Страсти Христовы

Литература по теме

Стра́сти Христо́вы – страдания (душевные и физические), перенесённые Господом Иисусом Христом на Кресте; или, в более широком осмыслении, перенесённые Им в последние дни Его земной жизни (от времени торжественного входа в Иерусалим до времени смерти на Кресте).

Верхняя Половины Нижняя

photo 2024 05 02 09 45 53 – Страсти Христовы
Туринская плащаница

Многие обстоятельства последних дней земной жизни Иисуса Христа были описаны ветхозаветными пророками, и в частности: торжественный вход Христав Иерусалим (Зах.9:9); нежелание значительной части иудеев признавать в Нём истинного Мессию, ненависть к Нему со стороны иудейской знати (Пс.117:22; Ис.8:14, 28:16); предательство за 30 сребреников (Пс.40:10; Пс.54:13–15; Зах.11:12); страдания и смерть на Кресте (Ис.53:1–12; Пс.21:2–22). Вместе с тем пророки возвещали и о Его Воскресении из мертвых (Пс.15:10; Пс.29:4, 40:11, 117:17; Ос.6:2).

Ярчайшим ветхозаветным прообразом Христа, Распятого на Кресте, служил выставленный Моисеем на знамя медный змей (Исх.21:7-9). Примечательно, что на медного змея, как на прообраз, указал Сам Спаситель: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:14-15).

Ряд ветхозаветных прообразов и пророчеств отражают даже и отдельные аспекты обстоятельств, связанных с Крестными страданиями и смертью Мессии, такие, например, как: распятие Иисуса со злодеями (Ис.53:12; Лк.22:37; Мк.15:27-28), деление Его риз и метание жребия о Его одежде (хитоне) при Кресте (Пс.21:19; Ин.19:23-24), прободение Его ребер (Зах.12:10; Ин.19:34) и несокрушение Его костей (Исх.12:46; Ин.19:34, 36).

Страдания и смерть Христа сопровождались чудесными знамениями: временным наступлением темноты днем (причем, это не было результатом солнечного затменения), землетрясением, разрывом завесы в храме (Мф.27:45,51).

Святые отцы с древнейших времен подчеркивали реальность страданий Спасителя в полемике с еретиками, которые учили об их иллюзорности. В то же время они утверждали полную добровольность страданий. Св. Августин замечает в этой связи:

«Когда Он сделал столько, сколько считал достаточным, тогда и пришел Его час: не по необходимости, а по хотению; не в силу обстоятельств, а по обстоятельству силы».

А вот что пишет по данному поводу прп. Иоанн Дамаскин:

«Естественные страсти наши были во Христе, без всякого сомнения, и сообразно с естеством, и превыше естества. Ибо сообразно с естеством они возбуждались в Нем тогда, когда Он позволял плоти испытать то, что было ей свойственно; а превыше естества потому, что в Господе то, что было естественно, не предшествовало Его воле, ибо в Нем не созерцается ничего вынужденного, но все – как добровольное. Ибо, желая – Он алкал, желая – жаждал, желая – боялся, желая – умер».

Христос пострадал по человеческой природе, то есть как Человек, но не как Бог, ибо Бог, по (Своей Божеской) природе, бесстрастен.

Воспоминанию страданий Христа посвящен особый период церковного года – Страстная седмица. Размышления над страданиями Христа являются одной из благочестивых христианских практик.

Зачем для спасения человека понадобились страдания и смерть Сына Божия (по человеческому естеству)?

Страдания и смерть Сына Божия является ключевым событием в истории нашего спасения, о чем Он свидетельствует Сам: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28). Он подчеркивал, что отдает Свою жизнь добровольно: «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин.10:18). Она была предопределена Богом от вечности (1Пет.1:18-20; Лк.22:22).

1) Страдания и смерть Сына Божия имеют искупительное значение. Апостол Иоанн пишет о Христе: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин.2:2). Прп. Максим Исповедник говорит: «Невинный и безгрешный Он заплатил за людей весь долг словно Сам был виновен, возвратив их к благодати Царствия и отдав Себя Самого в выкуп и искупление за нас». Ни один грешный человек не мог стать искупительной жертвой за всех, ею стал безгрешный Сын Божий.

2) Добровольные страдания и смерть Сына Божия продемонстрировали то, как Бог любит человека. Апостол Павел пишет: «Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:6-8).

3) Добровольно приняв страдания и смерть во исполнение воли Божией, Христос подал нам образцовый пример послушания Богу, смирения, праведности, проявления других добродетелей, необходимых человеку для возрастания возрастом духовным, богоуподобления, обожения. Поэтому в Священном Писании сказано: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет.2:21).

4) Быв послушным Богу «даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8), Христос прошёл тот путь, которым не смог пройти Адам – путь полного послушания Богу. По выражению блж. Феодорита Кирского, Богу было угодно, «чтобы самое побежденное естество вступило в борьбу с сопротивником и одержало победу». По словам св. Августина, Спаситель «должен был победить и избавить человека не столько властью Своего Божества, сколько праведностью и кротостью страстей». В этой связи становятся понятнее слова апостола Павла: «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом, Христом!» (1Кор.15:57).

5) Умерев на Кресте, Христос сошёл душой в ад, вывел оттуда души праведных, победил диавола и ад. Через Свою смерть и последующее Воскресение Христос победил смерть. Победив смерть и воскреснув, Христос прославил в Себе человеческое естество.

Существовал ли какой-то иной способ спасения человечества помимо страстей Христовых?

Бог мог спасти человечество без посредства страстей Христовых, однако Он предусмотрел и предопределил наилучший из возможных, достойный Его способ спасения.

Цитаты о страстях Христовых

«Иисус Христос терпит то, что нам нужно было претерпеть, а мы получаем то, что Он должен был получить… Он есть страдалец, претерпевший для нас и отдавший нам все Свои награды; есть ходатай, искупивший нас от рабства, греха и смерти».
свт. Иннокентий Херсонский

Комментировать

Загрузка формы комментариев...