Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга Притчей Соломоновых 18:18
19Жребий прекращает споры и решает между сильными.
Святые отцы
- Василий Великий, свт. (†379)
- Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Кесарий Арелатский, свт. (†542)
- Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)
- Никодим Святогорец, прп. (†1809)
Прочие
Василий Великий, свт. (†379)
Праведный себе самаго оглаголник во первословии: егда же приложит супостат, обличается
Не пускайся в похвалы себе самому, не вынуждай и других говорить так о тебе, не принимай неприличного слова, скрывай, сколько можно, свои преимущества, а в грехах сам себя обвиняй и не жди обличения от других, чтобы тебе, по примеру праведного, себя обвинять в первых словах и уподобиться Иову, который не боялся большого общества (Иов 31:34), дабы поведать перед ним падение свое.
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
Праведный себе самаго оглаголник во первословии: егда же приложит супостат, обличается
Ибо праведный скорее заметит ненадежность бытия своего, нежели неразумный. Далее, от грехов своих мудрый страдает, а неразумный ими наслаждается… неправедный - адвокат себе; праведный, исповедуя грех свой, хочет обрести себе обвинителя, неправедный хочет сокрыть грех свой. Один в начале речи переходит к исповеданию греха своего, другой многословием речи своей навевает сон на обвинителя, дабы не явил грех его.
О молитве Иова и Давида
Не те ли, что осуждают свой грех, есть более истинные христиане, чем те, что оправдывают себя? Праведник первый свидетельствует против себя. Тот, кто винит себя, когда грешит, - праведный, а не тот, кто превозносит себя.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Праведный себе самаго оглаголник во первословии: егда же приложит супостат, обличается
Когда согрешишь, не выжидай обличения от другого, но прежде нежели будешь обличен и обвинен, сам осуждай свои поступки, потому что если уже обличит тебя другой, твоя исповедь будет не твоим делом, но плодом стороннего обличения. Вот почему и другой некто говорит: Праведник первый свидетельствует против себя. Значит, главное дело не в том, чтобы обвинять себя, но в том, чтобы обвинять себя первому, а не выжидать обличения от других. Вот и Петр, так как после тяжкого своего отречения сам тотчас вспомнил о своем грехе и исповедал свою вину без всякого обличителя, - и плакал горько (Мф 26:75), то омыл свое отречение так, что сделался даже первым между апостолами, и ему вверена была вся вселенная.
Каину необходимо было тогда же, когда он был спрошен Господом: Где Авель брат твой? (Быт 4:9) - исповедать свой грех, пасть, умолять и просить о прощении; но он в то время отверг врачевство, а теперь, после приговора, когда все уже кончено, когда громогласно обвинила его кровь лежащего на земле, он сознается и не получает от этого никакой пользы. Почему и пророк сказал: Праведник первый свидетельствует против себя. Так и Каин, если бы предварил обличение Господа, может быть, удостоился бы некоторого человеколюбия по бесконечной благости Господа. Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божье, если мы в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения. И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно (Быт 4:13). Исповедание достаточно, но неблаговременно.
Беседы на книгу Бытия. Беседа 3
Первый в тяжбе своей прав, – себя самого, а не другого. Если ты сделаешься порицателем другого, то будешь наказан; а если – себя самого, то будешь увенчан. И чтобы ты узнал, как велико благо – порицать свое грехопадение, для этого и говорится: первый в тяжбе своей прав. Если же он праведник, то как будет порицателем? А если он порицатель, то как будет праведником? Праведник не подлежит порицанию. А чтобы ты узнал, что и грешник, порицая свои грехи, чрез самое порицание их становится праведником, для этого и говорится: первый в тяжбе своей прав. Что значит: первый? Слушай внимательно. В судилищах бывают две стороны: одна – доносчиков, другая – тех, на которых доносят; одна – обвинителей, другая – обвиняемых; одна – виновных, другая – невинных; и начало речи предоставляется обвинителю, невинному. Но здесь – напротив. Ты, виновный, предвосхить начало речи, чтобы тебе сделаться невиновным; не дожидайся обвинителя. Хотя бы ты принадлежал и к виновным, но прежде, нежели услышишь что-нибудь подобное от обвинителя, сам обвини свои прегрешения. Язык есть меч изощренный; но им мы не станем ранить других, а будем вырезать собственные гнилые язвы. Хочешь ли узнать, что праведники обыкновенно порицали не других, а самих себя? Послушай Павла, который взывает: благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик (1Тим. 1:12,13). Видишь ли, как он порицает самого себя? И еще: Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1Тим.1:15). И еще в другом месте: я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию (1Кор.15:9).
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Праведный себе самаго оглаголник во первословии: егда же приложит супостат, обличается
Итак, блажен, кто признает свои грехи. Как говорит апостол: …и недостоин называться апостолом, потому что гнал церковь Божию (1Кор 15:9). Если апостол признается, не тем ли более грешник? И еще говорится в Писании: Праведник первый свидетельствует против себя. И если праведник так поступает, не тем ли более должен грешник?
Гомилии на Псалмы
Кесарий Арелатский, свт. (†542)
Праведный себе самаго оглаголник во первословии: егда же приложит супостат, обличается
Если ты сам сознаешь неправедность свою, прощает ее Бог. Пусть никто не отчаивается, но пусть никто и не надеется напрасно. Тщетно отчаяние того, кто не верит, что на сотворившего покаяние в грехах снисходит Божественное милосердие. Тщетна и надежда того, кто откладывает уврачевание покаянием на долгий срок.
Проповеди
Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)
Праведный себе самаго оглаголник во первословии: егда же приложит супостат, обличается
Даже не считающие себя грешниками иногда признают, что они таковые. Часто же случается, что там и здесь люди сознаются в неблаговидности своей, однако, когда при уличении их другими выслушивают о грехах своих истину, всевозможными способами себя защищают и пытаются казаться невинными. Стало быть, каждый, кто таков, если и говорит о себе [как о грешнике], все же говорит неистинно, очевидно, потому что не до глубины сердца признает себя грешником, но на словах. Почему и написано: Праведный себя самого обвиняет в первых словах, и таковой же пожелал быть прославленным не через унижение, но исповеданием грехов, добивается того, чтобы быть униженным не будучи таковым. <…> Итак, праведник, судящий о своей жизни по образцам лучших людей, из глубины сердца своего знает, что он тот, каким себя сказывает.
Никодим Святогорец, прп. (†1809)
Праведный себе самаго оглаголник во первословии: егда же приложит супостат, обличается
Знай, чадо, что в судах тот, кто объявляет свою вину, подлежит наказанию. Но на этом суде исповеди тот, кто сам первый являет свой грех, получает прощение. Поэтому не духовник должен спрашивать исповедающегося о том, что он сделал. Потому что таким образом исповедающийся обличается в своих грехах, а не исповедуется. Но сам исповедающийся должен поведать о своих грехах, чтобы получить прощение в них. Ибо так заповедует Бог: «Праведный себе самаго оглаголник во первословии: егда же приложит супостат, обличается». И: «Глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися» (Ис. 43, 26). Потому и ты, чадо, к постыжению греха и диавола первый говори о своих грехах, чтобы получить оправдание.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 18-22 Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его. Жребий прекращает споры и решает между сильными. Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка. От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается. Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его
Ст. 18 содержит, по-видимому, совет судье - не обольщаться показаниями одной из тяжущихся сторон (ср. Авот I, 8-9). По ст. 19 в спорах и тяжбах, при неимении другого выхода, решающим средством был жребий (ср. XVI:33). Смысл ст. 20 (евр., LXX., Vulg. - 19 ст.) иначе передается евр. т. и русск. (Синод. и Архим. Макария) - «брат, озлобленный («изменою», по архим. Макарию), неприступнее крепкого града», чем у LXX (ἀδελφὸς ὑπὸ ἀδελφοῦ βοηθούμενος, ὡς πόλις ὀχυρὰ καὶ ὑψηλή), в Vulg. - (frater, qui adjuvatur a fratre, quasi civitas firma), и в слав.: «брат от брата помогаем, яко град тверд и высок». Хотя образ укрепленного города более обычно означает нечто защищающее, дающее надежное прибежище ищущим его, и потому мог бы быть принят смысл, даваемый LXX, Vulg., слав., но контекст речи данного места - ст. 18-19, ср. вторую половину ст. 20 - говорит в пользу евр.-русск. чтения. Ст. 21 сн. XII:14; XIII:2. Ст. 22. О важном значении языка, то благотворном, то гибельном (ср. Сир. XXVIII:20-22), подобным образом, но гораздо подробнее говорит Апостол Иаков (Иак III:5-9).