Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его;
Святые отцы
Прочие
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Утвердившему землю на водах: яко в век милость его
Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «составившему землю в водах» (πιλήσαντι παρ υδασι). «Утвердил землю на водах». Посмотри и здесь на человеколюбие Его. Когда мы сделались смертными и подверглись многим нуждам, Он и тогда не оставил нас, но дал нам здесь на время соответственное пристанище и наполнил землю столь многими знаками своего человеколюбия, что и словами выразить их невозможно. Погружаясь в бездну этих благодеяний и видя это беспредельное море, пророк в восторге возвысил свой голос и сказал: «как величественны дела Твои, Господи! Все премудростью Ты сотворил» (Пс.103:24). Кто посмотрит на солнце, на луну, на порядок времен, тот и теперь увидит все Его человеколюбие. Действительно, эти стихии не мало способствуют к благосостоянию нашей жизни и даже к самой жизни: они питают, дают зрелость плодам, так что без них и жить было бы невозможно, показывают нам времена года, означают часы дня, различают течение дня и ночи, руководят путешествующих по земле и морю, доставляют пользу и в других бесчисленных отношениях. Видишь ли, как «во век милость Его», и почему пророк в каждом стихе повторяет это?
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Утвердившему землю на водах: яко в век милость Его». И то достойно удивления, превышает человеческое разумение, что земля, окруженная отвсюду водами, стоит и пребывает в собственном своем естестве. Справедливо-же песнописец ко всем сим изречениям присовокупляет упоминание о вечной милости; потому что, не по собственной нужде, но по единому челоколюбию, создал все Человеколюбец.
Примасий, еп. (†560)
И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии
Очевидно, что вода крещения освящена огнем Святого Духа, или еще, что касается свойства огня, стала красной силою мученичества. Поэтому мы читаем: Сосуды горшечника испытывает печь, а праведников - искушение в скорби.
И видел стоящих победивших зверя и образ его, и начертание его и число имени его. Стоящие - то есть устойчивые в вере. Псалом описывает это почти в том же ключе. Ибо после этого говорит: Который сотворил небеса в разуме (Пс 135:5), конечно, обозначая духовных, наслаждающихся ясным постижением вечной правды. Он прибавил: утвердил землю на водах (Пс 135:6), указывая на тех, кто не пал после крещения. Ибо хотя представляется, что они питаются молоком, однако они не увлекаемы всяким ветром учения (Еф 4:14). Поэтому о них и говорится, что они победили зверя и его образ.
Гусли - это сердца, посвященные хвалам, и мелодии, воистину созвучные обоим Заветам. Или он показывает плоть, распростертую на древе страдания, чем не только звук голоса, но и результат благого действия обозначается. По этой причине он упоминает столь великого мужа, как Моисей, о котором свидетельствует Бог, говоря: раб Мой Моисей, - он верен во всем дому Моему (Числ 12:7).
Комментарий на Откровение
Евфимий Зигабен (†1118)
Утвердившему землю на водах; яко в век милость Его.
Благодарите, учит, Господа, Который утвердил землю на водах; и о сем смотри в 23м псалме слова: Он на морях основал ее, и там найдешь изъяснение сего места.
Златословесного: Какое чудное свойство и вышеестественный порядок в сем произведении? Ибо в порядке природы то, чтобы вода держалась на земле, а не земля на водах. Притом как часто малому камню, падшему в воду, она уступает, раздается и пропускает его в самую бездну. Итак, когда ты увидишь, что не малый камень, а вся земля держится на поверхности вод и не погружается; то подивись силе, столь выше естественно устроившей сие. Евсевия: Что удивительнее всего, что земля—стихия плотная и тяжелая носится и плавает на водах, тогда как сии тела не таковых свойств; потому что мокрые, как легчайшие нежели земля, должны держаться выше ее, а она, как стихия тяжелая и грубая, должна опускаться и скрываться под глубинами мокрого тела. Но в составе мира не то делается, а на оборот, вопреки закону природы.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 6–9 Утвердившему землю на водах: яко в век милость Его. Сотворшему светила велия единому: яко в век милость Его: солнце во область дне: яко в век милость Его: луну и звезды во область нощи: яко в век милость Его
В сих стихах пророк приглашает народ израильский воздать славу и благодарение Творцу за Его творческие милости. Хотя он говорит о творении неба и земли и великих светил небесных не в том порядке, как это рассказано в бытописании Моисея, тем не менее, упоминая кратко о сих творениях, он не выражает противоречия с сказанием бытописателя. Так, у последнего сказано, что Господь Бог в начале сотворил небо и землю, но земля та не имела определенного вида нынешней суши, отделенной от воды, и только после уже, чрез известный период времени, называемый днем и ночью, Господь отделил воду от земли, указал ей место во вселенной и «утвердил ее на водах», как сказано это и у пророка, и не только здесь, но и в другом псалме (Пс. 103:5): «Основаяй землю на тверди ея: не преклонится в век века». В таком устроении и утверждении земли можно усматривать троякую милость Божию.
Во-первых, эта милость усматривается в том, что Бог сотворил землю из ничего и отдал ее на службу человекам; во-вторых, в том, что Он отделил воду от земли, указал ей (воде) свое место в ряду других творений и также, со всеми живущими в ней тварями, отдал на службу человеку; и в-третьих, Он дал человеку силы и средства располагать и употреблять на свою пользу столь обширные пространства материков и островов, рек и морей.
«Какое чудное, – говорит св. Иоанн Златоуст, – свойство и вышеествественный порядок в сем произведении! Ибо в порядке природы то, чтобы вода держалась на земле, а не земля на водах. Притом, как часто малому камню, падшему в воду, она уступает, раздается и пропускает его в самую бездну. Итак, когда ты увидишь, что не малый камень, а вся земля держится на поверхности вод и не погружается, то подивись силе, столь вышеестественно устроившей сие» [7, с. 1064]. «Исповедайтеся, – продолжает пророк, или, что то же, «благодарите Господа», – Который сотворил, светила великия: солнце для управления днем, луну и звезды для управления ночью, причем при каждом отдельном изречении прибавляет: ибо во век милость Его.
На сие блж. Феодорит замечает: «Прилично с каждым словом песнописец соединяет вечную милость: потому что Человеколюбец не по нужде, но по одной благости сотворил все» [7, с 1064].
А св. Иоанн Златоуст говорит: «Что произведены столь великие светила, прекрасные и достаточные, это показывает силу и премудрость, а что произведены для нас и для нашей пользы, это явно открывает вечную благость» [7, с 1064]. И еще тот же св. Иоанн Златоуст о солнце замечает: «Смотри, какая странность в солнце. Огонь по природе стремится вверх, всегда сильно поднимается в высоту, постоянно рвется; и хотя бы ты употребил бесчисленные способы принуждения и насилия, он не может удержаться от стремления от земли вверх. Так, неоднократно взяв зажженную лучину и вдруг повернув ее вниз, мы не могли заставить огонь обратить стремительность свою туда же; он все поднимается выше, и снизу усиливается бежать вверх. А с солнцем Бог поступил совершенно напротив того: Он лучи его обратил к земле и заставил свет стремиться вниз, как бы приказывая ему: так смотри вниз, свети людям» [7, с 1065].