Свв. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский

Свв. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский
  • Дата создания: 1880
  • Техника: акварель
  • Материал: бумага
  • Размер: 33×44 см

Сюжет

Перед нами известный исторический сюжет, в основу которого положено «Житие Сергия Радонежского» и «Сказание о Мамаевом побоище».

Описание

Акварель А.Д. Кившенко «Преподобный Сергий Радонежский благословляет московского князя Дмитрия Ивановича на битву с Мамаем» написана по мотивам одного из самых возвышенных житийно-исторических преданий: Житии Сергия Радонежского. Она отражает известный эпизод истории России, сделавшийся стечением времени одной из опор национального самосознания. Благословив князя, святой Сергий предрек ему победу и то, что сам он вернется с поля битвы невредимым.

8 сентября 1380 года русское воинство, под предводительством князя Дмитрия Донского, разгромило орду Мамая. Это была великая победа, Русь почувствовала себя свободной.

В центре картины – фигуры князя, склонившего голову, и преп. Сергия Радонежского, которого не случайно называли «игуменом земли русской» – столько было у него учеников. Известен Святой Сергий был и как мудрый политический деятель, прозорливость его во многом предостерегала и помогала князю вести успешно свои дела на государственном поприще.

Преп. Сергий благословляет князя на подвиг, поскольку настал решительный момент – быть или не быть русскому государству, Православной вере. Мы видим смиренно склонившуюся голову великого князя и благословляющую руку Игумена земли Русской…

«Иди, не бойся. Бог тебе поможет», – слышит князь из уст Преподобного. Два воинства соединились друг с другом – воинство земное просит помощи у воинства, посвятившего себя служению Богу. Меч в руках князя Дмитрия, меч духовный – Крест Христов – в руках преподобного Сергия. Не в силе Бог, а в правде….

За Сергием стоят братья обители – один с иконой, а другой – с чашей святой воды. Вот-вот отец настоятель будет благословлять и окроплять всё русское воинство – в лице той дружины, которая приехала в монастырь вместе с князем.

Ещё чуть дальше, у стены келии изображены монахи-воины – Пересвет и Ослябя, которые отправятся вместе с князем на битву с Мамаем. Как известно, именно Пересвет (в схиме – Александр) в самом начале битвы сразился с Челубеем и сразил его.

Таким образом, сражение на Куликовом поле можно интерпретировать не только как решающую битву между Русью и татарами, но и битву Православия с тёмными силами. Не случайно, благословение русского воинства Сергием Радонежским стало важным эпизодом отечественной истории.

Художник изображает сцену благословения на фоне деревянного сруба – обители преп. Сергия, выстроенной в лесной чаще. Действие происходит на поляне: с одной стороны великий князь со свитой, а с другой – монахи. Здесь представлена светская и духовная власть, при этом князь склоняет главу перед преп. Сергием, тем самым показывая свое подчинение власти духовной.

Художник создает иллюстрацию в стиле русского лубка, с яркими красками, с сочетанием прямой и обратной перспективы, с нарочитой простотой и наглядностью.

Рекомендуемая литература

Комментировать