного воскрешения сына Наинской вдовы. Художник переносит действие в пустынную местность, освещенную первыми лучами восходящего солнца. Еще не рассеялась до конца ночная мгла, но вдали уже видны четкие контуры домов, ярко-белые крепостные стены на фоне тающих в туманной дымке горных вершин. На первом плане траурная процессия, движущаяся в сторону городского кладбища. Опечаленные лица родственников, столпившихся у тела покойника, лежащего на носилках и укрытого черным покрывалом. Его мертвенно-бледное лицо внушает ужас перед неизбежной поступью смерти, как символ ее в правом углу засохшая трава с увядшими листьями. Жизнь человеческая бренна, смерть неизбежна, но в сердце человека теплится надежда: с молитвой мать взывает к Богу, и все живое вторит ей. Природа оживает подобно зеленеющим вдали деревьям и ярко-алым макам, пробивающимися сквозь безжизненную каменистую почву.

Символом этой борьбы жизни и смерти становятся две фигуры: Христос и мертвый юноша, сын безутешной вдовы, молящей Спасителя о воскресении единственного сына. Белоснежные одеяния Спасителя и черное облачение покойного составляют разительный контраст. Мольба вдовы, ее горячая вера приводит к невиданному чуду – в окоченевшее безжизненное тело возвращается дыхание, еще одно мгновение и юноша поднимется с носилок. Властным жестом вытянутой руки Иисус Христос – победитель смерти и ада повелевает умершему воскреснуть, показывая, что Он есть всемогущий Бог, разрушивший узы смерти. Лица людей в толпе выражают изумление и некоторое недоверие свершившемуся чуду. Но, как только юноша встанет живой, трепетное благоговение охватит сердца этих бедных людей, ведь перед ними Тот, Кого они так долго ждали – Спаситель мира, победитель ада.

История

Написанное в 1879 году произведение В.А. Котарбинского относится к периоду расцвета творческой деятельности художника.

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

2 комментария

  • aloks, 31.08.2024
    Действие картины разворачивается за воротами города, стены которого виднеются вдали: все, связанное со смертью — считалось нечистым, мертвых относили хоронить подальше… Эту дальность, удаленность художник как-то особенно подчеркивает. Хотя по Евангелию Христос встретился с траурной скорбной процессией, приблизившись к городским воротам (см. Лк. 7:12). То есть представляется, что Он был почти около них, а не столь удаленно, как в работе.
    Но Христос — «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38) и потому Ему не зазорно не просто подойти умершему, но — коснуться его, чтобы приказать встать, вернуть к земной жизни. Вернуть из любви и жалости.
    В картине подчеркивается не момент сострадания вдове, это и так помнят все, знающие Евангельскую историю, а нечто другое.
    Христос в белом одеянии с поднятой рукой возвышается над темной фигурой умершего. Спаситель в данную минуту ведёт себя, как имеющий власть и право делать то, что Он делает. И побеждает смерть, хотя время окончательной победы над ней пока ещё не пришло, Ему ещё предстоят страшная смерть на кресте и Воскресение.
    Ответить »
    • kozhelga, 31.08.2024
      Вообще тема смерти и воскресения интересна с богословской точки зрения. Примечательно, что в советское время старались избегать этой темы: например, похоронные бюро не имели вывески, на кладбищах не приветствовались кресты на могилах, хотя их ставили. Также в литературе данная тема табуировалась. В наше время вроде бы цензуры нет, но не принято развивать эту тему. Здесь две крайности: либо уклон в декадентство, либо в безбожный «оптимизм», где единственную ценность имеют деньги.
      Ответить »