Беспечность

***

Беспе́чность — 1) состо­я­ние край­ней без­за­бот­но­сти и отсут­ствия бес­по­кой­ства; лег­ко­мыс­лен­ное отно­ше­ние к соб­ствен­ным нуждам и нуждам других 2) черта харак­тера, про­яв­ля­ю­ща­яся в без­от­вет­ствен­ном отно­ше­нии к жизни.

***

Беспечность и упование на Промысл Божий: одного сукна епанча?

В одной из Своих бесед с уче­ни­ками Гос­подь Иисус Хри­стос сказал: «Взгля­ните на птиц небес­ных: они ни сеют, ни жнут, ни соби­рают в жит­ницы; и Отец ваш Небес­ный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф.6:26).

Во время посе­ще­ния Спа­си­те­лем дома Марфы она со всей усерд­но­стью хло­по­тала об уго­ще­нии Гостя, тогда как её сестра, Мария, сев у Его ног, посвя­тила время слу­ша­нию про­по­веди. Когда забот­ли­вая Марфа воз­не­го­до­вала на не помо­гав­шую ей сестру, Гос­подь заме­тил ей с легким укором: «Марфа! Марфа! Ты забо­тишься и суе­тишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, кото­рая не отни­мется у неё» (Лк.10:41–42).

При поверх­ност­ном вос­при­я­тии пер­вого фраг­мента может сло­житься впе­чат­ле­ние, что Хри­стос уча пола­гаться на Про­ви­де­ние Божье, вместе с тем учит вовсе не думать о зав­траш­нем дне. Другой фраг­мент, как будто под­во­дит к заклю­че­нию, что при бли­зо­сти к Богу можно не думать даже и о сего­дняш­нем. Но это не так.

Бес­печ­ность — нрав­ствен­ный недуг, кото­рый нередко сосед­ствует с таким гре­хов­ным поро­ком как леность. Очень часто бес­печ­ность обу­слов­лена пес­си­ми­сти­че­ским отно­ше­нием к жизни. Но бывает и по-дру­гому: бес­печ­ность порож­да­ется неуём­ным стрем­ле­нием к раз­вле­че­ниям и удо­воль­ствиям, кото­рое, в свою оче­редь, ещё больше раз­ви­ва­ется и уси­ли­ва­ется на почве бес­печ­но­сти.

Бес­печ­ные люди нередко нахо­дят для себя все­воз­мож­ные оправ­да­ния: устал, не везёт с рабо­той и пр. Но бывает, что бес­печ­ность каму­фли­ру­ется и под пра­вед­ность: мол, я выше мир­ской суеты, цели­ком вверил свою судьбу в руки Божьи. Здесь-то и вспо­ми­на­ются выше­при­ве­ден­ные биб­лей­ские слова.

Но лег­ко­мыс­лен­ность и без­от­вет­ствен­ность не свой­ственна пра­вед­ному чело­веку. Гос­подь нигде и нико­гда не воз­во­дил эти каче­ства в ранг доб­ро­де­те­лей. Напро­тив, Он ставил бес­печ­ность в единый ряд с глу­по­стью: «Бес­печ­ность глуп­цов погу­бит их» (Притч.1:32); «Чело­век мудрый во всем будет осто­ро­жен и во дни грехов удер­жится от бес­печ­но­сти» (Сир.18:27).

Заме­тим, что даже на пер­во­здан­ного, чистого и невин­ного чело­века, жив­шего в усло­виях Рая, рас­про­стра­ня­лась обя­зан­ность хра­нить и воз­де­лы­вать сад (хотя сад этот и без того был бла­го­устроен). А после гре­хо­па­де­ния Бог ясно сказал чело­веку: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не воз­вра­тишься в землю, из кото­рой ты взят» (Быт.3:19).

Не лишне доба­вить, что в ран­не­хри­сти­ан­ской Церкви обя­зан­ность попе­чи­тель­ства («пещись о столах») была воз­ло­жена апо­сто­лами не на первых попав­шихся, а на «изве­дан­ных, испол­нен­ных Свя­того Духа и муд­ро­сти» мужей (Деян.6:2–3).

Всё выше­ска­зан­ное озна­чает, что даже и в повсе­днев­ных житей­ских делах чело­век не должен отка­зы­ваться от над­ле­жа­щих обя­зан­но­стей, как в отно­ше­нии себя самого, так и в отно­ше­нии ближ­них, не вправе оправ­ды­вать леность и лег­ко­мыс­лие надеж­дой на помощь чело­ве­ко­лю­би­вого Отца.

Другое дело, что повсе­днев­ные хло­поты и заботы не должны сопро­вож­даться само­на­де­ян­но­стью или излиш­ним бес­по­кой­ством, а когда дела идут плохо — без­на­деж­но­стью и отча­я­нием; не должны пре­пят­ство­вать или, что хуже, затме­вать воз­мож­ность уча­стия чело­века в рели­ги­оз­ной жизни (напри­мер: и рад бы пойти в храм, но вот досада, нужно схо­дить в мага­зин; хотел бы почи­тать Свя­щен­ное Писа­ние, но надо срочно отгла­дить шнурки, сте­реть с аба­жура вче­раш­нюю пыль…).

Чем чревата беспечность в отношении спасения?

В отли­чие от бес­печ­но­сти в отно­ше­нии быто­вых нужд, суля­щей чело­веку лишь вре­мен­ные непри­ят­но­сти или беды, нера­де­ние о спа­се­нии грозит ему вечным муче­нием и поги­бе­лью. В притче о талан­тах Гос­подь указал, что каждый чело­век должен стре­миться к бого­угод­ному труду в меру своих спо­соб­но­стей и сил.

Через нера­де­ние о спа­се­нии чело­век может отпасть от Церкви, от Христа. А о таких в Писа­нии гово­рится доста­точно резко: «невоз­можно — одна­жды про­све­щен­ных, и вку­сив­ших дара небес­ного, и соде­лав­шихся при­част­ни­ками Духа Свя­того, и вку­сив­ших бла­гого гла­гола Божия и сил буду­щего века, и отпад­ших, опять обнов­лять пока­я­нием, когда они снова рас­пи­нают в себе Сына Божия и руга­ются Ему» (Евр.6:3–5).

Отсюда и поже­ла­ние свя­того апо­стола Павла: «Желаем же, чтобы каждый из вас, для совер­шен­ной уве­рен­но­сти в надежде, ока­зы­вал такую же рев­ность до конца, дабы вы не обле­ни­лись, но под­ра­жали тем, кото­рые верою и дол­го­тер­пе­нием насле­дуют обе­то­ва­ния» (Евр.6:11–12).

При­зы­вая уче­ни­ков к актив­ной дея­тель­ной жизни, Гос­подь Иисус Хри­стос неод­но­кратно повто­рял им о необ­хо­ди­мо­сти бодр­ство­вать. Слова же о чело­веке, зары­ва­ю­щем свой талант в землю, грозят ему нака­за­нием: «лука­вый раб и лени­вый! …негод­ного раба выбросьте во тьму внеш­нюю: там будет плач и скре­жет зубов» (Мф.25:26,30).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки