Лег­ко­мыс­лие

***

Легкомы́слие — 1) несе­рьёз­ность по отно­ше­нию к соб­ствен­ным мыслям, жела­ниям, словам, поступ­кам, пове­де­нию; 2) несе­рьёз­ность в отно­ше­нии оценок мыслей, жела­ний, поступ­ков, дей­ствий, пове­де­ния других людей; 3) несе­рьёз­ное отно­ше­ния к жизни вообще; 4) без­от­вет­ствен­ность.

***

Почему лег­ко­мыс­лие опасно в отно­ше­нии спа­се­ния?

Не нужно объ­яс­нять, что даже и в усло­виях повсе­днев­ной, обы­ден­ной земной жизни лег­ко­мыс­лие бывает при­чи­ной непри­ят­но­стей, бед.

Так, лег­ко­мыс­лие изны­вав­шего от голода Исава, про­явив­ше­еся в про­даже им своего пер­во­род­ства Иакову (в обмен на похлёбку, (Быт.25:29–34)), в даль­ней­шем дало тому повод исхи­тить бла­го­сло­ве­ние отца, кото­рое в дей­стви­тель­но­сти пред­на­зна­ча­лось не ему, но стар­шему брату (как пер­венцу). Бла­го­сло­ве­ние было полу­чено обман­ным путем, однако, отец, Исаак, узнав об обмане, реше­ния не изме­нил: бла­го­сло­ве­ние пере­шло к млад­шему брату.

Лег­ко­мыс­лие царя Езекии, необ­ду­манно пока­зав­шего послам из Вави­лона всё, что хра­ни­лось в сокро­вищ­ни­цах, впо­след­ствии послу­жило одной из причин вра­же­ского наше­ствия и раз­граб­ле­ния всех его богатств (Ис.39:1–8)

Куда более пагубно лег­ко­мыс­лие отра­жа­ется на духов­ной жизни. Уже во вре­мена Вет­хого Завета такого рода рас­по­ло­же­ние души рас­смат­ри­ва­лось в про­ро­че­ской про­по­веди как весьма неже­ла­тель­ное и опас­ное с точки зрения веры и нрав­ствен­но­сти.

Так, вещая от имени Все­дер­жи­теля и обли­чая своих сопле­мен­ни­ков в злост­ных нару­ше­ниях Божьего закона, Иере­мия ука­зы­вал им именно на лег­ко­мыс­лие: «Ибо от малого до боль­шого, каждый из них предан коры­сти, и от про­рока до свя­щен­ника — все дей­ствуют лживо; вра­чуют раны народа Моего лег­ко­мыс­ленно, говоря: “мир!”, “мир!”, а мира нет» (Иер.6:13–14).

Во вре­мена Нового Завета апо­стол Павел ставил лег­ко­мыс­лие в один ряд с делами плоти и нетвер­до­стью в слове (2Кор.1:17)

Об пагуб­но­сти лег­ко­мыс­лия в сфере духов­ного дела­ния много напи­сано в свя­то­оте­че­ской аске­ти­че­ской лите­ра­туре. Внеш­ним обра­зом оно может про­яв­ляться раз­лично, напри­мер, в несе­рьёз­ном, без­от­вет­ствен­ном отно­ше­нии к молит­вен­ному дела­нию, мона­ше­скому послу­ша­нию, хра­мо­вому бого­слу­же­нию, чтению нази­да­тель­ной лите­ра­туры, слу­ша­нию сомни­тель­ных учений.

Внут­ренне лег­ко­мыс­лие обна­ру­жи­ва­ется в недо­ста­точ­ном само­кон­троле в деле борьбы с гре­хов­ными помыс­лами, жела­ни­ями и стра­стями, в духов­ной борьбе.

Особой формой лег­ко­мыс­лия явля­ется извра­щен­ное отно­ше­ние к Боже­ствен­ному Про­мыслу, когда под пред­ло­гом воз­вы­шен­ного упо­ва­ния на Бога чело­век фак­ти­че­ски сни­мает с себя ответ­ствен­ность за реше­ние тех или иных насущ­ных вопро­сов, упо­вает не на Бога, а на случай, на пре­сло­ву­тое «авось». К лег­ко­мыс­лию можно отне­сти и чрез­мер­ное, неоправ­дан­ное упо­ва­ние на Боже­ствен­ное мило­сер­дие (мол, зачем над­ры­ваться подви­гами веры?, Бог и так всех спасет).

Исто­рия знает мно­же­ство слу­чаев, когда лег­ко­мыс­лие, вкупе с дру­гими фак­то­рами, дово­дило веру­ю­щих до отпа­де­ния от Церкви, от Христа.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки