Ответ­ствен­ность

***

Отве́тственность (нрав­ствен­ная) — 1) необ­хо­ди­мость давать отчёт перед Богом (Богу) за все свои помыш­ле­ния, жела­ния, слова и дей­ствия; 2) обу­слов­лен­ность необ­хо­ди­мо­стью дер­жать ответ перед Судом Боже­ствен­ной Правды; 3) внут­рен­нее чув­ство; осо­знан­ное и доб­ро­воль­ное стрем­ле­ние чело­века жить по Христу, соиз­ме­рять свои мысли, жела­ния и поступки с есте­ствен­ным и сверхъ­есте­ственно данным Божьим зако­ном.

***

Сни­ма­ется ли с послуш­ника ответ­ствен­ность за те грехи, кото­рые он совер­шил по воле духов­ника?

Послу­ша­ние — пред­мет одного из мона­ше­ских обетов. Как резуль­тат, послу­ша­ние явля­ется одной из наи­бо­лее важных форм отно­ше­ний насель­ника мона­стыря к духов­нику.

По боль­шому счёту мона­ше­ское послу­ша­ние под­ра­зу­ме­вает дове­ри­тель­ное, без­ро­пот­ное под­чи­не­ние воле духов­ного настав­ника. Как пра­вило, так в мона­ше­ской прак­тике и про­ис­хо­дит.

Под­чи­не­ние воле настав­ника (пас­тыря, старца) спо­соб­ствует выра­ботке у подвиж­ника такой необ­хо­ди­мой ему для спа­се­ния доб­ро­де­тели, как сми­ре­ние.

Кроме того, на про­тя­же­нии всего духов­ного руко­вод­ства духов­ный настав­ник спо­соб­ствует пре­одо­ле­нию вве­рен­ным ему уче­ни­ком иску­ше­ний, воз­мож­ных ошибок, дья­воль­ских козней, помо­гает рас­крыть в нём духов­ные даро­ва­ния, стать пра­вед­ным и святым.

К сожа­ле­нию, не только в миру, но даже и в мона­ше­ской прак­тике иногда слу­ча­ется, что духов­ники, либо по непред­на­ме­рен­ной ошибке, либо по стра­сти под­тал­ки­вают опе­ка­е­мых ими веру­ю­щих ко злу.

Оче­видно, что неопыт­ному в духов­ном плане хри­сти­а­нину бывает трудно понять и пра­вильно оце­нить неявно гре­хов­ное рас­по­ря­же­ние духов­ника. Опять же, иногда долж­ной оценке пре­пят­ствует высо­кий авто­ри­тет настав­ника и дове­рие, пита­е­мое к нему со сто­роны уче­ника (духов­ного чада). Разу­ме­ется, при таких обсто­я­тель­ствах суще­ствен­ная доля ответ­ствен­но­сти за совер­шен­ный «послуш­ни­ком» грех ложится на духов­ного руко­во­ди­теля.

Но что делать, если духов­ный руко­во­ди­тель побуж­дает ко греху явно? При таком поло­же­нии вещей подвиж­ник вправе, как мини­мум, насто­ро­житься, задать руко­во­ди­телю необ­хо­ди­мый вопрос. В случае же, если ответ его не удо­вле­тво­рит, он может обра­титься за более ясными разъ­яс­не­ни­ями к выше­сто­я­щему руко­вод­ству, напри­мер, к насто­я­телю мона­стыря или к епи­скопу.

Бог не тре­бует от хри­сти­а­нина без­услов­ного, без­ого­во­роч­ного, сле­пого послу­ша­ния духов­ному настав­нику, не при­зы­вает нас к послу­ша­нию ради послу­ша­ния. Более того, Сам Гос­подь в этой связи гово­рил: «если слепой ведет сле­пого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14).

В аске­ти­че­ской лите­ра­туре можно встре­тить харак­тер­ное ука­за­ние, что в случае про­ти­во­ре­чия чело­ве­че­ских рас­по­ря­же­ний Боже­ствен­ным, пред­по­чте­ние должно отда­вать послед­ним. В каче­стве при­мера уместно при­ве­сти на ум слова апо­стола Петра, адре­со­ван­ные иудей­ским началь­ни­кам в ответ на тре­бо­ва­ние пре­кра­тить про­по­ве­до­вать от имени Иисуса: «спра­вед­ливо ли пред Богом слу­шать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4:19).

В случае совер­ше­ния веру­ю­щим грехов с одоб­ре­ния духов­ного началь­ства, он будет за них отве­чать как за хотя и одоб­рен­ные духов­ным руко­вод­ством, но всё же — как за грехи.

***

См. ВОЛЯ, ДЕРЗ­НО­ВЕ­НИЕ, РЕШИ­МОСТЬ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки