Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Нав. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. 1Ездр. Неем. 2Ездр. Тов. Иудиф. Эсф. 1Мак. 2Мак. 3Мак. 3Ездр. Иов. Пс. Притч. Еккл. Песн. Прем. Сир. Ис. Иер. Плч. Посл.Иер. Вар. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.

 
Книга Притчей Соломоновых

 
  • Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского,
  • чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума;
  • усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты;
  • простым дать смышленость, юноше – знание и рассудительность;
  • послушает мудрый – и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы;
  • чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.
  • Начало мудрости – страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу – начало разумения;] глупцы только презирают мудрость и наставление.
  • Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей,
  • потому что это – прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.
  • Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся;
  • если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины,
  • живых проглотим их, как преисподняя, и – целых, как нисходящих в могилу;
  • наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею;
  • жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», –
  • сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их,
  • потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.
  • В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть,
  • а делают засаду для их крови и подстерегают их души.
  • Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.
  • Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой,
  • в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою:
  • «доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?
  • Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.
  • Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего;
  • и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли.
  • За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас;
  • когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.
  • Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня.
  • За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня,
  • не приняли совета моего, презрели все обличения мои;
  • за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.
  • Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их,
  • а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла».
  • Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои,
  • так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению;
  • если будешь призывать знание и взывать к разуму;
  • если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище,
  • то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.
  • Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум;
  • Он сохраняет для праведных спасение; Он – щит для ходящих непорочно;
  • Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих.
  • Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю.
  • Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей,
  • тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя,
  • дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь,
  • от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы;
  • от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом,
  • которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих;
  • дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои,
  • которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего.
  • Дом ее ведет к смерти, и стези ее – к мертвецам;
  • никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни.
  • Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников,
  • потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней;
  • а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее.
  • Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое;
  • ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе.
  • Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего,
  • и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей.
  • Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.
  • Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.
  • Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла:
  • это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих.
  • Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих,
  • и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином.
  • Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его;
  • ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.
  • Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, –
  • потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота:
  • она дороже драгоценных камней; [никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем, приближающимся к ней,] и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею.
  • Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава;
  • [из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит;]
  • пути ее – пути приятные, и все стези ее – мирные.
  • Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее!
  • Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом;
  • Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою.
  • Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность,
  • и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей.
  • Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется.
  • Когда ляжешь спать, – не будешь бояться; и когда уснешь, – сон твой приятен будет.
  • Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет;
  • потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления.
  • Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его.
  • Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе. [Ибо ты не знаешь, что́ родит грядущий день.]
  • Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою.
  • Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе.
  • Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его;
  • потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение.
  • Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет.
  • Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать.
  • Мудрые наследуют славу, а глупые – бесславие.
  • Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму,
  • потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей.
  • Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей,
  • и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи.
  • Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих.
  • Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя.
  • Главное – мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.
  • Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней;
  • возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец.
  • Слушай, сын мой, и прими слова мои, – и умножатся тебе лета жизни.
  • Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым.
  • Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься.
  • Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно – жизнь твоя.
  • Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых;
  • оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо;
  • потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения;
  • ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения.
  • Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня.
  • Путь же беззаконных – как тьма; они не знают, обо что споткнутся.
  • Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое;
  • да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего:
  • потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его.
  • Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.
  • Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя.
  • Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою.
  • Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды.
  • Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла,
  • [потому что пути правые наблюдает Господь, а левые – испорчены.
  • Он же прямыми сделает пути твои, и шествия твои в мире устроит.]
  • Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему,
  • чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание. [Не внимай льстивой женщине;]
  • ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее;
  • но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый;
  • ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней.
  • Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их.
  • Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих.
  • Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее,
  • чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю;
  • чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома.
  • И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены, –
  • и скажешь: «зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением,
  • и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим:
  • едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!»
  • Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.
  • Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям;
  • пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.
  • Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей,
  • любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно.
  • И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?
  • Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его.
  • Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится:
  • он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.
  • Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, –
  • ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих.
  • Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;
  • не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим;
  • спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.
  • Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.
  • Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;
  • но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.
  • [Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит;
  • ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна;
  • хотя силою она слаба, но мудростью почтена.]
  • Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?
  • Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь:
  • и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник.
  • [Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.]
  • Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами,
  • мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими;
  • коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.
  • Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит – без исцеления.
  • Вот шесть, что́ ненавидит Господь, даже семь, что́ мерзость душе Его:
  • глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,
  • сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,
  • лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.
  • Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;
  • навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.
  • Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою:
  • ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни,
  • чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.
  • Не пожелай красоты ее в сердце твоем, [да не уловлен будешь очами твоими,] и да не увлечет она тебя ресницами своими;
  • потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.
  • Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?
  • Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?
  • То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины.
  • Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден;
  • но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего.
  • Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это:
  • побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится,
  • потому что ревность – ярость мужа, и не пощадит он в день мщения,
  • не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.
  • Сын мой! храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя.
  • [Сын мой! чти Господа, – и укрепишься, и кроме Его не бойся никого.]
  • Храни заповеди мои и живи, и учение мое, как зрачок глаз твоих.
  • Навяжи их на персты твои, напиши их на скрижали сердца твоего.
  • Скажи мудрости: «ты сестра моя!» и разум назови родным твоим,
  • чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои.
  • Вот, однажды смотрел я в окно дома моего, сквозь решетку мою,
  • и увидел среди неопытных, заметил между молодыми людьми неразумного юношу,
  • переходившего площадь близ угла ее и шедшего по дороге к дому ее,
  • в сумерки в вечер дня, в ночной темноте и во мраке.
  • И вот – навстречу к нему женщина, в наряде блудницы, с коварным сердцем,
  • шумливая и необузданная; ноги ее не живут в доме ее:
  • то на улице, то на площадях, и у каждого угла строит она ковы.
  • Она схватила его, целовала его, и с бесстыдным лицом говорила ему:
  • «мирная жертва у меня: сегодня я совершила обеты мои;
  • поэтому и вышла навстречу тебе, чтобы отыскать тебя, и – нашла тебя;
  • коврами я убрала постель мою, разноцветными тканями Египетскими;
  • спальню мою надушила смирною, алоем и корицею;
  • зайди, будем упиваться нежностями до утра, насладимся любовью,
  • потому что мужа нет дома: он отправился в дальнюю дорогу;
  • кошелек серебра взял с собою; придет домой ко дню полнолуния».
  • Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им.
  • Тотчас он пошел за нею, как вол идет на убой, [и как пес – на цепь,] и как олень – на выстрел,
  • доколе стрела не пронзит печени его; как птичка кидается в силки, и не знает, что они – на погибель ее.
  • Итак, дети, слушайте меня и внимайте словам уст моих.
  • Да не уклоняется сердце твое на пути ее, не блуждай по стезям ее,
  • потому что многих повергла она ранеными, и много сильных убиты ею:
  • дом ее – пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти.
  • Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?
  • Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях;
  • она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери:
  • «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!
  • Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые – разуму.
  • Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих – правда;
  • ибо истину произнесет язык мой, и нечестие – мерзость для уст моих;
  • все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства;
  • все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.
  • Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото;
  • потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.
  • Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.
  • Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.
  • У меня совет и правда; я разум, у меня сила.
  • Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду;
  • мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.
  • Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня;
  • богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда;
  • плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.
  • Я хожу по пути правды, по стезям правосудия,
  • чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю.
  • [Когда я возвещу то, что бывает ежедневно, то не забуду исчислить то, что от века.]
  • Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;
  • от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.
  • Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.
  • Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов,
  • когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.
  • Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,
  • когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,
  • когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:
  • тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время,
  • веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.
  • Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!
  • Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него.
  • Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!
  • потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа;
  • а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть».
  • Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его,
  • заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу;
  • послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских:
  • «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала:
  • «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное;
  • оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума».
  • Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого – пятно себе.
  • Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя;
  • дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание.
  • Начало мудрости – страх Господень, и познание Святаго – разум;
  • потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни.
  • [Сын мой!] если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних твоих]; и если буен, то один потерпишь.
  • –*[Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими:
  • ибо он оставил пути своего виноградника и блуждает по тропинкам поля своего;
  • проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду; собирает руками бесплодие.]
  • Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая
  • садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города,
  • чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями:
  • «кто глуп, обратись сюда!» и скудоумному сказала она:
  • «воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен».
  • И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею.
  • [Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней;
  • ибо таким образом ты пройдешь воду чужую.
  • От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей,
  • чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни.]
  • Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый – огорчение для его матери.
  • Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.
  • Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет.
  • Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.
  • Собирающий во время лета – сын разумный, спящий же во время жатвы – сын беспутный.
  • Благословения – на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие.
  • Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.
  • Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется.
  • Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан.
  • Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется.
  • Уста праведника – источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие.
  • Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.
  • В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого – розга.
  • Мудрые сберегают знание, но уста глупого – близкая погибель.
  • Имущество богатого – крепкий город его, беда для бедных – скудость их.
  • Труды праведного – к жизни, успех нечестивого – ко греху.
  • Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение – блуждает.
  • Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп.
  • При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен.
  • Отборное серебро – язык праведного, сердце же нечестивых – ничтожество.
  • Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума.
  • Благословение Господне – оно обогащает и печали с собою не приносит.
  • Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость.
  • Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится.
  • Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник – на вечном основании.
  • Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его.
  • Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся.
  • Ожидание праведников – радость, а надежда нечестивых погибнет.
  • Путь Господень – твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие.
  • Праведник во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле.
  • Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется.
  • Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых – развращенное.
  • Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему.
  • Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными – мудрость. [Праведник, умирая, оставляет сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых.]
  • Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их.
  • Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.
  • Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего.
  • Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим.
  • Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает.
  • Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый.
  • Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются.
  • При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество.
  • Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается.
  • Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит.
  • Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело.
  • При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует.
  • Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен.
  • Благонравная жена приобретает славу [мужу, а жена, ненавидящая правду, есть верх бесчестия. Ленивцы бывают скудны], а трудолюбивые приобретают богатство.
  • Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою.
  • Нечестивый делает дело ненадежное, а сеющему правду – награда верная.
  • Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей.
  • Мерзость пред Господом – коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути.
  • Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным; семя же праведных спасется.
  • Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и – безрассудная.
  • Желание праведных есть одно добро, ожидание нечестивых – гнев.
  • Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет.
  • Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет.
  • Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего – благословение.
  • Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит.
  • Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть.
  • Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем.
  • Плод праведника – древо жизни, и мудрый привлекает души.
  • Так праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и грешнику.
  • Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.
  • Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит.
  • Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен.
  • Добродетельная жена – венец для мужа своего; а позорная – как гниль в костях его.
  • Промышления праведных – правда, а замыслы нечестивых – коварство.
  • Речи нечестивых – засада для пролития крови, уста же праведных спасают их.
  • Коснись нечестивых несчастие – и нет их, а дом праведных стоит.
  • Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении.
  • Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе.
  • Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.
  • Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен.
  • [Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие.]
  • Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд.
  • Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды.
  • [Смотрящий кротко помилован будет, а встречающийся в воротах стеснит других.]
  • От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку – по делам рук его.
  • Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.
  • У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.
  • Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного – обман.
  • Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует.
  • Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык – только на мгновение.
  • Коварство – в сердце злоумышленников, радость – у миротворцев.
  • Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол.
  • Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.
  • Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.
  • Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.
  • Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его.
  • Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение.
  • Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно.
  • На пути правды – жизнь, и на стезе ее нет смерти.
  • Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.
  • От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников – зло.
  • Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.
  • Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится.
  • Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя.
  • Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника.
  • Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много.
  • Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит.
  • Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает.
  • [Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.]
  • От высокомерия происходит раздор, а у советующихся – мудрость.
  • Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его.
  • Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание – как древо жизни.
  • Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе; а кто боится заповеди, тому воздается.
  • [У сына лукавого ничего нет доброго, а у разумного раба дела благоуспешны, и путь его прямой.]
  • Учение мудрого – источник жизни, удаляющий от сетей смерти.
  • Добрый разум доставляет приятность, путь же беззаконных жесток.
  • Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость.
  • Худой посол попадает в беду, а верный посланник – спасение.
  • Нищета и посрамление отвергающему учение; а кто соблюдает наставление, будет в чести.
  • Желание исполнившееся – приятно для души; но несносно для глупых уклоняться от зла.
  • Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится.
  • Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром.
  • Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного.
  • Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка.
  • Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.
  • Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение.
  • Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими