-
Дата создания: 1550 г.
-
Техника: масло
-
Материал: деревянная панель
-
Размер: 40×55 см.
-
В Библии: Быт. 11:4-9.
Сюжет
В основу картины положено повествование, содержащееся в Книге Бытия о строительстве Вавилонской башни, которая должна была, по замыслу людей, достичь вершиной неба: «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле». (Быт. 11:4-9).
Описание
Перед зрителем открывается картина грандиозного строительства огромного зиккурата, ставшего символом человеческой гордыни, самопревозношения и зависти. Решив построить башню до небес, вавилоняне бросили вызов Создателю, дерзнув меряться с Ним силой и могуществом. Художник показывает тщету этого безумного замысла.
В центре композиции гигантское строение, вздымающееся к небесам. К нему ведут дороги, по которым хаотично движутся люди (каменотесы, возницы и пр.) и вьючные животные.
Башня расположена недалеко от морской бухты, где у причала стоят корабли. Возвышаясь над горизонтом, строение эффектно выделяется на фоне темно-голубого неба. Стены башни оживляют контрфорсы и статуи в нишах, чередующиеся с колоннами, что делает строение сходным с римскими дворцами.
Расположенный уступами цоколь поднимает архитектурное сооружение ввысь, вокруг громоздкого основания башни изгибается квадратная рампа. Вторая прямая подъездная дорога через виадук ведет к первой террасе, широкой площади, на которой стоят дома, представляющие собой разительный контраст с гигантским зиккуратом.
На переднем плане показана группа людей, обсуждающих строительство башни: здесь присутствует царь Нимрод со своей свитой, знатные дамы, облаченные в изысканные одеяния, перед царем склонился архитектор, развернувший чертеж здания. Чуть поодаль, слева от зрителя, показаны наблюдающие за порядком воины.
Художник намеренно создает контраст между башней и городскими домами, кажущимися ничтожными по сравнению с гигантским строением.
История
Хендрик ван Клеве — один из представителей многочисленной династии антверпенских художников, сын Виллема ван Клеве. Вместе со своим братом учился у своего отца и затем в мастерской Франса Флориса в Антверпене. По завершении обучения совершил поездку в Италию. Затем работал в Антверпене, став членом местной гильдии живописцев в 1551 или 1553 г. Рисовал и писал пейзажи и виды городов, а также пейзажные фоны в картинах Франса Флориса и своего брата Мартина. В старинных антверпенских инвентарях, а также в каталоге Королевского собрания в Лондоне от 1687 г. упоминаются его живописные произведения, однако в настоящее время известна единственная достоверная картина художника — «Вавилонская башня» (Оттерло, Государственный музей Крёллер-Мюллер), которую относят к позднему периоду его творчества. В Вене (Альбертина), Берлине (Кабинет гравюр) и Париже (Лувр) хранятся подписанные монограммой рисунки Хендрика ван Клеве с видами Рима, Флоренции, Неаполя и Генуи.
Комментировать