Земля́ обетова́нная – земля, по которой, с благословения Божьего, странствовал Авраам (выйдя от родства и из дома отца (Быт.12:1)), и которую Бог обещал дать в наследие будущему народу, образованному из его потомков.
Почему Милосердный Бог повелел сынам Израилевым, вступавшим на территорию обетованной земли, изгонять из неё местных жителей?
После чудесного избавления евреев от египетского рабства Бог заключил с ними Союз-Завет. Центральной задачей, очерченной условиями этого Завета и возложенной на весь народ, являлась та, что евреи, как общность, должны были стать хранителями веры в Единого и Истинного Бога (Исх.23:24-25).
В окружении грубых язычников им было бы трудно избежать искушений и соблазнов, связанных с идолопоклонством и повальным развратом. Имея это в виду, понимаем, что именно обособленное существование способствовало бы правильному устроению религиозно-нравственных отношений сынов Израиля с Богом и друг с другом (Исх.23:32-33).
Кроме того, местные языческие племена вполне заслужили изгнание бесчисленными мерзостями и преступлениями. Как когда-то Адам был изгнан из Рая за ослушание (Быт.3:23), а Каин, за братоубийство, – ещё дальше, в землю Нод (Быт.4:16), и эти изгнания отвечали нормам Божественной Правды, так и изгнание ханаанских племен с территории Палестины, в соответствии с Божьим решением, было делом законным и справедливым.
Этот вывод становится ещё более очевидным, если принять к сведению, что в ответ на массовое несоблюдение сынами Израиля Божьих постановлений, бесконечные уклонения религиозных обязательств, через несколько столетий и сами они были изгнаны с обетованной земли (руками внешних завоевателей): сперва – представители Северного царства, а затем – представители Южного (оба царства образовались в результате раскола единого Израильского государства на два).
Наконец, ещё одной важной причиной изгнания язычников являлась та, что столь особая по красоте, плодородию и географическому положению земля больше соответствовала расположению на ней Храма, посвященного Единому Вседержителю, чем сосредоточению на её территории множества всевозможных языческих капищ и идольских рощ.
Если Храм был построен, а потом восстановлен на обетованной земле по распоряжению Божию, то почему Бог попустил, чтобы он вновь был разрушен при римлянах?
До времени Пришествия Христа Иерусалимский Храм служил единственным местом, где иудеям разрешалось осуществлять обрядовые жертвоприношения. С Пришествием же Мессии, Искуплением человека и образованием Церкви Иерусалимский Храм перестал играть роль единственного в своём роде религиозного центра (Ин.4:20-24).
С времени заключения Нового Завета ветхозаветные жертвы утратили религиозную целесообразность и законную силу. Ведь все они служили прообразом Крестной Жертвы Иисуса Христа. Ныне Крестная Жертва воспроизводится в Таинстве Святой Евхаристии во всех Православных храмах, вне зависимости от их географического расположения.
Цитаты о земле обетованной
«Перейти из Египта в землю обетованную можно было в несколько дней, ну, неделю. Они бродили сорок лет; почему? потому что Бог им определил бродить, пока не умрёт всё поколение, которое выросло в рабстве, и пока не вырастет то поколение, которое выросло на свободе и в совершенно дикой обстановке, где была только вера в Бога и ничего другого».
митрополит Сурожский Антоний
Литература по теме
- Божий Инок архим. Иоанн (Крестьянкин)
- Вступление евреев в землю обетованную прот. Серафим Слободской
- В земле обетованной: (Палестина) В.М. Дорошевич
- Земля Обетованная свящ. Вадим Маркин
- Земля обетованная А.П. Лопухин
Комментировать