Безответственность

Безотве́тственность — 1) недо­ста­ток или отсут­ствие ответ­ствен­ного отно­ше­ния к своим мыслям, жела­ниям, словам, поступ­кам, пове­де­нию, жизни в целом; 2) неже­ла­ние отве­чать за свои мысли, жела­ния, слова, поступки и дея­тель­ность в целом; отказ нести ответ­ствен­ность за их послед­ствия; 3) форма пове­де­ния, отли­ча­ю­ща­яся явным пре­не­бре­же­нием к тре­бо­ва­ниям опре­де­лен­ных (в том или ином соци­уме) зако­нов, нормам морали и нрав­ствен­но­сти.

Без­от­вет­ствен­ному чело­веку не свой­ственно исправ­лять по соб­ствен­ному почину дурные послед­ствия, вызван­ные его сло­вами и дей­стви­ями.

Порой без­от­вет­ствен­ные поступки совер­шают даже те лица, на кото­рых воз­ло­жена особая ответ­ствен­ность за людей, скажем, пас­тырь, врач или учи­тель (напри­мер, когда он чрез­мерно хвалит или ругает уча­щихся), роди­тель (поло­жим, излишне опе­ка­ю­щий своих детей, когда те растут в атмо­сфере без­на­ка­зан­но­сти, потвор­ства).

Без­от­вет­ствен­ные люди часто не осо­знают себя тако­выми. В основе без­от­вет­ствен­но­сти может лежать мно­же­ство причин. Скажем, она может быть обу­слов­лена лег­ко­мыс­лием, эго­из­мом, наив­но­стью и пр. Без­от­вет­ствен­ность может рас­це­ни­ваться и как форма про­яв­ле­ния без­нрав­ствен­но­сти.

Чтобы лучше понять, что пред­став­ляет собой без­от­вет­ствен­ность, обра­тимся к самому началу Свя­щен­ного Писа­ния. На нее ука­зы­ва­ется в повест­во­ва­нии о гре­хо­па­де­нии наших пра­ро­ди­те­лей. Как известно, совер­шен­ное ими пре­ступ­ле­ние при­вело к вели­чай­шей ката­строфе в исто­рии чело­ве­че­ства.

Другой пример из Библии: без­от­вет­ствен­ность вождей Изра­иля, влек­шая за собой воз­рас­та­ние соци­аль­ной неспра­вед­ли­во­сти, кор­руп­ции, спо­соб­ство­вав­шее укло­не­нию народ­ных масс в бого­от­ступ­ни­че­ство, рас­про­стра­не­нию идо­ло­по­клон­ства. В конце концов, без­от­вет­ствен­ность руко­вод­ства Изра­иля при­вела к рас­паду еврей­ского госу­дар­ства, к вави­лон­скому плену.

Без­от­вет­ственно посту­пает и тот, кто начи­нает труд­ное дело, не уделив ему пред­ва­ри­тельно долж­ного вни­ма­ния. При­над­леж­ность к Церкви тре­бует от чело­века боль­шой ответ­ствен­но­сти. Прежде, чем чело­век станет членом Церкви, он должен осмыс­лить, для чего он стре­мится это сде­лать, а став членом Церкви, должен жить как хри­сти­а­нин. «Не играйте своим спа­се­нием», — много раз гово­рил свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов в пись­мах к духов­ным чадам. Увы, часто мы как раз и не имеем такой серьез­но­сти, но ведем себя, как какие-нибудь незре­лые школь­ники, — глупо и без­ала­берно. Посту­пая так, хри­сти­ане доб­ро­вольно делают себя откры­тыми для стрел лука­вого, и нередко тот нано­сит душе чело­века тяжкие раны, кото­рые увра­че­вать потом бывает очень трудно, а иногда даже невоз­можно. Таким обра­зом, без­от­вет­ствен­ность хри­сти­а­нина может пагубно отра­зиться не только в его земной жизни, но и в веч­но­сти.

Свя­щен­ник Иоанн Павлов при­во­дит такой пример духов­ной без­от­вет­ствен­но­сти. Чело­век обра­тился к вере, стал про­во­дить цер­ков­ную жизнь, борется с грехом. Но вот ему звонят старые зна­ко­мые и при­гла­шают на какое-нибудь засто­лье. Чело­век идет туда, напи­ва­ется и в пьяном виде ввя­зы­ва­ется в драку, совер­шает хули­ган­ство и попа­дает в мили­цию. Теперь за драку и хули­ган­ство ему грозит суд. «Иску­ше­ние, бес попу­тал», — гово­рит он сму­щенно на испо­веди. Но ведь всю эту ситу­а­цию можно было пред­ви­деть зара­нее: в той ком­па­нии, соб­ственно говоря, иначе и быть не могло. Ведь ты, когда шел туда, пре­красно знал, как про­хо­дят засто­лья у твоих старых зна­ко­мых, знал, что алко­голь будет литься рекой, что все напьются до силь­ного опья­не­ния и будут потом вытво­рять все что угодно. Зачем же, зная это, было туда идти? Да, конечно, бес попу­тал, — бес всегда помо­гает в плохом и тол­кает на грех, но ведь и у нас-то своя голова есть? Она не просто так дана Богом, но чтобы мы хоть немного думали. Если зара­нее было известно, что в этой ком­па­нии я напьюсь пьяным, то, конечно, не нужно было туда идти. Пьян­ство и само по себе есть боль­шой грех, однако самое плохое заклю­ча­ется в том, что за пьян­ством обычно сле­дует мно­же­ство других грехов, ведь известно же: в пьяном виде чело­век спо­со­бен натво­рить таких дел, что потом за долгое время не рас­хле­ба­ешь. Сле­дует ска­зать, что, конечно, лучше всего было бы совсем отка­заться от пья­ного засто­лья. Если же по каким-то при­чи­нам это не уда­лось и при­шлось все-таки туда пойти, то нужно было строго кон­тро­ли­ро­вать себя и, поси­дев недолго, ухо­дить, — тогда уда­лось бы избе­жать всех этих бед и грехов.

При­ме­ча­тельно, что посту­пать без­от­вет­ственно могут не только миряне, но и свя­щен­но­слу­жи­тели. Без­от­вет­ствен­ность пас­ты­рей может обна­ру­жи­ваться как в том, что они не уде­ляют долж­ного вни­ма­ния пастве, так и в том, что хотя и уде­ляют, однако совер­шенно не так, как того тре­бует Цер­ковь. Напри­мер, если в при­ходе раз­вито без­от­вет­ствен­ное послу­ша­ние, то духов­ник, поощ­ря­е­мый чадами, нередко начи­нает жестко регла­мен­ти­ро­вать все сто­роны жизни пасо­мых, вплоть до мело­чей. Редкий пас­тырь выдер­жит без вреда для своей души груз такой бес­пре­дель­ной власти и неесте­ствен­ной ответ­ствен­но­сти. Бывает, что под­дав­шись иску­ше­нию власти, лома­ются даже и неко­гда хоро­шие свя­щен­ники, пре­вра­ща­ются в лже­стар­цев.

Одно из наи­бо­лее ярких про­яв­ле­ний без­от­вет­ствен­но­сти в совре­мен­ном мире — без­от­вет­ствен­ное отно­ше­ние чело­века к соб­ствен­ной семье, к своим семей­ным обя­зан­но­стям. Такое отно­ше­ние может спо­соб­ство­вать воз­ник­но­ве­нию и раз­ви­тию внут­ри­се­мей­ных кон­флик­тов, дур­ному вос­пи­та­нию детей, рас­паду семьи.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки