-
Дата создания: Вторая половина XIX века.
-
Техника: гравюра
-
Материал: дерево
-
Размер: ?
-
В Библии: Ин. 20:11-18
Сюжет
В основе гравюры лежит сюжет о первой встрече воскресшего Спасителя с Марией Магдалиной. На третий день после распятия Мария приходит в сад к гробу и в отчаянии обнаруживает, что тела Спасителя там больше нет. Обернувшись, она видит воскресшего Иисуса, хоть сначала и не узнает его, принимая за садовника: «Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус» (Ин. 20:14). Магдалина – одна из ближайших учениц Иисуса. Согласно библейскому повествованию, Христос изгнал из Марии Магдалины семь бесов (Лк. 8:2; Мк. 16:9), за что она стала служить Ему и апостолам. Мария Магдалина была на Голгофе во время Распятия (Мф. 27:56), а спустя три дня вместе с другими женщинами пошла ко гробу, чтобы совершить иудейский обряд помазания миром умершего, благодаря чему вошла в историю, как «мироносица».
Описание
Художник с глубоким психологизмом передает встречу Воскресшего Господа Иисуса Христа с Марией Магдалиной. Действие происходит на фоне светлеющего утреннего неба, на окраине горда Иерусалима, где находилась пещера с погребенным телом Спасителя.
Мария Магдалина пришла ко гробу вместе с двумя апостолами. Когда же было обнаружено, что гроб пуст, апостолы вернулись домой, а мироносица осталась плакать на месте погребения любимого Учителя.
Мы видим момент, когда Мария, придя ко гробу Господню с благовониями, увидела отваленный от пещеры камень и пустую гробницу. В смущении и печали женщина села на упавшую плиту. Склонив голову, она горько плачет, утирая слезы платком. Вся ее фигура выражает бессилие и отчаяние. Она не замечает Воскресшего Христа стоящего позади нее. Взор Иисуса с теплотой и любовью обращен на мироносицу. Кажется, что одно мгновение разделяет Марию от встречи с Господом.
Композиция картины держится на двух фигурах, Христа и Марии Магдалины, выполненных скульптурно-статично и монументально. Образ Марии продиктован западной интерпретацией, где мироносица изображена с распущенными, непокрытые волосами, так как в прошлом была блудницей. Рядом с ней Господь, Который, чуть склонив голову, смотрит сверху вниз на свою ученицу. Не замечая Его, печалится Мария, не зная, где же Христос, что произошло в тот момент, когда похоронная процессия завалила вход в гробницу тяжелой плитой.
Между двумя персонажами художник изобразил засохший куст дерева, растущего из скалы и визуально разделяющего образы Христа и Марии. Это разделение не случайно — оно пролегает на границе земного осязаемого пространства, к которому принадлежит образ Магдалины, и таинственного, божественного мира, в котором после воскресения пребывает Христос. И пусть Мария не узнает Господа, но ее сердце открыто каждому Его слову.
Рекомендуемая литература
- Воскресение Христово Азбука веры
- Мироносицы Азбука веры
- Толкования на Евангелие от Иоанна 20:11
- Пасхальный тест
- Равноапостольная Мари́я Магдалина, мироносица
- Воскресение Иисуса Христа митр. Иларион (Алфеев)
- Беседа 16 на Евангелие от Марка еп. Василий Кинешемский
- Воскресение Господа нашего Иисуса Христа свт. Иннокентий Херсонский
- О согласовании евангельских сказаний о воскресении Господа свт. Феофан Затворник
- Воскресение Бога Воплощенного Р. Суинберн
Комментировать