См. раздел НРАВСТВЕННОСТЬ И ДУХОВНОСТЬ
- О невозможности нравственной жизни без религии митр. Антоний (Храповицкий)
- Нравственные правила свт. Василий Великий
- К вопросу о нравственном архиеп. Феодор (Поздеевский)
- Христианская нравственность в раскрытии святителя Тихона Задонского иеромонах Николай (Павлык)
- Основы христианской нравственности прот. Геннадий Нефёдов
- О различии между религиозным, нравственным и эстетическим чувством проф. В.В. Болотов
- Православно-христианское учение о нравственности протопресвитер Иоанн Янышев
- Критика эволюционной теории нравственности мученик И.В. Попов
***
Нра́вственность – 1) совокупность норм поведения христианина в обществе и вообще в мире как человека, осознающего своё высшее призвание и предназначение, нравственную ответственность перед Богом и ближними (эти нормы содержатся в Божьем законе, проявляются в голосе совести); 2) нормы поведения человека в обществе и вообще в мире, основанные на сложившихся представлениях о добре и необходимости следования добру; 3) совокупность внутренних качеств человека (духовных, душевных), основанных на идеалах добра и стремлении соответствовать этим идеалам.
Нравственный идеал – богочеловек Иисус Христос.
Нравственность составляет предмет Нравственного Богословия, которое есть наука, во-первых, о нравственном Божием законе и проистекающих из него частных обязанностях христианина, а во-вторых – о соответствующей закону нравственной жизни и о частных добродетелях христианина.
Золотое правило нравственности: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12), «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:18–20).
Нравственность без религии относительна, а не абсолютна и возможно только на договорной основе. Эта основа неустойчива, т.к. её можно обойти, можно найти причину для её нарушения. А Божий Суд обойти невозможно.
***
См. также: НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ, НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН, СОВЕСТЬ.