Тест: Иконография святых воинов

Автор-соста­ви­тель Кузь­ми­на Е.В. (магистр теологии).

  • 1. Кто явля­ет­ся глав­ным пред­во­ди­те­лем небес­но­го воинства?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    При­зна­ние Архан­ге­ла Миха­и­ла (свя­тые отцы виде­ли в Анге­ле, явив­ше­му­ся Иису­су Нави­ну имен­но его) о том, что он явля­ет­ся вождём воин­ства Гос­под­ня, пред­став­ле­но в Кни­ге Иису­са Нави­на (Нав.5:14). В свою оче­редь это утвер­жде­ние име­ет отра­же­ние и в Кни­ге Откро­ве­ния Иоан­на Бого­сло­ва, где под­чер­ки­ва­ет­ся, что во гла­ве небес­но­го воин­ства архан­гел Миха­ил побе­дил «змия древ­не­го, кото­рый есть дья­вол и сата­на, и ско­вал его на тыся­чу лет, и низ­верг его в без­дну…» (Откр. 12:7–9; 20: 2–3).


  • 2. Что может озна­чать (сим­во­ли­зи­ро­вать) ору­жие, пред­став­лен­ное на ико­нах свя­тых воинов?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2
    Вер­но!

  • 3. Что сим­во­ли­зи­ру­ет (на что могут ука­зы­вать) изоб­ра­же­ния копья, встре­ча­ю­щи­е­ся на ико­нах свя­тых воинов?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Копье – напо­ми­на­ет о прон­зен­ном реб­ре Спа­си­те­ля: «(…) один из вои­нов копьем прон­зил Ему реб­ра» (Ин. 19:34).


  • 4. Как назы­ва­ет­ся полу­круг в углу ико­ны с бла­го­слов­ля­ю­щим жестом на ико­нах свя­тых воинов?
    image001 - Тест: Иконография святых воинов




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!

  • 5. Чья рука с бла­го­слов­ля­ю­щим жестом изоб­ра­жа­ет­ся в углу икон свя­тых воинов?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!

  • 6. Зачем на неко­то­рых ико­нах свя­тых вои­нов изоб­ра­жа­ет­ся в углу рука с бла­го­слов­ля­ю­щим жестом?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!

  • 7. Допу­сти­мо ли на ико­нах изоб­ра­жать меч?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!

  • 8. На ико­нах Архан­гел Миха­ил, как пра­ви­ло, изоб­ра­жа­ет­ся в…?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Архи­стра­тиг Небес­но­го воин­ства изоб­ра­жа­ет­ся в воин­ских одеж­дах — в хитоне и пла­ще тав­ли­о­ном. С VII века извест­ны изоб­ра­же­ния в лорат­ных оде­я­ни­ях (в дал­ма­ти­ке и лоре), в рас­ши­тых золо­том и кам­ня­ми сапож­ках, с лаба­ру­мом в руке. В целом тип изоб­ра­же­ния, где анге­лы, обла­чен­ные в одеж­ды при­двор­ных визан­тий­ско­го импе­ра­тор­ско­го дво­ра, пред­ста­ют как стра­жи Царя Небес­но­го, полу­ча­ет широ­кое рас­про­стра­не­ние в после­и­ко­но­бор­че­скую эпоху. (…)
    В каче­стве ору­жия, как на восточ­ных, так и на запад­ных изоб­ра­же­ни­ях, Архан­гел Миха­ил име­ет меч — либо обыч­ный, либо огнен­ный, ино­гда — копье или даже меч и копье одно­вре­мен­но. Шлем при этом может отсут­ство­вать. Ино­гда его заме­ня­ет коро­на — знак вла­сти, кото­рая у дру­гих анге­лов не встре­ча­ет­ся. На левой руке у Архан­ге­ла Миха­и­ла изоб­ра­жа­ют ино­гда щит, на кото­ром могут при­сут­ство­вать хри­сти­ан­ские сим­во­лы — гре­че­ская моно­грам­ма име­ни Хри­ста, звез­да Дави­да, к роду кото­ро­го при­над­ле­жит Гос­подь Иисус, крест.
    Еще один атри­бут като­ли­че­ских изоб­ра­же­ний Архан­ге­ла Миха­и­ла — весы: это знак того, что на Страш­ном Суде он будет взве­ши­вать дур­ные и бла­гие поступ­ки каж­до­го чело­ве­ка. Поэто­му в чашах весов изоб­ра­жа­ют ино­гда в одной — урод­ли­во­го демо­на (грех), в дру­гой — моля­щу­ю­ся фигур­ку. С XVIII века эти изоб­ра­же­ния полу­чи­ли так­же рас­про­стра­не­ние и в Пра­во­слав­ной Церк­ви. Так­же на Запа­де рас­про­стра­не­ны изоб­ра­же­ния Архан­ге­ла Миха­и­ла с кни­гой — отсыл­ка к стро­кам Писа­ния о кни­ге за семью печа­тя­ми, кото­рые будут вскры­ты при кон­це света.
    В пра­во­слав­ной тра­ди­ции в руках у Архан­ге­ла Миха­и­ла, как и у дру­гих анге­лов, часто изоб­ра­жа­ют так назы­ва­е­мое зер­ца­ло — про­зрач­ную сфе­ру, содер­жа­щую в себе бук­вы име­ни Иису­са Хри­ста или Его изображение.


  • 9. Что может сим­во­ли­зи­ро­вать щит, шлем, жезл и дру­гие воин­ские атри­бу­ты на ико­нах св. воинов?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Из посла­ния к Ефе­ся­нам ап. Пав­ла: «Возь­ми­те щит веры, кото­рым воз­мо­же­те уга­сить все рас­ка­лен­ные стре­лы лука­во­го: и шлем спа­се­ния возь­ми­те, и меч духов­ный, кото­рый есть Сло­во Божие» (Еф. 6:16–17). «Жезл Твой есть жезл спра­вед­ли­во­сти, жезл Тво­ей вла­сти, Гос­по­ди», — напи­са­но на одной из рус­ских икон Архан­ге­ла Миха­и­ла. Жез­лы с кре­сто­вым навер­ши­ем свя­за­ны с обра­зом Хри­ста, так как они ука­зы­ва­ют на жерт­вен­ную смерть Хри­ста, Спа­се­ние, Искуп­ле­ние, пред­став­ля­ют собой сим­вол побе­ды над адом и смертью.


  • 10. Неотъ­ем­ле­мой дета­лью ико­но­гра­фии обра­за Архан­ге­ла Миха­и­ла являются?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Посколь­ку архан­гел — это пред­ста­ви­тель анге­лов, то он все­гда изоб­ра­жа­ет­ся с кры­лья­ми, что сим­во­ли­зи­ру­ет его «быст­ро­лет­ность», на его голо­ве лен­та — слу­хи, что озна­ча­ет остро­ту слу­ха на вся­кое пове­ле­ние Божие. Конь, раду­га и побеж­ден­ный дья­вол так­же встре­ча­ют­ся в ико­но­гра­фии архан­ге­ла Миха­и­ла, но не явля­ют­ся его неотъ­ем­ле­мы­ми частями.


  • 11. Как бого­слов­ски интер­пре­ти­ру­ет­ся изоб­ра­же­ние арх. Миха­и­ла как тру­бя­ще­го всадника?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!

  • 12. Что озна­ча­ет сфе­ра (зер­ца­ло) в ико­но­гра­фии арх. Михаила?
    image003 - Тест: Иконография святых воинов




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Сим­во­ли­ка сфе­ры (зер­ца­ла) име­ет несколь­ко трак­то­вок: небес­ная сфе­ра, сим­во­ли­зи­ру­ю­щая миро­зда­ние; «печать Царя Небес­но­го», зер­ка­ло, отра­жа­ю­щее Боже­ствен­ный свет (на Кото­ро­го анге­лы не сме­ют взи­рать (см., напри­мер: Ис.6:1–2)). На ико­нах пери­о­да Сред­не­ве­ко­вья, шар (зер­ца­ло) быва­ет пред­став­лен свет­лым и про­зрач­ным с гре­че­ской бук­вой «Хи» ((…), поз­же истол­ко­ван­ной как зна­ме­ну­ю­щая имя «Хри­стос») или с гре­че­ской моно­грам­мой IС ХС (Иисус Хри­стос). На неко­то­рых ред­ких изоб­ра­же­ни­ях встре­ча­ет­ся сло­во: «СВЯТ».


  • 13. В каком чине свя­то­сти про­слав­ле­ны свя­тые вои­ны, пре­тер­пев­шие осо­бо жесто­кие и про­дол­жи­тель­ные стра­да­ния и смерть за Христа?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Вели­ко­му­че­ни­ки (вмч., влк­мч.) — свя­тые, отно­си­мые к лику муче­ни­ков, пре­тер­пев­шие осо­бо жесто­кие и про­дол­жи­тель­ные стра­да­ния и смерть за Хри­ста, напри­мер: св. вели­ко­му­че­ник Геор­гий; свя­тые вели­ко­му­че­ни­цы Вар­ва­ра и Ека­те­ри­на и другие».


  • 14. Какие харак­тер­ные отли­чи­тель­ные при­зна­ки в изоб­ра­же­ни­ях име­ют св. вмч. Димит­рий Солун­ский и св. вмч. Геор­гий Победоносец?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    На раз­ных ико­нах св. вмч. Димит­рий изоб­ра­жа­ет­ся с таки­ми же атри­бу­та­ми, как и св. вмч. Геор­гий — крест, щит, копье. В виде всад­ни­ка, что часто дает повод спу­тать меж­ду собой обра­зы свя­тых вои­нов. Одна­ко основ­ной отли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью вои­нов явля­ет­ся при­чес­ка. У св. Геор­гия воло­сы вол­ни­стые, свет­ло-корич­не­вые, а у св. Димит­рия — пря­мые и темные.

    image004 - Тест: Иконография святых воинов


  • 15. На ико­нах св. прав. Адми­рал Фео­дор Уша­ков дер­жит сви­ток с над­пи­сью, где написано:




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Про­верь­те себя сами: най­ди­те ико­ну св. прав. Адми­ра­ла Фео­до­ра Уша­ко­ва с раз­вер­ну­тым свит­ком и прочитайте.


  • 16. Какой воин по дол­гу сво­ей служ­бы стал сви­де­те­лем крест­ных стра­да­ний рас­пя­то­го Хри­ста и при­чис­лен к лику мучеников?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Св. мч. Лон­гин Сот­ник, соглас­но пре­да­нию, сво­им копьем, прон­зил реб­ра Спа­си­те­лю (Ин. 19:34). Он был и сви­де­те­лем зна­ме­ний про­ис­хо­дя­щих после рас­пя­тия. В Еван­ге­лие гово­рит­ся: «Сот­ник же и те, кото­рые с ним сте­рег­ли Иису­са, видя зем­ле­тря­се­ние и все быв­шие, устра­ши­лись весь­ма и гово­ри­ли: вости­ну Он был Сын Божий». (Мф. 27:54.; Мк. 15:39.; Лк. 23:47.) Кро­ме того, он стал, одним из тех вои­нов, кото­рый стал сви­де­те­лем Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва (Мф. 27:63–66). В муче­ни­че­ствах гово­рит­ся, что Лон­гин, уве­ро­вав, стал рас­про­стра­нять в Кап­под­окии уче­ние о Хри­сте. Когда же об этом узнал Пон­тий Пилат, то Лон­ги­на каз­ни­ли усе­че­ни­ем головы.


  • 17. Что озна­ча­ют сло­ва: Сот­ник, Стратилат?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    О Сот­ни­ке подроб­нее см.: Биб­лей­ская энцик­ло­пе­дия.

    Стра­ти­лат — (греч. stratelates, от stratos вой­ско, и elaino веду). Назва­ние неко­то­рых зна­ме­ни­тых гре­че­ских вождей.


  • 18. Что кро­ме воин­ских атри­бу­тов может изоб­ра­жать­ся на ико­нах в руках св. воинов?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В армии Рим­ской импе­рии II — нач. IV вв. слу­жи­ло уже боль­шое коли­че­ство хри­сти­ан, о чем кос­вен­но сви­де­тель­ству­ет сонм вои­нов, при­няв­ших смерть за веру во Хри­ста Спа­си­те­ля в пери­о­ды гоне­ний. С VIII-IX вв. скла­ды­ва­ет­ся тра­ди­ция осо­бо­го про­слав­ле­ния их в чине муче­ни­ков, где отли­чи­тель­ны­ми осо­бен­но­стя­ми их изоб­ра­же­ний явля­лись длин­ный хитон, наки­ну­тый поверх гима­тий — плащ и глав­ный сим­вол муче­ни­ка — крест в руке.


  • 19. Какие зве­ри или суще­ства могут изоб­ра­жать­ся под нога­ми св. вмч. Димит­рия Солунского?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Под нога­ми св. вмч. Димит­рия Солун­ско­го, в отли­чие от св. вмч. Геор­гия Побе­до­нос­ца кро­ме дра­ко­на, мог­ли быть еще изоб­ра­же­ния льва, скор­пи­о­на или их ком­по­нов­ки. Изоб­ра­же­ние скор­пи­о­на было взя­то из Жития свя­то­го, где гово­рит­ся, что он, будучи в тем­ни­це, кре­стом умерт­вил скор­пи­о­на. Кро­ме того изоб­ра­же­ния этих существ, напо­ми­на­ют о сло­вах 90 псал­ма: «…на аспи­да и васе­лис­ка насту­пи­ши, попе­ре­ши льва и змия» (Пс. 90:13) (само­сто­я­тель­но най­ди­те изоб­ра­же­ние ико­ны из Бори­со­глеб­ской ц. в Плот­ни­ках, Нов­го­род. Кон. XV—XVI вв. (НГОМЗ))

    image005 - Тест: Иконография святых воинов


  • 20. Какой пра­ви­тель может изоб­ра­жать­ся под нога­ми св. вмч. Димит­рия Солунского?
    image006 - Тест: Иконография святых воинов




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В под­но­жии св. вмч. Димит­рия Солун­ско­го или в под­но­жии его коня может изоб­ра­жать­ся бол­гар­ский царь Кало­ян. Из Жития св. Димит­рия извест­но, что при напа­де­нии Бол­гар­ским царем Кало­я­ном на г. Сало­ни­ки в XII в., появив­ший­ся на сте­нах горо­да све­то­нос­ный всад­ник пора­зил его сво­им копьем. В рус­ских житий­ных ико­нах XV-XVI вв. такое изоб­ра­же­ние с пора­жен­ным вра­гом чаще под­пи­сы­ва­лось как «Побе­да над Мама­ем или Мак­се­ми­а­ном». Одна­ко изна­чаль­но это было изоб­ра­же­ние Калояна.


  • 21. Какие два пра­ви­те­ля изоб­ра­же­ны на моза­и­ке кон. X в. в южном вести­бю­ле собо­ра Св. Софии в Кон­стан­ти­но­по­ле по сто­ро­нам от обра­за Бого­ма­те­ри с Мла­ден­цем, сле­ва и пра­ва отно­си­тель­но зри­те­ля? Что каж­дый из них дер­жит в руках?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    На моза­и­ке кон. X в. в южном вести­бю­ле собо­ра Св. Софии в Кон­стан­ти­но­по­ле изоб­ра­же­ны сле­ва напра­во отно­си­тель­но зри­те­ля (моля­ще­го­ся): имп. Юсти­ни­ан, стро­и­тель собо­ра св. Софии, поэто­му в его руках изоб­ра­жен храм, Бого­ма­терь с Мла­ден­цем на пре­сто­ле и Рав­но­ап. Кон­стан­тин соглас­но сло­вам тро­па­ря: «(…) Цар­ству­ю­щий град в руце Тво­ей поло­жи (…)», в его руках изоб­ра­жен г. Кон­стан­ти­но­поль, кото­рый он под­но­сит Богоматери.

    image007 - Тест: Иконография святых воинов


  • 22. Где сохра­ни­лась древ­ней­шая ком­по­зи­ция утвер­жде­ния Кре­ста Гос­под­ня Кон­стан­ти­ном с цари­цей Еленой?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    С при­ня­ти­ем хри­сти­ан­ства на Руси воз­во­ди­лись и рас­пи­сы­ва­лись хра­мы, спе­ци­аль­но при­гла­шен­ны­ми для это­го дела гре­че­ски­ми масте­ра­ми, где обра­зы Кон­стан­ти­на и Еле­ны в рос­пи­сях ста­но­ви­лись устой­чи­вым эле­мен­том хра­мо­вой деко­ра­ции на стол­пах и сте­нах. В рос­пи­сях Софий­ско­го собо­ра в Кие­ве Михай­лов­ско­го при­де­ла (40‑е гг. XI в.), сохра­ни­лась древ­ней­шая ком­по­зи­ция утвер­жде­ния Кре­ста Гос­под­ня Кон­стан­ти­ном с цари­цей Еленой.


  • 23. На Руси с ран­не­го вре­ме­ни сфор­ми­ро­ва­лась ико­но­гра­фия Бори­са и Гле­ба, где:



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!

  • 24. В каких одеж­дах, начи­ная с XVI в., при­ня­то было изоб­ра­жать на ико­нах св. Алек­сандра Невского?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Изна­чаль­но, соглас­но тому, что князь при­нял постриг, его писа­ли в мона­ше­ском обла­че­нии, одна­ко парал­лель­но суще­ство­вал и дру­гой извод — «кня­же­ский», раз­ви­тие кото­ро­го свя­за­но с про­яв­лен­ным инте­ре­сом в XVI веке к гено­ло­ги­че­ско­му дре­ву рус­ских кня­зей. В то вре­мя обра­зы всех рус­ских кня­зей Древ­ней Руси вклю­ча­лись в состав осо­бых ико­но­гра­фи­че­ских про­грамм двор­цо­вых хра­мов. Напри­мер, в Архан­гель­ском и Бла­го­ве­щен­ском собо­рах Крем­ля, а так­же Новоспас­ско­го мона­сты­ря — усы­паль­ни­цы Рома­но­вых. В Бла­го­ве­щен­ском собо­ре Алек­сандр Нев­ский изоб­ра­жен в мона­ше­ском обла­че­нии, а в Архан­гель­ском, в слое живо­пи­си XVII века, соглас­но с тра­ди­ци­ей, ико­но­гра­фия кня­же­ско­го обла­че­ния — плащ и шапка.
    В 1724 году в свя­зи с ука­зом Пет­ра I мощи Алек­сандра Нев­ско­го были пере­не­се­ны в Санкт-Петер­бург и обра­зо­ва­на Алек­сан­дро-Нев­ская лав­ра. В этом же году был издан указ Сино­да — писать Свя­то­го не в мона­ше­ских одеж­дах, но вели­ко­кня­же­ских. Одна­ко в ста­ро­об­ряд­че­ской сре­де оста­нет­ся тра­ди­ция изоб­ра­же­ния Алек­сандра Нев­ско­го в схиме.


  • 25. Где появи­лись пер­вые ико­ны св. благ. кн. Андрея Боголюбского?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Дол­гое вре­мя кн. Андрея почи­та­ли как мест­но­чти­мо­го свя­то­го и еже­год­но поми­на­ли в Успен­ском собо­ре г. Вла­ди­ми­ра, там же появи­лись пер­вые ико­ны с обра­зом св. Андрея Боголюбского.


  • 26. Какой воин изоб­ра­жа­ет­ся на ико­нах прп. Сер­гия Радо­неж­ско­го, беру­щий благословение?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Князь Димит­рий Дон­ской издав­на почи­та­ем как защит­ник Рус­ской зем­ли. На ико­нах прп. Сер­гия Радо­неж­ско­го изоб­ра­жа­лось исто­ри­че­ское собы­тие, напо­ми­на­ю­щее о побе­де над Мама­ем на Кули­ко­вом поле — бла­го­сло­ве­ние Димит­рия Дон­ско­го на битву.

    image008 - Тест: Иконография святых воинов


  • 27. Какие типы изоб­ра­же­ний могут быть у св. вмч. Димит­рия Солунского?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Типо­ло­гия обра­зов св. вмч. Димит­рия Солун­ско­го раз­де­ле­на на основ­ные четы­ре типа, осо­бо акцен­ти­ру­ю­щие вни­ма­ние на том или ином аспек­те обра­за свя­то­го, на том или ином аспек­те опи­са­ния его жиз­ни, опи­ра­ю­щи­е­ся на ту или иную ико­но­гра­фи­че­скую тра­ди­цию: муче­ни­ка, вои­на, на коне и на троне. Ико­но­гра­фия св. вмч. Димит­рия Солун­ско­го по типу муче­ни­ка окон­ча­тель­но была сфор­ми­ро­ва­на в дои­ко­но­бор­че­ский пери­од, по типу вои­на в XI-XII вв., на троне и на коне — к XIV веку.


  • 28. Что это за мини­а­тю­ра и что на ней изображено?
    image009 - Тест: Иконография святых воинов




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!

  • 29. Какой св. воин изоб­ра­жен на этом фраг­мен­те житий­ной ико­ны кон. ΧVI в. (из част­ной коллекции)?
    image010 1 - Тест: Иконография святых воинов




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Св. вмч. Геор­гий Побе­до­но­сец. У него рыже­ва­тые вол­ни­стые воло­сы и нет бороды.


  • 30. Какой св. воин изоб­ра­жен на этом фраг­мен­те житий­ной ико­ны ΧVI в.?
    image011 - Тест: Иконография святых воинов




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Св. вмч. Димит­рий Солун­ский. У него тем­ные воло­сы и нет боро­ды. Под его нога­ми царь Калоян.


  • 31. Какие свя­тые вои­ны изоб­ра­же­ны на этой иконе?
    image012 - Тест: Иконография святых воинов




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Св. вмч. Фео­дор Стра­ти­лат и Фео­дор Тирон. Лик Фео­до­ра Стра­ти­ла­та изоб­ра­жа­ют с раз­дво­ен­ной на кон­це боро­дой и более пыш­ны­ми, ино­гда вол­ни­сты­ми воло­са­ми, закры­ва­ю­щи­ми верх­нюю часть ушей: овал лица у него более округ­лый. Фео­дор Тирон харак­те­ри­зу­ет­ся тем­ны­ми, корот­ки­ми, доволь­но пыш­ны­ми воло­са­ми и неболь­шой ост­ро­ко­неч­ной бородой.


  • 32. Какой свя­той воин изоб­ра­жен на этой иконе?
    image013 - Тест: Иконография святых воинов




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    На иконе изоб­ра­же­ние св. вмч. Евста­фии Пла­ки­ды, неотъ­ем­ле­мой частью ико­но­гра­фии кото­ро­го явля­ет­ся изоб­ра­же­ние оле­ня, меж­ду рога­ми кото­ро­го поме­ще­но Рас­пя­тие. Такой образ осно­ван на собы­тии из Жития святого.


  • 33. Какие свя­тые вои­ны изоб­ра­же­ны на этой иконе?
    image014 - Тест: Иконография святых воинов




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Свв. вмчч. Димит­рий Солун­ский и Геор­гий Побе­до­но­сец. Св. вмч. Димит­рий име­ет тем­ные, более глад­кие воло­сы, св. вмч. Геор­гий изоб­ра­жа­ет­ся с рыже­ва­ты­ми и волнистыми.


  • 34. Что за свя­той воин изоб­ра­жен на фраг­мен­те житий­ной ико­ны ΧVI в.?
    image015 - Тест: Иконография святых воинов




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Св. вмч. Фео­до­ра Стра­ти­ла­та изоб­ра­жа­ют с боро­дой и более пыш­ны­ми, ино­гда вол­ни­сты­ми воло­са­ми, закры­ва­ю­щи­ми верх­нюю часть ушей.


  • 35. Кто изоб­ра­жен на иконе?
    image016 - Тест: Иконография святых воинов




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!

  • 36. Какой свя­той воин изоб­ра­жен на иконе?
    image017 - Тест: Иконография святых воинов




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Для обра­за прп. Ильи Муром­ца харак­тер­ны седая окла­ди­стая боро­да и куколь на голо­ве в виде древ­не­рус­ско­го шлема.


  • 37. Какие свя­тые изоб­ра­же­ны на фраг­мен­те житий­ной ико­ны XVI в.?
    image018 - Тест: Иконография святых воинов




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    С XIV сто­ле­тия осо­бо рас­про­стра­ня­ет­ся образ свя­тых бла­го­вер­ных кня­зей Бори­са и Гле­ба сов­мест­но с кня­зем Вла­ди­ми­ром. (Ико­на XVII сто­ле­тия «Свя­той бла­го­вер­ный князь Вла­ди­мир, Борис и Глеб со сце­на­ми жития»). При­ме­ром сохра­нив­ше­го­ся житий­но­го цик­ла явля­ет­ся зна­ме­ни­тая ико­на Бори­са и Гле­ба XVI века из Колом­ны, пер­вой тре­ти XVI в. из Покров­ско­го собо­ра «Что на Рву».
    К нача­лу XV в. сфор­ми­ро­ва­лись основ­ные вари­ан­ты ико­но­гра­фии св. Вла­ди­ми­ра. Устой­чи­вы­ми при­зна­ка­ми, кото­рых была седи­на и куд­ря­вая раз­дво­ен­ная борода.
    На Руси с ран­не­го вре­ме­ни сфор­ми­ро­ва­лась ико­но­гра­фия Бори­са и Гле­ба, где Борис тра­ди­ци­он­но изоб­ра­жа­ет­ся моло­дым с неболь­шой тем­ной боро­дой и уса­ми. Глеб — совсем юным, без­бо­ро­дым, с длин­ны­ми локо­на­ми, пада­ю­щи­ми на пле­чи. Оба оде­ты в наци­о­наль­ные одеж­ды: пла­щи, круг­лые шап­ки окан­то­ван­ные мехом.


  • 38. Лики каких свя­тых вои­нов изоб­ра­же­ны на фраг­мен­те иконы?
    image019 - Тест: Иконография святых воинов




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    На Руси с ран­не­го вре­ме­ни сфор­ми­ро­ва­лась ико­но­гра­фия Бори­са и Гле­ба, где Борис тра­ди­ци­он­но изоб­ра­жа­ет­ся моло­дым с неболь­шой тем­ной боро­дой и уса­ми. Глеб — совсем юным, без­бо­ро­дым, с длин­ны­ми локо­на­ми, пада­ю­щи­ми на пле­чи. Оба оде­ты в наци­о­наль­ные одеж­ды: пла­щи, круг­лые шап­ки окан­то­ван­ные мехом.


Пра­виль­ных ответов: 
0
0%
Оши­боч­ных ответов: 
0
0%
Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

  • 64%

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

4 комментария

  • Дарья, 07.06.2021

    Во 2 вопро­се: Что может озна­чать (сим­во­ли­зи­ро­вать) ору­жие, пред­став­лен­ное на ико­нах свя­тых воинов?
    Непра­виль­ным отве­том является:
    Пре­ду­пре­жде­ние, что все греш­ни­ки будут наказаны.

    А как же секи­ра на иконе “Ангел в пустыне” ?

    Ответить »
    • Кирилл, 07.06.2021

      Раз­ве св. Иоанн Пред­те­ча — свя­той воин?

      Ответить »
  • Ири­на, 19.03.2021

    Кто такие муче­ни­ки и вели­ко­му­че­ни­ки, чем они отличаются?

    Ответить »
    • Ген­на­дий, 22.03.2021

      Муче­ни­ки — свя­тые, при­няв­шие смерть за веру во Хри­ста. Пре­тер­пев­шие осо­бо жесто­кие муки име­ну­ют­ся великомучениками.

      Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки