-
Дата создания: 1563
-
Техника: Масло
-
Материал: Дерево
-
Размер: 114×155
-
В Библии: Быт. 11:1-9
-
Оригинал: Музей истории искусств, Вена, Австрия
Сюжет
В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая должна была, по замыслу людей, достичь вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал языки строителей, так что они больше не могли понимать друг друга, и рассеял их по всей земле; таким образом, реализация задуманного грандиозного плана не была осуществлена. Мораль сюжета – бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом.
Описание
Картина открывает перед зрителем загадочный и трагический образ легендарного библейского сооружения, которое находится в разгаре своего возведения. Но даже в недостроенном виде башня потрясает воображение зрителя. Сильнейшее впечатление производит даже не столько само сооружение, устремляющееся в заоблачную высь, сколько инженерная и архитектурная точность. Перед зрителем предстает единый яркий архитектурный образ, предельно дерзкий по своему замыслу и убедительный по инженерному воплощению на практике.
На переднем плане можно наблюдать правителя Вавилона Нимрода со свитой. Именно этот деятель считался архитектором и руководителем строительства Вавилонской башни. Множество маленьких людей, рабочих и строителей снуют вокруг гигантского сооружения. По реке к гигантской стройке доставляются строительные материалы: камни, бревна, доски. Лестницы, строительные леса, подъемные механизмы, гигантские контрфорсы свидетельствуют о дерзновенном и горделивом замысле строителей превзойти в своем искусстве все народы, бросив вызов Самому Создателю.
Башня возводится неравномерно. Нижние этажи уже заселены – в окнах и дверных проемах можно разглядеть живущих в этом огромном здании жителей, а на верхних уровнях еще вовсю идет строительство, кипит работа. Как известно, за желание превознестись Бог разгневался, и чтобы усмирить нерадивых строителей, перепутал их языки так, что они в одночасье перестали понимать друг друга. В результате люди так и не смогли реализовать свой замысел.
Интересно отметить, что фоновый пейзаж с рекой и лодками мало напоминает древнюю Месопотамию, где, согласно первоисточнику, строилась башня. В качестве фона художник явно изобразил свою родную Голландию.
История
Из источников, касающихся жизни художника известно, что в 1553 году Питер Брейгель Старший совершил путешествие в Рим, где сделал зарисовки античной архитектуры. В первую очередь его внимание привлек гигантский Колизей. Именно его очертания легко узнаются в Вавилонской башне. На Колизей башня похожа не только внешней стеной, но и всей тщательно прорисованной внутренней конструкцией.
Под названием «Вавилонская башня», художником были написаны три картины, однако до наших дней сохранились только две.
Рекомендуемая литература
- Вавилон Азбука веры
- Толкования на Бытие 11:1
- Тест: Ветхий Завет
- Вавилон Библейская энциклопедия
- Вавилон – великая блудница прот. Геннадий Фаст
- Вавилон и Библия проф. Владимир Петрович Рыбинский
- Вавилонская башня А.С. Десницкий
- Вавилонская башня свящ. Даниил Сысоев
- Беседа 30 на книгу Бытия свт. Иоанн Златоуст
- Подлинность пророчества Исаии о падении Вавилона проф. Павел Александрович Юнгеров
- Вавилонская башня
Комментировать