Архангел

***

Арха́нгелы – (от греч. ἀρχάγγελος – началь­ник анге­лов, анге­ло­на­чаль­ник) – 1) один из чинов ангель­ской иерар­хии, кото­рый, согласно Пре­да­нию Церкви, стоит над чином анге­лов, но ниже наи­выс­ших и сред­них чинов; 2) пред­ста­ви­тели этого ангель­ского чина.

arhangel - Архангел

 

Как пере­во­дится слово «Архан­гел»?

Слово «Ангел» в пере­воде с гре­че­ского языка значит вест­ник. При­ставка «архи» ука­зы­вает на их стар­шин­ство по отно­ше­нию к Анге­лам.

Встре­ча­ется ли слово «Архан­гел» в Свя­щен­ном Писа­нии?

Слово «Архан­гел» в Свя­щен­ном Писа­нии впер­вые появ­ля­ется в 3‑й Книге Ездры: «На это отве­чал мне Иере­миил Архан­гел: когда испол­нится число семян в вас, ибо Все­выш­ний на весах взве­сил век сей…» (3Ездр.4:36). Впо­след­ствии это имя вос­при­ни­ма­ется ново­за­вет­ными авто­рами: «Михаил Архан­гел, когда гово­рил с диа­во­лом, споря о Мои­се­е­вом» (Иуд.1:9); «Потому что Сам Гос­подь при воз­ве­ще­нии, при гласе Архан­гела и трубе Божией, сойдет с неба, и мерт­вые во Христе вос­крес­нут прежде» (1Фес.4:16).

Имена каких Архан­ге­лов ука­заны в Свя­щен­ном Писа­нии?

Свя­щен­ное Писа­ние, повест­вуя о явле­нии Анге­лов раз­лич­ным людям, соб­ствен­ным именем назы­вает только неко­то­рых из них, – по-види­мому тех, кото­рые несут особую миссию в утвер­жде­нии Цар­ства Божия на земле. Среди них – Архан­гелы Михаил и Гав­риил, упо­ми­на­е­мые в кано­ни­че­ских книгах Писа­ния, а также Архан­гелы Рафаил, Уриил, Села­фиил, упо­ми­на­е­мые в нека­но­ни­че­ских книгах Св. Писа­ния. В книге Товита Архан­гел Рафаил гово­рит о себе: «Я – Рафаил, один из семи святых Анге­лов, кото­рые воз­но­сят молитвы святых и вос­хо­дят пред славу Свя­таго» (Тов.12:15).

Как пере­во­дятся имена Архан­ге­лов?

Михаил – кто как Бог; Гав­риил – муж Божий или сила Божия; Рафаил – исце­ле­ние Божие; Уриил – свет или огонь Божий; Села­фиил – молитва к Богу; Иере­миил – высота Божия; Иегу­диил – хвала Божия; Вара­хиил – бла­го­сло­ве­ние Божие.

Как на иконах изоб­ра­жа­ются Архан­гелы?

Архан­гел Михаил изоб­ра­жа­ется на иконах попи­ра­ю­щим ногами диа­вола, в левой руке держит зеле­ную фини­ко­вую ветвь, в правой – копье с белой хоруг­вью (иногда пла­мен­ный меч), на кото­рой начер­тан черв­ле­ный крест. Архан­гел Гав­риил изоб­ра­жа­ется с рай­ской ветвью, при­не­сен­ной им Пре­свя­той Деве, или со све­тя­щимся фона­рем в правой руке и зер­ка­лом из ясписа – в левой. Архан­гел Рафаил – держит сосуд с цели­тель­ными сна­до­бьями в левой руке, а правой ведет Товию, несу­щего рыбу. Архан­гел Уриил – держит в под­ня­той правой руке обна­жен­ный меч на уровне груди, а в опу­щен­ной левой руке – «пла­мень огнен­ный». Архан­гел Села­фиил изоб­ра­жа­ется в молит­вен­ном поло­же­нии, смот­ря­щий вниз, руки сло­жены на груди. Архан­гел Иегу­диил держит в дес­нице золо­той венец, в шуйце – бич из трех крас­ных (или черных) вервий. Архан­гел Вара­хиил – на его одежде изоб­ра­жа­ется мно­же­ство розо­вых цветов. Архан­гел Иере­миил держит в руке весы.

Почи­та­ние Архан­ге­лов на Руси

Почи­та­ние Архан­ге­лов пришло на Русь вместе с хри­сти­ан­ством. Архан­ге­лам посвя­щено мно­же­ство мона­сты­рей, собор­ных, двор­цо­вых и посад­ских храмов. В древ­нем Киеве сразу по при­ня­тии хри­сти­ан­ства был воз­двиг­нут Архан­гель­ский собор и устроен мона­стырь. Архан­гель­ские соборы стоят в Смо­лен­ске, Нижнем Нов­го­роде, Ста­рице, мона­стырь в Вели­ком Устюге (начало XIII века), собор в Сви­яж­ске. Один из глав­ней­ших храмов города Москвы – храм-усы­паль­ница в Кремле – посвя­щен Архи­стра­тигу Миха­илу. Мно­го­чис­ленны иконы Чино­на­чаль­ника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона «Бла­го­сло­вен­ное воин­ство» – напи­сана для Успен­ского собора Мос­ков­ского Кремля, где святые воины – князья рус­ские – изоб­ра­жены под пред­во­ди­тель­ством Архи­стра­тига Миха­ила.

Когда совер­ша­ется память Архан­ге­лов?

Празд­но­ва­ние Собора Архи­стра­тига Божия Миха­ила и прочих Небес­ных Сил бес­плот­ных совер­ша­ется в Пра­во­слав­ной церкви 8 (21) ноября. Празд­но­ва­ние уста­нов­лено в начале IV века на Помест­ном Лаоди­кий­ском Соборе, бывшем за несколько лет до Пер­вого Все­лен­ского Собора и осу­див­шем как ере­ти­че­ское покло­не­ние Анге­лам как твор­цам и пра­ви­те­лям мира.

Почему на иконах иногда изоб­ра­жа­ется не восемь, а семь Архан­ге­лов?

Мысль о том, что Архан­ге­лов всего семь, иногда встре­ча­ется в искус­ство­вед­че­ской лите­ра­туре, однако она не явля­ется выра­же­нием обще­цер­ков­ного созна­ния. 

Более того, даже среди сто­рон­ни­ков идеи о столь незна­чи­тель­ном коли­че­стве Архан­ге­лов, в срав­не­нии с пред­ста­ви­те­лями других ангель­ских чинов, цир­ку­ли­рует мысль о восьми, а не о семи Архан­ге­лах: 1) Михаил, 2) Гав­риил, 3) Рафаил, 4) Вара­хиил, 5) Уриил, 6) Села­фиил (Сала­фиил), 7) Иере­миил, 8) Иегу­деил. Здесь — речь об архан­ге­лах, чьи имена известны нам из Писа­ния или Пре­да­ния.

Все восемь Архан­ге­лов отоб­ра­жа­ются в пра­во­слав­ной ико­но­гра­фии. Суще­ствует мнение, что эти Архан­гелы стоят во главе ангель­ской иерар­хии, однако, по «Дио­ни­сию Аре­о­па­гиту» (чьими тек­стами вос­хи­ща­лось немало отцов Церкви), чин Архан­ге­лов при­над­ле­жит к низшей триаде ангель­ских чинов (что, впро­чем, не исклю­чает мысли об особой роли пере­чис­лен­ных Архан­ге­лов в деле осу­ществ­ле­ния Боже­ствен­ного Про­мысла). Число пред­ста­ви­те­лей этого чина, по Дио­ни­сию, неиз­вестно, как неиз­вестно и число пред­ста­ви­те­лей прочих чинов. Чис­лен­ность Анге­лов — очень высока. 

Что каса­ется ико­но­гра­фи­че­ских обра­зов, пред­став­ля­ю­щих Собор Архан­гела Миха­ила, иногда на такого рода иконах пишутся семь Анге­лов — сим­во­ли­че­ское число пол­ноты, но иногда восемь, а иногда всего два, иногда и гораздо больше. Напом­ним, что в ико­но­писи для обо­зна­че­ния сонма святых бывает доста­точно отоб­ра­зить две или несколько фигур, в том числе, напри­мер, семь.

***

прп. Вар­со­но­фий Оптин­ский:
Сего­дня празд­ник св. Архан­гела Гав­ри­ила. В Пра­во­слав­ной Церкви всегда после боль­шого празд­ника бывает празд­но­ва­ние лицу, послу­жив­шему этому празд­нику. Архан­гел Гав­риил бла­го­вест­во­вал Деве зача­тие, оттого после Бла­го­ве­ще­ния празд­нуем Собор Архан­гела Божия. 7 января празд­ник — собор Иоанна Кре­сти­теля, послу­жив­шего Кре­ще­нию Гос­подню, кото­рое празд­ну­ется 6 января. В міру не при­нято празд­но­вать эти дни, но я сове­тую вам почи­тать их: схо­дите к ранней обедне, а если время не поз­во­ляет, то хотя бы зай­дите в храм Божий, при­ло­жи­тесь к иконам, поставьте свечку, подайте на про­ско­ми­дию просфо­рочку — и это малое Гос­подь примет за вели­кое.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки