Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга Иова 39:10
Можешь ли веревкою привязать единорога к борозде, и станет ли он боронить за тобою поле?
Святые отцы
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 9-12 Захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих? Можешь ли веревкою привязать единорога к борозде, и станет ли он боронить за тобою поле? Понадеешься ли на него, потому что у него сила велика, и предоставишь ли ему работу твою? Поверишь ли ему, что он семена твои возвратит и сложит на гумно твое?
Захочет ли единорог служить тебе? Это животное, как описывают, сходно с быком, и найти его можно в южных районах. В [образе] единорога представлен тот, кто не связан узами мира. О нем говорят, что он снабжен единственным рогом, потому что для праведника есть только одна истина. Человеческая душа также сравнивается с единорогом, и о ней следует сказать, что она однорога, если на вершину ее ведет только одно устремление. Кроме того, утверждают, будто единорога нельзя уловить из-за его чрезвычайной силы и опасности. Однако охотница может победить его, пленив его неотразимостью красоты. Так и душа улавливается тем, что она возлюбила.
Комментарий на Книгу Иова
архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)
Захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих?
Даёт ли единорог [буйвол - собственный перевод автора] употреблять себя для полевых работ твоих, как домашний вол? Буйвол противополагается здесь домашнему волу, как в предыдущих стихах дикий осёл домашнему. Вол и осёл самою природою назначены служить человеку, подчиняться его власти, исправлять его полевые работы и носить его тяжести. Тем удивительнее то, что сии животные, сотворённые для службы человеку, имеют в пустыне таких неукротимых братьев.
Буйвол, имеющий пребывание в Азии и Африке, похож видом на наших домашних волов; только голова его меньше и ниже наклонена, тело короче и толще. Рога широкие, грубые, морщиноватые, ноги высокие, волосы чёрные или красные. Он очень крепок и быстр, a вместе весьма неприязнен к людям, на которых, во время путешествия их по пустыне, особенно если они одеты в красную одежду, он нападает и преследует.
Еврейское слово – рем –70 [единорог], Вулгата и Акила перевели единорог, или носорог. Но естествоиспытатели описывают носорога – животным кротким, которое можно кормить из рук, которое нападает иногда на людей только из страха, но и тогда скоро убегает, не преследуя их, имеет более крепости в ногах, нежели в роге; тогда как напротив – рем – представляется в Ветхом Завете животным неукротимым, опасным для людей, коего сила находится в рогах. См. Числ.23:22;24:8; Втор.33:17; Пс.21:22;91:11. Работы, присвояемые здесь (Иов. 39:9-12) буйволу, на востоке исправляет вол, а не другой какой-либо скот.
Можешь ли веревкою привязать единорога к борозде, и станет ли он боронить за тобою поле?
Можешь ли ты запрячь буйвола в плуг? Можешь ли заставить его пахать или боронить?
Понадеешься ли на него, потому что у него сила велика, и предоставишь ли ему работу твою?
При всей своей прозорливости и мудрости ты не в состоянии обуздать и приучить к работе буйвола, коего сила могла бы оказать тебе великие услуги! И ты хочешь управлять всем миром?
Поверишь ли ему, что он семена твои возвратит и сложит на гумно твое?
Гумна жители востока делают на открытом поле. Когда собраны снопы; то носят их на гумно, давят волами, и, очистив плод, возят его домой. Как полезен был бы для этого дикий вол, если бы можно было приучить его к работе!
Могут возразить против сего объяснения, что буйвол действительно укрощается, что им можно управлять посредством кольца, продетого в ноздри, что его запрягают в плуг и в колесницы, как укрощённое животное и возят на нём самые большие тяжести. Но хотя изобретательным людям и удавалось обуздывать некоторых буйволов: однако ж тот буйвол, который живет в Аравийских пустынях, о коем здесь идет речь, остаётся всегда зверем диким и неукротимым; притом во времена Иова ещё не известны были средства обуздывать буйвола.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 9-12 Захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих? Можешь ли веревкою привязать единорога к борозде, и станет ли он боронить за тобою поле? Понадеешься ли на него, потому что у него сила велика, и предоставишь ли ему работу твою? Поверишь ли ему, что он семена твои возвратит и сложит на гумно твое?
Подобною же неспособностью к приручению отличается животное «реем», «единорог» синодального чтения, «μονόκερως» LXX, ῥινοκέρως Акилы и Вульгаты (ложное истолкование μονόκερως LXX). Новейшие экзегеты - Делич, Ланге и др. на основании Талмуда, свидетельств Плиния Младшего и египетских памятников об однорогой антилопе разумеют под «реем» водящуюся и до настоящего временя в Сирии белую газель, - орикса. И наконец, третьи: Гезениус, Де Ветте, Умбрейт, видят в нем дикого быка. Последнее мнение едва ли не самое верное. Единорог противополагается однородному с ним домашнему животному, употребляемому для обработки полей т. е. волу; с последним же однороден дикий бык.