Совлечение одежд с Христа

Эль Греко (1541-1614)
Совлечение одежд с Христа

Сюжет

На картине представлен один из эпизодов, связанных с евангельским сюжетом предания Спасителя на Распятие. Известно, что перед тем, как Он был распят, с Него были сняты одежды, которые, затем, воины разделили между собой. Подробнее всего этот эпизод описан в Евангелии от Иоанна: «взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: «разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19:23-24).

Описание

Картина испанского художника Эль Греко «Снятие одежд с Христа» не совсем обычна: на ней запечатлен тот момент, когда перед казнью солдаты срывают с Христа одежды. Этот сюжет был чрезвычайно редким для того времени, так как художники чаще всего изображали сюжеты «Взятие Христа под стражу», «Коронование терновым венцом» и «Бичевание Христа» – эти темы были заданы Тридентским Собором.

В центре композиции мы видим Иисуса Христа, облаченного в красный хитон, являющийся символом Его царского достоинства. Спасителя плотным кольцом окружает толпа и кажется, будто фигура Иисуса безвольно плывёт в этом бурлящем потоке ожесточённых или, наоборот, безразличных лиц.

Один воин готовит крест, забивая в дерево гвозди, другой занёс руку над Христом, чтобы сорвать одежду.

На переднем плане, в левом нижнем углу зритель видит трёх женщин, которые будто застыли, впав в оцепенение, глядя на жестокое орудие убийства – крест. Это три Марии, пришедшие проводить Иисуса на казнь.

Главное внимание Эль Греко сосредоточивает на изображении общего трагического чувства неотвратимой гибели Христа. По-разному реагируют люди на происходящее. Слева от Христа – фигура воина, который в момент смерти Иисуса уверовал в Него, воскликнув: «воистину Он был Сын Божий!»

Персонажи выступают из мрака с беспорядочным движением. Мы видим блеск начищенных пик, копий, топоров. Среди шумной толпы присутствуют два разбойника, приговоренные к казни. На их перекошенных лицах выражение ужаса и отчаяния.

На фоне этой взволнованной, тревожной толпы выделяется светлый смиренный лик Христа, взор Его обращен к Небу. Руки Его связаны веревкой, одну из них тянет к себе облаченный в зеленую рубаху раб, другой рукой он пытается сорвать багряницу.

Слева на переднем плане изображены Дева Мария в синем мафории и две сопровождающие ее женщины – Мария Магдалина и Мария Клеопова. Они смотрят на орудие будущей казни, на механическую работу солдата, который подготавливает крест для распятия.

Прекрасная белокурая Мария Магдалина пытается отстранить Богоматерь от этого страшного зрелища.

История

В 1577 году Эль Греко в поисках заказа приезжает в Толедо и тут же находит работу – его просят написать картину для кафедрального собора на очень редкий религиозный сюжет – Снятия с Христа одежды.

Критика

Работа получилась очень повествовательной и эмоциональной, сначала она не понравилась духовенству Толедо. По их мнению, Эль Греко отступил от важных религиозных канонов написания Спасителя. В частности, фигура Христа находится ниже некоторых других героев картины, тогда как традиция предусматривала, чтобы Спаситель возвышался над всеми. Но полотно было все же выставлено в соборе, что только увеличило славу художнику и принесло много заказов.

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

1 Комментарий

  • aloks, 02.04.2025
    Эль Греко прекрасно знал традиции византийского искусства, поэтому он не случайно облекает Христа в красные одежды. Это и императорский, царский цвет, и цвет мученичества, цвет крови, проливаемой Спасителем за человечество. Работа художника наполнена людьми, в ней практически нет пустого пространства, кажется, перед нами — человеческое бушующее море, в основном недоброе, но среди этого моря — как островки — любящие Его, верящие в Него… Христос — центр композиции, он, несмотря на остро трагическую ситуацию, словно успокаивает это море, Своей готовностью идти на крест за всех, и за тех, кто сейчас составляют это море, даже злорадствующих и оскорбляющих. Ведь совсем скоро Он подтвердит это словами: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).
    Ответить »