Архистратиг

***

Архистрати́г (греч. — ἀρχιστρατηγός) — 1) звание, усво­ен­ное пред­во­ди­телю Ангель­ских воинств, Архан­гелу Миха­илу (см.: Архан­гел); 2) стар­ший вое­на­чаль­ник.

***

Почему архангел Михаил явился Иисусу Навину в доспехах; неужели как воин Небесный он нуждается в защитной броне и оружии?

Ангелы суть духи. И как духи они не имеют веще­ствен­ных тел. Тем не менее, будучи посы­ла­е­мыми к людям, иногда они пред­стают перед ними в обра­зах плот­ских существ: чело­века или живот­ных (коней, тель­цов, львов…).

При­ни­ма­е­мые анге­лами види­мые образы бывают обу­слов­лены тем, что именно они хотят доне­сти до людей. Каждый из таких обра­зов пред­по­ла­гает опре­де­лен­ное про­чте­ние, содер­жит и откры­вает, в сим­во­ли­че­ской форме, поучи­тель­ные све­де­ния, а иногда и глу­бо­кие знания.

Вос­при­ня­тый анге­лом, в целях Про­мысла, образ может дать знать о его личных осо­бен­но­стях, о направ­ле­нии его дея­тель­но­сти, о дета­лях слу­же­ния Богу. Доста­точно часто харак­тер вос­при­ни­ма­е­мого анге­лом образа зави­сит от кон­крет­ных обсто­я­тельств и целей, свя­зан­ных с при­чи­ной явле­ния.

Образ воина, явлен­ный Архан­ге­лом Миха­и­лом Иисусу Навину (Нав.5:13–15), вождю Изра­иль­ского народа, после­до­ва­телю зако­но­по­лож­ника Моисея, был сопря­жен с двумя важ­ными фак­то­рами.

Во-первых, вид небо­жи­теля в воин­ском обла­че­нии соот­вет­ство­вал званию и слу­же­нию Архан­гела Миха­ила, вое­на­чаль­ника, архи­стра­тига (Нав.5:13). В свя­щен­ном Писа­нии он отме­чен как тот, кто ведёт брань с лука­выми силами и с самим сата­ной (Откр.12:7).

Обна­жен­ный меч (Нав.5:13) ука­зы­вал на Боже­ствен­ный меч пра­во­су­дия (символ воз­да­я­ния), сви­де­тель­ство­вал о жела­нии и готов­но­сти ангель­ских воинств покрыть народ Божий покро­вом Небес­ного заступ­ни­че­ства.

Во-вторых, этот облик соот­вет­ство­вал бли­жай­шей при­чине явле­ния архи­стра­тига. На этом этапе исто­рии Изра­иль­скому народу пред­сто­яло заво­е­ва­ние Обе­то­ван­ной земли. На пути их вхож­де­ния в землю выси­лись гроз­ная кре­пость, могу­чие стены Иери­хона.

Хотя в тот период изра­иль­тяне пред­став­ляли собой зака­лен­ный, спло­чен­ный, испол­нен­ный реши­мо­сти народ, однако, они не обла­дали ни долж­ным опытом осады и штурма укреп­лен­ных горо­дов, ни над­ле­жа­щих осад­ных орудий. Перед Иису­сом Нави­ном, как перед вое­на­чаль­ни­ком, стояла нелег­кая задача.

Тогда-то, мило­стью Божьей, и про­изо­шла его встреча с архи­стра­ти­гом. Как воин воину, небес­ный зем­ному, Архан­гел вооду­ше­вил Иисуса Навина своим посе­ще­нием, дал необ­хо­ди­мый совет (Нав.6:1–4). Испол­нив реко­мен­да­ции небо­жи­теля, Изра­иль взял город.

Разу­ме­ется, ни для защиты от падших духов, ни для защиты от чело­ве­че­ских воинств ангелы не нуж­да­ются ни в метал­ли­че­ских доспе­хах, ни в копьях, ни в острых клин­ках. Сопут­ству­ю­щая им Боже­ствен­ная сила спо­соб­ствует раз­ре­ше­нию даже самых труд­ных задач.

***

См. АНГЕЛ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки