Скрыть
И сказал им Рабсак: скажите Езекии: так говорит царь великий, царь Ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-2,4,6,10 И бысть во четвертоенадесять лето царя Езекии, взыде Сеннахирим царь Ассирийск на вся грады тверды Иудейски и взя оныя. И посла Сеннахирим царь Рапсака (Рабсака) от Лахиса ко царю Езекии… И рече им Рапсак: рцыте Езекии тако… се, уповавши на жезл тростян сокрушенный сей, на Египет, на негоже аще опрется муж, внидет в руку его и прободет ю… Господь рече ко мне: взыди на землю сию и погуби ю

Рабсак, главный виночерпий, послан был в Иерусалим убедить жителей его, чтобы сдали город владыке Рабсака, обольщая жителей Иерусалима тем, что господин его не по собственной воле пришел на них войной, но по воле Бога, Который сказал ему: взыди на землю сию. Рабсак говорил по-иудейски или потому что он был из числа Израильтян, еще раньше взятых в плен, и теперь был послан Ассирийскими князьями для того, чтобы через него говорить с Иудеями; или потому что Рабсак был переводчиком у Сеннахирима, так как знал и тот, и другой язык.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 4-5 И сказал им Рабсак: скажите Езекии: так говорит царь великий, царь Ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь? Я думаю, что это одни пустые слова, а для войны нужны совет и сила: итак на кого ты уповаешь, что отложился от меня

«И сказал им Рабсак: скажите Езекии: так говорит царь великий». Он счел обременительным назвать Езекию царем… «Что это за упование, на которое ты уповаешь?» Справедливо ты сказал, что битва совершается не словами и не мудростью, но силою Божиею. Что значат эти слова: «Я думаю, что это одни пустые слова»? Они означают или слова, направленные к Езекии, или мысль того, который думал, что евреи сильны только на словах, говорил о них с насмешкою, как бы так: хотя у тебя советники – пророки, однако, в этом нет никакой пользы, но нужны оружие, стенобитные машины, храбрые мужи, сила, – по обычаю варваров и сильных. О, бесполезное и гордое слово, о, нездравый ум! «Для войны нужны совет и сила: итак на кого ты уповаешь, что отложился от меня?»: если ты разумно не устроишь войско, то труд будет тщетным и напрасным. «Итак на кого ты уповаешь, что отложился от меня?» Кто придает тебе храбрости? Разве египтяне? Говоря о слабости их, он утверждает, что они не приносят никакой пользы, а даже вредят; это он говорил справедливо, остальное же – неправда.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-10 И было в четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим царь ассирийский, против всех укрепленных городов Иуды и взял их. И послал царь ассирийский Рабсака из Лахеса в Иерусалим к царю Езекии с сильным войском и остановился он при водопроводе верхняго пруда на дороге поля белильничьяго. И вышел к нему Елиаким, сын Хелкиин, начальник дома, и Совна писец, и Иоах, сын Асафов, дееписатель. И сказал им Рабсак: скажите Езекии, так говорит царь великий, царь ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь, или с каким советом и с какою силою ты располагаешь возобновить войну? На кого ты имеешь надежду, что отложился от меня? Вот ты полагаешься на эту тростниковую палку надломленную, на Египет, которая, если опрется на нее ,человек, войдет в руку его и проколет ее: таков Фараон, царь египетский, для всех уповающих на него. А если ответишь мне: на Господа Бога нашего уповаем, то это не тот ли самый, высоты и жертвенники котораго отменил Езекия, и сказал Иуде и Иерусалиму: пред сим жертвенником будете покланяться? И теперь предайся господину тому, царю ассирийскому, и я дам тебе две тысячи коней, и ты не сможешь достать у себя всадников для них. И как ты устоишь пред начальником одной местности, [одним] из малейших рабов господина моего? Если же ты надеешься на Египет, и на колесницы и на всадников: то разве я без воли Господа пошел на эту землю, чтобы раззорить ее? Господь сказал мне: пойди на землю эту и раззори ее

История ясна и не нуждается в объяснении; подробнее в книгах Дней и Царей сообщается тоже самое, что в третий год Озии, сына Илы, царя израильскаго, воцарился Езекия, сын Ахаза, царя иудейскаго. Двадесяти пяти лет бе, говорит, егда нача царствовати, и двадесять девять лет царствова во Иерусалиме. И сотвори правое пред очима Господними, по всем елика сотвори отец его Давид. И спустя немного: на Господа Бога Исраилева упова, и по нем не бысть подобен ему в царех Иудиных и в бывших прежде его. И прилепися Господеви, не отступи от Него и сохрани заповеди Его, елика заповедал Господь Моисею. И бе Господь с ним, и во всех, яже творяше, смысляше. И сопротивися царю ассирийскому и не поработи ему (4Цар. 18:1-7).

В шестой год его царствования Салманассар, царь ассирийский, взял Самарию и десять колен, называвшихся Израильскими, и переселил их в Ассирию и поселил в Хале и Хаворе при реках Гозан, в городах мидийских (Там же, ст. 9-11). А через семь лет, то есть в четырнадцатый год Езекии, царь ассирийский Сеннахирим, вступив в Иудею, осадил укрепленные города ея, желая взять их. И когда он осаждал Лахис, то послал к нему послов Езекия сказать: согреших, возвратися от мене; еже аще возложиши на мя, то понесу (Там же, ст. 14).

И когда он, по приказанию царя, уплатил триста талантов серебра и тридцать золота, сломав двери храма Господня и сняв позолоту его, которую сам он сделал; тогда послал царь ассирийский Тартана и Рабсака из Лахиса к царю Езекии с большим войском в Иерусалим: отправившись они пришли в Иерусалим и остановились против водопровода верхняго пруда, который на дороге поля белильничьяго, и позвали царя к себе.

Но к ним вышел Елиаким, сын Хелкиин, начальник дома, и Совна писец, и Иоах, сынъ Асафов, дееписатель, и сказал им Рабсак: скажите Езекии, так говорит царь великий, царь ассирийский и прочее, содержащееся в истории. При этом следует обратить внимание на высокомерие Рабсака, что он, как некая противная сила, подражает обычаю пророков, так что как те, для указания на авторитет и величие говорящего, обыкновенно говорили в прологах: так говорит Господь, так он теперь сказал: так говорит царь великий, царь ассирийский.

И вышел к нему Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Севна писец, и Hoax, сын Асафов, дееписатель. Это Елиаким, сын Хелкиин, о котором выше в видении на долину Сионскую мы читали: И будет в тот день, призову раба Моего Елиакима, сына Хелкиина, и одену его в одежду твою, и поясом твоим опояшу его, и власть твою передам в руки его; и будет он отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина. (Ис. 22:20-21).

Говорится это Севне, который до него был начальником храма и о котором в том же видении написано: «Ступай и войди к тому, который живет в скинии, к Севне, начальнику храма» (Ис. 22:15), который, по преданию евреев, устрашенный угрозою Рабсака, сдал войска ассириянам и нижнюю часть Иерусалима предал неприятелям, и за исключением Сионской крепости и храма ничего другого не оставил, не занятого ассириянами.

Поэтому ошибаются те, которые считают Совну, выходящего теперь с Елиакимом и Иоахом к Рабсаку, тожественным с вышеупоминаемым. Ибо там идет речь о Совне-начальнике храма, и говорится, что он будет взят в плен ассириянами; а этот Совна — писец, то есть γραμ-ματεός, который по еврейски называется sopher и соименен (διώνυμος) вышеупомянутому.

Как полагают иудеи, Рабсак, говоривший на еврейском языке, был сыном пророка Исаии, который и сам будто бы был изменником, а оставшийся другой сын Исаии назывался Иашув, который на нашем языке значит оставленный. Затем, другие думают, что Рабсак был самарянин и что поэтому он знал еврейский язык и так дерзко и нечестиво хулил Бога. Поэтому обратим внимание на слова Рабсака, и сначала на то, что сказанное им: Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную (1Цар. 18:21), есть ложь, потому что никакая история не говорит, что Езекия посылал к египтянам и просил помощи у фараона. Прибавленное же им: Если вы скажете мне: «На Господа Бога нашего мы уповаем» (1Цар. 18:22), - справедливо. Но он опять присоединяет ложь к истине, будто Езекия отменил высоты Его и жертвенники. Ибо это он сделал не против Бога, но для Бога, чтобы уничтожить идолопоклонство и старое заблуждение, повелеть покланяться в Иерусалиме, где был храм Его, хотя мы читаем, что вследствие весьма худой привычки народ, устроив на горах и холмах жертвенник, приносил жертвы Богу. А что касается того, что он, желая указать на малочисленность осажденных, обещает две тысячи коней, для которых Езекия не может достать всадников, то это произошло не вследствие слабости народа иудейского, которому было чуждо знание верховой езды, а вследствие соблюдения заповедей Бога, который заповедал Моисею о царе Израильском: Только чтоб он не умножал себе коней… и чтобы не умножал себе жен (Втор. 17:16-17). Если же ты, говорит он, не можешь устоять против меня, меньшего из слуг его, то как ты устоишь против такой силы царя? На сказанное же им: На Господа Бога нашего мы уповаем - он искусно и мудро отвечает, что он пришел не по своей воле, но по повелению Господа. Господь сказал мне: «Пойди на землю сию и разори ее» (1Цар. 18:25). И это служит доказательством: «Конечно, я не мог прийти сюда без воли Господа, а так как я пришел и взял многие города и [только] часть Иерусалима остается неприкосновенною: то очевидно, что я пришел по Его воле».

В некотором толковании я читал, что этот же самый Сеннахирим взял Самарию: но это вполне ложно. Ибо священная история повествует, что в первый раз Фул, царь ассирийский, при царе израильском Менаим, опустошил десять колен. Второй Фегласфелласар, при Факее израильском, сыне Ромелии, пришел в Самарию. Третий Салманассар, при Озии, царе израильском, взял всю Самарию (4 Цар. гл. 15:17). Четвертым был Саргон, завоевавший Азот (Ис. 20). Пятым был Асараддон, который, переселив израильтян, отправил в землю иудейскую самаритан, как стражей (4Цар. 17). Шестым Сеннахирим, который взяв Лахис и прочие города иудейские, осадил Иерусалим (4Цар. 18). Другие же думают, что один и тот же называется многими именами.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 3-6 И изыде к нему Елиаким сын Хелкиев домостроитель, и Самнас книгочий, и Иоах сын Асафов памятописец. И рече им Рапсак: рцыте Езекии: сия глаголет царь великий, царь Ассирийск: на что уповаеши? еда советом и словесы устными битва бывает? и ныне на кого уповаеши, яко не покоряешися мне? се уповаеши на жезл тростян сокрушенный сей, на Египет, на негоже аще опрется муж, внидет в руку его и прободет ю: тако есть Фараон царь Египетский, и вси уповающии на него

Очевидно, когда затворены были ворота (города) и когда самые храбрые из народа стояли на стенах и когда наступило время переговоров; тогда избранные царем и высшие сановники вышли к Рапсаку. Со свойственною Персам грубостью и имея уста, глаголющие гордое, по написанному, он унижал славу Божию и называл Езекию просто Езекиею, не прибавляя титула царя и всего прочего, что вполне прилично людям, обладающим столь высокими преимуществами; Царя же Ассирийского называет не просто царем, но царем великим.

Говорит же так: еда советом и словесы устными битва бывает? Поелику Иудеи, имея закон Моисея, считались мудрейшими из всех народов, и говорили: блажени есми Израилю, яко угодная Господеви нам разумна суть (Вар. 4:4): то Рапсак ни во что не ставит это преимущество, говоря, что оно не принесет никакой пользы тем, которые начали войну и битву, и не поможет им знание законов и как бы одних советов и опытность как бы в словах только. Но поелику некоторые из царствовавших в Иудее призывали на помощь себе войско Египетское и, делая это поступали беззаконно; то и теперь Ассириянин думал, что Езекия не на Бога возложил упование, но на кого-нибудь другого и в особенности на правителей земли Египетской. Посему он называет Египет тростяным жезлом; ибо, говорит, надежда на них всегда была пуста и обманчива и скорее приносила вред, чем пользу тем, которые питались ею, подобно тому, как тростяный жезл, если кто опрется на него, совершенно сокрушится и принесет вред тому, кто понадеялся на него.

Толкование на пророка Исаию

Георгий Константинович Властов (†1899)

4. И сказал им Рабсак: скажите Езекии: так говорит царь великий, царь Ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь?
5. Я думаю, что это одни пустые слова, а для войны нужны совет и сила: итак на кого ты уповаешь, что отложился от меня?
6. Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрется на нее, войдет тому в руку и проколет ее! Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него.

Рабсак в речи своей более всего нападает на ту сильную партию Иерусалима, которая считала своим спасением заключение союза с Египтом. Мы видели выше, как настойчиво против этой мысли боролся пророк Исаия. Может быть, что в то время, когда Сеннахерим брал укрепленные города Иудеи, Иерусалим, решившийся защищаться, посылал депутацию к Тиргаку, и Сеннахерим у Лахиса узнал об этом и поэтому послал Рабсака с угрозами и требованием сдачи города.

Рабсак называет своего властелина: „царь великий“; это совершенно верный перевод титула Ассирийских царей, известного нам по памятникам: „сарру рабу“*.

Сравнение Египта с надломленною или расколотою тростию необычайно метко. Верхний (южный) Египет с Фивами оставался под влиянием жреческой Ефиопской династии, перенесшей однако свою столицу выше Ассуанских порогов; но Дельта и весьма часто даже северная часть среднего Египта, враждовали против фараонов жреческой династии, и местные царьки Дельты тяготели к Ассирии и были с нею в родственных связях**. Очевидно, что именно на это положение дел намекает Рабсак, говоря о Египте, как о надломленной трости***. С этой точки зрения Ассирийский дипломат был совершенно прав, указывая на безрассудство Иудейской политики, пытавшейся опереться на расшатанный престол фараонов. Но он не понимал, в чем сила Израиля.
---
*Так все Ассириологи.
**Примирение совершилось при XXVI дин., когда Псамметих женится на ефиопской царевне Шепен Апет. (См. подр. в наш. Бругше, стр. 692). Вся эта страница истории Ассирии в Египте открыта впервые Бругшем, см. с XXI пo XXVI династию.
***Позже, влияние Ассирии еще более усилилось и Ассирия несколько раз овладевала всем Египтом до первых порогов. См. Наум.3:8 у которого Но-Аммон означает Фивы. Но Наум пророчествует, что как разграблены были Фивы, так разграблена будет Ниневия; ср. Ис.33:1. О разграбления Фив по Ассирийским документам см. Менана, Annales des Rois d’Assyrie pp. 248, 254 Inscr. d’Essarhadon.

Священная летопись. Том пятый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И сказал им Рабсак: скажите Езекии: так говорит царь великий, царь Ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь

Объяснение см. в Толковой Библии т. 2-й, 4Цар. 18:13-20:19.

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 4–5 И сказал им Рабсак: скажите Езекии: так говорит царь великий, царь Ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь? Я думаю, что это одни пустые слова, а для войны нужны совет и сила: итак на кого ты уповаешь, что отложился от меня?

Цари ассирийские обыкновенно называли себя великими, могущественными царями народов; так их величали и подданные их; так величает своего повелителя и Рапсак. Сознавая могущество Сеннахирима, Рапсак внушает Езекии, что он, решившись выдерживать осаду и защищаться, поступает неблагоразумно – потому что он нигде и ни в чем не найдет для себя поддержки против такого великого завоевателя, ни у соседей, Египтян, ни у Бога, ни в своем народе (Ис.36:6,7,8), а потому должен покориться Сеннахириму и сдать Иерусалим его полководцу. Езекия поручил своим представителям вести переговоры; а Рапсак заявляет, что на словах битва не бывает, и, в случае сопротивления Езекии, дело должно быть решено настоящим сражением, для которого царь ассирийский и прислал большое войско (Ис.36:2); между тем как у Езекии нет достаточных сил к сопротивлению. Посему, поставляя Езекии на вид все его неблагоразумие, Рапсак внушительно спрашивает: «на кого же ты надеешься, что не покоряешься, не платишь дани, не сдаешь Иерусалима и легкомысленно решился выдерживать осаду?» И затем сам же предупредительно отвечает, что Езекии совершенно не на кого надеяться.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible