Сошествие Христа во ад

Сошествие Христа во ад

Сюжет

Среди греческих мозаик мозаики Хосиос Лукас являются наиболее архаичными. Они лежат в стороне от линии развития константинопольского искусства, будучи тесно связаны со старыми, чисто восточными традициями.

Композиция «Сошествие Христа во ад» заменяет собой образ Воскресения и передает основной смысл праздника – избавление людей от уз вечной смерти. В византийской традиции она имеет название «Воскресение» (Ανάστασις).

Основным источником иконографии «Сошествия во ад» является апокрифическое Евангелие от Никодима (II-IV вв.), авторство которого приписывается тайному ученику Иисуса Христа, фарисею Никодиму. Некоторые другие источники ссылаются на это Евангелие и также говорят о сошествии Господа во ад. Это «Слово якорное» свт. Епифания Кипрского (IV в.), гомилии Евсевия, епископа Александрийского «О сошествии Иоанна Крестителя во ад» и «О сошествии Господа во ад» (V-VI вв.). Также об этом событии говорится в святоотеческих пасхальных поучениях и богослужебных текстах.

Описание

Перед нами мозаика со сценой Сошествия Спасителя во ад. Иконография этой композиции сложилась на основе текстов «Псалтыри», «Послания апостола Петра» и главным образом под влиянием апокрифических сочинений – «Евангелия Никодима» и «Слова Евсевия», где повествуется о том, что после того как распятый Христос «испустил дух»,Он сошел в бездну адову, чтобы вывести оттуда прародителей Адама и Еву, царей Давида и Соломона и других пророков и праотцев, первородный грех которых он искупил Своею смерть, будучи распятым на Кресте.

Эта сцена и представлена в данной мозаике. В центре композиции стоит Христос, под ногами у Него сокрушенные врата ада в виде сложенных крест-накрест врат ада, которые отныне сокрушены. Как свидетельство разрушения уз преисподней здесь же изображены обрывки цепей, сломанные замки и ключи. Сам Ад представляется в виде символического раскола земли.

Рядом с Христом из саркофага восстают освобожденные от уз смерти Адам и Ева. Христос крепко сжимает Адама за запястье, Ева протягивает к Христу руки в знак смиренной просьбы, её рука покрыта краем одежд – это так называемые «покровенные» руки, знак благоговения, часто используемый в иконописи. С другой стороны стоят две царственные особы, старец и юноша – это ветхозаветные цари юный Давид и древний летами Соломон.

Мозаики храма Осиос Лукас в Фокиде датируются XI столетием. Декоративная система имеет ряд специфических особенностей, выдающих местное происхождение памятника. Сцена Сошествие во ад находится в нарфике. По стилю мозаики Хосиос Лукас занимают совершенно особое место. Это типично монашеское провинциальное искусство, полное сурового аскетизма. Коренастые, большеголовые фигуры представлены в застывших фронтальных позах, большие глаза придают лицам строгое, сосредоточенное выражение, красочная моделировка заменена плоскостной трактовкой, характеристика конкретного пространства сведена до минимума, преобладают тяжелые, угловатые линии, композиции распластываются по плоскости, имея в себе что-то неподвижное и легко распадаясь на отдельные составные звенья. Но здесь же и небесная красота мозаической палитры, интенсивность красок. На густых золотых фонах эффектно выделяются синие, малиновые, темно-фиолетовые, зеленые и розовато-малиновые цвета. Мозаичисты охотно прибегают в трактовке одеяний к шанжирующим тонам: белый цвет незаметно переходит в различные оттенки серого, зеленого, синего, фиолетового и коричневого, а малиновый цвет – в розовый. Значительные плоскости мозаик заняты мрачным черным цветом, в который окрашены одеяния многих святых.

История

Осиос Лукас – православный монастырь в Греции, основанный преподобным Лукой Елладским. Он знаменит великолепными мозаиками, древнейшие из которых восходят к XI веку. Строительство монастыря приходится на конец Х – начало XI века, в период так называемого Македонского ренессанса, когда Византия вновь стала мощной державой, а успешные войны императоров Македонской династии расширили пределы империи.

Рекомендуемая литература

Комментировать