Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Откровение Иоанна Богослова 9:13
Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом,
Святые отцы
Прочие
- Тиконий, (†IVв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)
Кесарий Арелатский, свт. (†542)
и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом
Под жертвенником, стоящим пред Богом, надо понимать Церковь, которая во время последних гонений отважилась пренебречь словами и приказаниями безжалостнейшего царя и отделиться от повинующихся ему.
Изложение Откровения
Андрей Кесарийский, свт. (†637)
Ст. 13-16 Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом, говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате. И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей. Число конного войска было две тьмы тем; и я слышал число его
Некоторые утверждают, что эти четыре Ангела суть Михаил, Гавриил, Уриил и Рафаил, связанные всесилием Божественного созерцания и вместе с другими бесчисленными Ангелами разрешенные в день судный для осуждения нечестивых, из которых третья часть будет истреблена. Я же думаю, что и сии суть связанные в пришествие Христово прелукавые демоны, которые по Божественному повелению, исходящему от пренебесного жертвенника, образ коего был в древней скинии, и разрешаются Божественным Ангелом для возмущения народов не только против христиан но и друг на друга, чтобы чрез сие явились одни испытанными, верными и достойными лучших наград, подобно созревшей пшенице, - высших обителей и хранилищ, а другие, подобные плевелам, - нечестивые, бесконечно грешные и не раскаявшиеся, и здесь справедливо наказуемые, получили еще более жестокое осуждение на суде. - А что связаны были при Евфрате, в том нет ничего странного ибо, по изволению Божию, до времени были осуждены одни в бездну, другие в свиней, некоторые в иные места, чтобы по совершенном окончании брани против людей подвергнуться им вечным мучениям. А может быть, упоминанием о Евфрате указывается на то, что из тех стран выйдет антихрист. - Во множестве же бесов сомневаться нельзя; и все святые свидетельствуют, что ими переполнен воздух. - А что значит третья часть избиенных, о том говорили мы уже ранее.
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Шестой ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом
Шестая [труба говорит] о начале антихристом и его сторонниками войны против Церкви и - после вставки, посвященной повторению повествования о пришествии Господа, - о поражении этого врага.
<…> Шестой ангел символизирует тех, кто пророчествует о последних испытаниях, раскрывает, как предсказывает Евангелие, обман антихриста.
Без сомнения, рога золотого жертвенника суть Евангелия, которые выступают вперед из тела Церкви.
Изложение Откровения
Тиконий, (†IVв.)
Шестой ангел вострубил
Говорится, что первое горе прошло и зазвучала труба шестого ангела: это возвещение последней проповеди - проповеди шестого периода.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 13-14 Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом, говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате
Новое горе поражает мир по звуку шестой трубы. Под золотым жертвенником, как и 8:3, разумеется жертвенник кадильный, находившийся в святилище скинии; и четыре рога, упоминаемые Иоанном, должны напоминать рога того жертвенника (Исх. 27:2). Рога, вообще служащие символом могущества, находясь при жертвеннике, указывают на милосердие Божие. Под четырьмя ангелами, связанными при реке Ефрате, разумеются ангелы злые, а под р. Ефратом - неточное географическое название исторической местности, так как это не соответствует бесплотной природе ангелов, но есть символ. Злые ангелы - демоны после страданий Иисуса Христа были связаны повелением Божиим в своей зловредной деятельности. Указание же на реку Ефрат, как место их лишения свободы, говорит о том, что здесь прежде всего должна проявиться свобода их деятельности; здесь, а не в другом месте, они обнаружат свои зловредные действия. При Ефрате, в нечестивом и развратном Вавилоне (16:19; 18:10) или в городе (и местности), подобном ему по своему нечестию, злые ангелы впервые пред концом мира получат свою полную свободу в среде нечестивых, отпадших от христианской веры и ее спасительной силы.
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Ст. 13-15: Шестый Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом, говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате. И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц, и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей.
И здесь, как и в предшествующей казни, мы не можем согласиться с толкованием прот. Орлова в существенных частностях. По прот. Орлову, четыре ангела при Евфрате суть злые ангелы-демоны, которые «после страданий Иисуса Христа были связаны повелением Божиим в своей зловредной деятельности...».
Эти «злые ангелы впервые, пред концом мира, получат свою полную свободу в среде нечестивых, отпадших от христианской веры и ее спасительной силы».
Но недаром эти ангелы в приводимом самим прот. Орловым вверху той же страницы тексте Откровения Иоанна печатаются с большой буквы. Напрасно игнорирует он и совершенно ясное указание внутренней стороны этого текста, где эти ангелы названы приготовленными... чтобы умертвить третью часть людей, очевидно – кем? – не иначе, как Промыслом Божиим, врачующим чрез смерть части общее состояние целого. Повелевавший шестому ангелу освободить этих четырех ангелов голос исходил от четырех рогов золотого жертвенника (очевидно, того же самого, который упоминался в 3-м стихе предшествующей главы). При этом обращает на себя внимание, что этот жертвенник являлся местом, где сосредоточивались и окружались фимиамом молитвы святых: и вот оттуда-то, и от всех четырех рогов его, другими словами – от всей полноты его, и раздается теперь голос о шестой каре, поражающей нечестивцев чрез четырех ангелов, каре еще большей, чем предшествовавшая мука от саранчи. По этому голосу и по звуку шестой трубы (который можно понять здесь, как сигнал, что настало время...) освобождаются четыре ангела, бывшие и ранее готовыми на дело истребления людей. Они, конечно, напоминают нам четырех же ангелов, о которых говорилось в 7-й главе, по снятии шестой же печати. И там, и тут деятельность ангелов задерживается – пока настанет время, которое здесь точно обозначается, как час и день, и месяц, и год. И там и тут самая деятельность их носит характер чего-то стихийного, ими лишь направляемого. О четырех ветрах-стихиях мы уже говорили: теперь обратимся к тому, что последовало после освобождения этих ангелов, – по голосу, исходившему от золотого жертвенника.
Аверкий (Таушев), архиеп. (†1976)
«Я думаю, что сии суть связанные в пришествие Христово прелукавые демоны, которые по Божественному повелению, исходящему от пренебесного жертвенника, образ коего был в древней скинии, и разрешаются Божественным Ангелом для возмущения народов не только против христиан, но и друг на друга, чтобы чрез сие явились одни испытанными, верными и достойными лучших наград, подобно созревшей пшенице, – высших обителей и хранилищ, а другие, подобные плевелам, – нечестивые, бесконечно грешные и не раскаявшиеся, и здесь справедливо наказуемые, получили еще более жестокое осуждение на суд. А, Ангелы, что связаны были при Евфрате, в том нет ничего странного, ибо, по изволению Божию, до времени были осуждены одни в бездну, другие в свиней, некоторые в иные места, чтобы по совершенном окончании брани против людей подвергнуться им вечным мучениям. А может быть, упоминанием о Евфрате указывается на то, что из тех стран выйдет антихрист» (св. Андрей, гл.27).