Сошествие во ад

***

Соше́ствие во ад – нис­ше­ствие Спа­си­теля душою в ад (состо­яв­ше­еся после смерти на Кресте  (до Вос­кре­се­ния)), в целях победы над адом, диа­во­лом, смер­тью, осво­бож­де­ния из адовых темниц заклю­чен­ных там вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков.

soshestvie vo ad - Сошествие во ад

Дог­ма­ти­че­ское опре­де­ле­ние Церкви по этой теме гово­рит сле­ду­ю­щее: «Душа Христа, хотя и отде­лен­ная от Его тела, всегда оста­ва­лась соеди­нен­ной с Боже­ством и вместе с Ним сошла в ад.. мы доста­точно удо­сто­ве­рены, что это так, мно­гими пес­но­пе­ни­ями Церкви на эту тему, кото­рые учат, что Хри­стос сходил в ад Своей душой и Боже­ством. Как осо­бенно изла­гает [этот догмат] данный цер­ков­ный тро­парь: “Во гробе плотью, а в аду с душой как Бог, в раю же с раз­бой­ни­ком и на пре­столе был Ты, Христе, с Отцом и Духом, все напол­няя, Бес­пре­дель­ный”. Осво­бо­див оттуда души святых пра­от­цов, Он ввел их в рай вместе с раз­бой­ни­ком, уве­ро­вав­шим в Него, когда Он был распят» (Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние. Ч. 1, вопр. 49). Согласно «Про­стран­ному хри­сти­ан­скому кате­хи­зису», «Гос­подь Иисус Хри­стос нис­хо­дил во ад для того, чтобы и там про­по­ве­до­вать победу над смер­тью и осво­бо­дить души, кото­рые с верой ожи­дали Его При­ше­ствия».

Души пра­вед­ни­ков, как и греш­ники, схо­дили после смерти в ад, в силу все­об­щей гре­хов­но­сти чело­ве­че­ского рода (Рим.3:10), однако, «одни с неудо­воль­ствием пере­но­сили оное пора­бо­ще­ние и раб­ство и моли­лись, чтобы раз­ру­шено было узи­лище и раз­ре­ши­лись оные узы, и желали, чтобы глава тирана сокру­шена была плен­ни­ками, а другим ничто насто­я­щее не только не каза­лось стран­ным, но они еще и уте­ша­лись, нахо­дясь в раб­стве» (пра­вед­ный Нико­лай Кава­сила).

Соше­ствие Христа во ад вспо­ми­на­ется за бого­слу­же­нием Вели­кой Суб­боты Страст­ной Сед­мицы.

Тема соше­ствия Христа в ад широко исполь­зу­ется в бого­слу­жеб­ных текстах Окто­иха, пост­ной и цвет­ной Три­одей.

Откуда про­изо­шло учение о пре­бы­ва­нии пра­от­цов в аду?

Свт. Инно­кен­тий Хер­сон­ский пишет, что «оно древ­нее и пере­шло к хри­сти­а­нам из Иудей­ской Церкви: идя по векам, можно ука­зать следы его. В Иудей­ской Церкви сна­чала было мнение, что души все пере­хо­дят в шеол, без раз­ли­чия злых от добрых, ибо шеол в то время озна­чало у них вообще загроб­ное состо­я­ние, о кото­ром они имели поня­тия кон­фуз­ные (неопре­де­лен­ные). Потом, по мере раз­ви­тия умствен­ных сил евреев и по мере про­яс­не­ния поня­тия о веч­но­сти, они начали отли­чать в шеоле лоно Авра­амово, геенну и прочее, но преж­ние поня­тия оста­ва­лись. И потому, вслед­ствие родив­ше­гося у них поня­тия о чув­ствен­ном тыся­че­лет­нем цар­ство­ва­нии Мессии на земле, они пред­став­ляли, что Мессия, для достав­ле­ния бла­жен­ства умер­шим, низой­дет во ад и не только изве­дет оттуда души пра­от­цев их, но вос­кре­сит и самые тела. Ибо, не пред­по­ло­жив вос­кре­се­ния их, нельзя пред­ста­вить, как они могут раз­де­лять чув­ствен­ные блага с оста­ю­щи­мися на земле тыся­че­ле­тия. Это мнение, явно, не могло перейти в таком виде в Цер­ковь Хри­сти­ан­скую, ибо она не при­знала чув­ствен­ного тыся­че­ле­тия Мессии. Потому-то хри­сти­ане взяли из него только одну черту: именно ту, что Иисус Хри­стос изве­дет из ада пра­вед­ни­ков, – но что вос­кре­сит их, этого не при­няли, ибо не для чего».

Кого Хри­стос вывел из ада?

Как пока­зано выше, дог­ма­ти­че­ское учение Церкви гово­рит о спа­се­нии Хри­стом вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков, «кото­рые с верой ожи­дали Его При­ше­ствия», и вообще всех тех, кто вос­при­няли Его про­по­ведь (в аду). Однако вопрос о том, все ли души были выве­дены из ада или только их часть, не имеет еди­но­глас­ного раз­ре­ше­ния.

Вот слова св. папы Рим­ского Гри­го­рия Двое­слова, выска­зан­ные в письме к двум Кон­стан­ти­но­поль­ским кли­ри­кам: «После отбы­тия вашего я узнал… что ваша любовь гово­рила, будто бы Все­мо­гу­щий Гос­подь Спа­си­тель наш Иисус Хри­стос, сойдя во ад, всех, кото­рые там испо­ве­дали Его Богом, спас и осво­бо­дил от заслу­жен­ных нака­за­ний. Желаю, чтобы ваше брат­ство думало об этом совсем иначе, а именно, что Сошед­ший во ад осво­бо­дил по бла­го­дати своей только тех, кото­рые и веро­вали, что Он при­и­дет, и жили по Его запо­ве­дям. Ибо известно, что и по вопло­ще­нии Гос­пода никто не может спа­стись, даже из тех, кто верует в Него, если не будет жить по вере, как напи­сано: “Кто гово­рит: «я познал Его», но запо­ве­дей Его не соблю­дает, тот лжец” (1Ин.2:4); “вера без дел мертва” (Иак.2:26). Итак, если ныне веру­ю­щие без добрых дел не спа­са­ются, а неве­ру­ю­щие и осуж­ден­ные спа­сены без добрых дел Гос­по­дом, сошед­шим во ад, то участь тех, кото­рые не видели вопло­тив­ше­гося Гос­пода, гораздо лучше тех, кото­рые роди­лись уже после тайны вопло­ще­ния. Сколь же глупо так гово­рить и думать, об этом сви­де­тель­ствует сам Гос­подь, когда гово­рит уче­ни­кам: “Многие про­роки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели” (Лк.10:24). Но чтобы долго не зани­мать мне любви вашей моим рас­суж­де­нием, сове­тую вам про­чи­тать, что напи­сал о сей ереси Филаст­рий в книге своей о ересях. Вот его слова: “Есть ере­тики, кото­рые гово­рят, что Гос­подь, сойдя во ад, про­по­ве­до­вал там о Себе всем уже после их смерти, дабы те, кото­рые там Его испо­ве­дуют, спас­лись, тогда как это про­тивно словам про­рока Давида: во аде же кто испо­вестся Тебе (Пс.6:6), и словам апо­стола: те, кото­рые, не имея закона, согре­шили, вне закона и погиб­нут (Рим.2:12)”. С его сло­вами согла­сен и бла­жен­ный Авгу­стин в своей книге об ересях. Итак, рас­су­див обо всем этом, не содер­жите ничего, кроме того, чему учит истин­ная вера Кафо­ли­че­ской Церкви».

Однако, как пишет совре­мен­ный иссле­до­ва­тель данной темы, мит­ро­по­лит Ила­рион (Алфеев), «мнение, что число спа­сен­ных огра­ни­чи­лось исклю­чи­тельно вет­хо­за­вет­ными пра­вед­ни­ками и что все прочие оста­лись в аду на вечные муки, сле­дует при­знать част­ным. Оно, во всяком случае, не более авто­ри­тетно, чем восточно-хри­сти­ан­ское пред­став­ле­ние о изве­де­нии из ада вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков во главе спа­сен­ного чело­ве­че­ства». Кроме того, «обще­цер­ков­ным сле­дует при­знать учение о том, что, сойдя во ад, Хри­стос всем даро­вал воз­мож­ность спа­се­ния, для всех открыл двери в рай. Это учение под­твер­жда­ется мно­го­чис­лен­ными бого­слу­жеб­ными тек­стами и тво­ре­ни­ями Отцов Церкви». В обос­но­ва­ние своих утвер­жде­ний автор во многом опи­ра­ется на литур­ги­че­ское пре­да­ние Церкви, выра­жен­ное в раз­лич­ных бого­слу­жеб­ных текстах, чему, по его утвер­жде­нию, уде­ляли мало вни­ма­ния пред­ше­ству­ю­щие иссле­до­ва­тели. Прп. Иустин (Попо­вич) видит в свя­то­оте­че­ском и литур­ги­че­ском пре­да­нии Церкви утвер­жде­ние «о том, что Гос­подь Иисус Хри­стос, раз­ру­шив дер­жаву смерти и одолев диа­вола, осво­бо­дил от ада все чело­ве­че­ские души. Акцен­ти­руя это как объ­ек­тив­ную реаль­ность и явное след­ствие пре­бы­ва­ния Спа­си­теля в аду, Цер­ковь не объ­яс­няет, какими были субъ­ек­тив­ные настро­е­ния (мотивы) и состо­я­ния греш­ных душ, осво­бож­ден­ных из ада вместе с пра­вед­ни­ками. Если и уместны здесь бла­го­че­сти­вые пред­по­ло­же­ния, то можно было бы ска­зать, что осво­бож­де­ние [и] греш­ных душ из ада яви­лось след­ствием Боже­ствен­ной про­по­веди Спа­си­теля в аду, кото­рая своей все­с­па­си­тель­но­стью и побе­дой над диа­во­лом и смер­тью была оче­вид­ной для всех душ, так что, опре­де­лив­шись за Гос­пода Иисуса Христа, они уве­ро­вали в Него как в Спа­си­теля».

Отсут­ствие пол­ного согла­сия отцов по вопросу о спа­се­нии греш­ни­ков, при соше­ствии во ад, по мнению свт. Инно­кен­тия Хер­сон­ского, «явно ведет к мысли о том, что это – не догмат. Раз­но­мыс­лие это неиз­бежно потому, что учение сие не опре­де­лено Свя­щен­ным Писа­нием». В систе­мах дог­ма­ти­че­ского бого­сло­вия, при­ня­тых в доре­во­лю­ци­он­ном и совре­мен­ном духов­ном обра­зо­ва­нии, в вопросе о кате­го­риях спа­сен­ных из ада, един­ства нет.

Спра­вед­ливо ли мнение о том, что соше­ствие Иисуса Христа во ад явля­ется вне­вре­мен­ным собы­тием и может про­дол­жаться в наше время и до скон­ча­ния века?

Утвер­жде­ние, что Гос­подь будто бы и сейчас про­дол­жает нахо­диться в аду, про­дол­жая про­по­ве­до­вать там все новым душам уми­ра­ю­щих и убеж­дая их пове­рить в Него, явля­ется совер­шенно новым уче­нием, нико­гда прежде не извест­ным Церкви и чуждым ее вереЦер­ковь учит о соше­ствии Христа во ад обо­жен­ной душой, как о еди­но­вре­мен­ном акте, после кото­рого про­изо­шло Его телес­ное Вос­кре­се­ние и Воз­не­се­ние на небеса. В сим­воле веры мы испо­ве­дуем Гос­пода Иисуса Христа «вос­крес­шего в третий день по Писа­ниям, и вос­шед­шего на небеса, и сидя­щего одес­ную Отца».

Это новое учение про­ти­во­ре­чит словам апо­сто­лов, писав­ших, что Гос­подь, «быв умерщ­влен по плоти, но ожив духом, кото­рым Он и нахо­дя­щимся в тем­нице духам, сойдя, про­по­ве­дал» (1Пет.3:18–19); «ска­зано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары чело­ве­кам. А “восшел” что озна­чает, как не то, что Он и нис­хо­дил прежде в пре­ис­под­ние места земли? Нис­шед­ший, Он же есть и вос­шед­ший пре­выше всех небес, дабы напол­нить все» (Еф.4:8–10). О том, где пре­бы­вает Хри­стос, святой апо­стол Петр гово­рит совер­шенно опре­де­ленно: «Восшед на небо, пре­бы­вает одес­ную Бога» (1Пет. 3:22).

Вот, что по дан­ному поводу утвер­ждал прп. Вар­со­но­фий Вели­кий: «Каса­тельно же веде­ния о буду­щем – не заблуж­дайся: что здесь посе­ешь, то там и пожнешь. По исходе отсюда никому нельзя уже пре­успеть… Брат, здесь дела­ние – там воз­да­я­ние, здесь подвиг – там венцы».

По словам свт. Иоанна Зла­то­уста, «только насто­я­щая жизнь есть время для подви­гов, а после смерти – суд и нака­за­ние. “Во аде же, – ска­зано, – кто будет испо­ве­до­вать Тебя?” (см.: Пс.6:6)».

Прп. Ана­ста­сий Синаит в связи с этим вопро­сом предо­сте­ре­гает: «Не питай мысли, что в аду всегда [суще­ствует] пока­я­ние, поскольку только одна­жды про­изо­шло это [собы­тие], то есть соше­ствие Христа к пре­бы­ва­ю­щим в пре­ис­под­ней, чтобы обо­зреть и иссле­до­вать [всех] от века усоп­ших».

Отли­ча­ется ли ад, из кото­рого были осво­бож­дены пра­вед­ники, от того ада, в кото­ром муча­ются греш­ники?

По мнению прп. Иустина (Попо­вича), «хотя ад и был все­об­щим оби­та­ли­щем душ умер­ших людей, но, разу­ме­ется, субъ­ек­тив­ное само­ощу­ще­ние и состо­я­ние пра­вед­ни­ков и греш­ни­ков в нем раз­ли­ча­лись. Судя по всему, ад, о кото­ром идет речь, нельзя отож­де­ствить с адом как местом веч­ного муче­ния, плача и скре­жета зубов, о кото­ром Спа­си­тель гово­рит, под­ра­зу­ме­вая вечную участь людей после Страш­ного Суда. Ад, в кото­рый сошел Гос­подь, где оби­тали и пра­вед­ники и куда прежде Гос­пода сошел и сам святой Пред­теча, озна­чает цар­ство смерти – жилище, в кото­ром ощу­ща­лись скорбь, немощь, боль и печаль, овла­дев­шие чело­ве­че­ским есте­ством вслед­ствие и при посред­стве греха. Ведь прежде Гос­пода Иисуса Христа люди были рабами смерти; явле­ние Бого­че­ло­века осво­бож­дает чело­ве­че­ское есте­ство от этого раб­ства, упразд­няя все­мо­гу­ще­ство и все­вла­стие смерти в сфере чело­ве­че­ского есте­ства и его жизни, выра­жа­е­мой через тело и душу. Под­вер­жен­ное закону смерти люд­ское есте­ство по необ­хо­ди­мо­сти пре­бы­вало в цар­стве смерти, что опять-таки озна­чает, что кос­венно оно было во власти диа­вола как творца греха и смерти. Поэтому соше­ствие все­мо­гу­щего Спа­си­теля в такой ад, Его в нем пре­бы­ва­ние и про­по­ведь зна­ме­нуют собой раз­ру­ше­ние ада, смерти и диа­вола».

Как сле­дует пони­мать учение о победе Христа над адом и его раз­ру­ше­нии?

Соше­ствие Христа во ад – важ­ней­шее собы­тие в исто­рии нашего спа­се­ния. Оно озна­ме­но­вало Его победу над вла­стью ада и смерти. Если до Искуп­ле­ния абсо­лютно все люди неми­ну­емо после смерти схо­дили в мрач­ные адские чер­тоги, то теперь ад не может пре­тен­до­вать на веру­ю­щих в Спа­си­теля мира и искуп­лен­ных Его Чест­ной Кровью. В этом смысле можно гово­рить о победе над адом и его раз­ру­ше­нии.

Однако он про­дол­жает суще­ство­вать, в чем нас удо­сто­ве­ряет литур­ги­че­ское пре­да­ние Церкви. В тре­тьей молитве вечерни Пяти­де­сят­ницы есть такие слова о победе Христа: «Во ад сшедый, и вереи вечныя сокру­ши­вый, и во тме седя­щим восход пока­за­вый: нача­ло­злоб­наго же и глу­бин­наго змия бого­муд­рост­ным льще­нием уло­ви­вый, и вери­гами мрака свя­за­вый в тар­таре и огни нега­си­мом, и во тме кро­меш­ней неис­чет­но­силь­ною Твоею затвер­ди­вый кре­по­стию». Уже здесь видно, что древ­ний змей, дьявол, при­го­во­рен к вечным мукам, а значит, ад не исчез. Ниже, о суще­ство­ва­нии ада гово­рится прямо: «Иже и в сей все­со­вер­шен­ный и спа­си­тель­ный празд­ник, очи­ще­ния убо молит­вен­ная, о иже во аде дер­жи­мых спо­до­би­вый прии­мати, вели­кия же пода­ваяй нам надежды ослаб­ле­ния содер­жи­мым от содер­жа­щих я скверн, и уте­ше­нию Тобою низ­по­сла­тися». Ад не только про­дол­жает суще­ство­вать, но и напол­нен чело­ве­че­скими оби­та­те­лями, кото­рые нуж­да­ются в хода­тай­стве живых (см. Поми­но­ве­ние усоп­ших).

***

св. пра­вед­ный Нико­лай Кава­сила:
«Почему одни осво­бо­ди­лись от раб­ства ада, когда явился царь, другие же оста­лись в узах? Как из боля­щих те, кои вся­че­ски ищут вра­че­ва­ния и с удо­воль­ствием видят врача, обык­но­венно бывают лучше и тер­пе­ли­вее тех, кои даже и не знают, что они больны и уда­ля­ются от лекарств, ибо тако­вых, кажется мне, врач, еще не врачуя, назо­вет уже выздо­рав­ли­ва­ю­щими, если только не сознает, что его искус­ство бес­сильно болезни. Таким же обра­зом в оные вре­мена Бог при­зы­вал неко­то­рых пра­вед­ных и воз­люб­лен­ных Ему. Ибо со своей сто­роны они сде­лали все и пока­зали воз­мож­ную правду, что и соде­лало их достой­ными раз­ре­ше­ния, когда явится Могу­щий раз­ре­шить, но не раз­ре­шило их. Если бы это была истин­ная правда, то и они, отло­жив тело сие, были бы в мире и в руке Божией, гово­рит Соло­мон (Прем.9:13–15); теперь же, когда отхо­дили они отсюда, их при­ни­мал ад. Ибо истин­ную правду и содру­же­ство с Богом, не как прежде бывшую в чуждых стра­нах только, воз­вра­тил Вла­дыка наш, но Сам ввел ее в мир, и путь, воз­во­дя­щий на небо не как прежде суще­ство­вав­ший только нашел, но Сам про­ло­жил его» (Семь слов о жизни во Христе).

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки