Богочеловек Иисус Христос

Кате­го­рия Свя­тая Троица Бого­че­ло­век Иисус Христос
Лицо (лич­ность) три1 одно (Бога Сына)
При­ро­да одна две (Бога и Человека)
Воля одна2 две
Дей­ствие одно3 два
Ум один4 два5
Душа  — одна6
  • Иисус Хри­стос – совер­шен­ный, истин­ный Бог и совер­шен­ный, истин­ный Человек.
  • Пред­веч­но рож­дён (веч­но рож­да­ет­ся) от Бога Отца по Боже­ству, а по чело­ве­че­ству рож­дён от Девы Марии.
  • По чело­ве­че­ской при­ро­де во всём подо­бен нам, кро­ме греха.
  • Сын Божий вопло­тил­ся для наше­го спа­се­ния, кото­рое Он совер­шил сво­ей про­по­ве­дью (уче­ни­ем), жиз­нью, смер­тью, Вос­кре­се­ни­ем, созда­ни­ем Церкви.

1 Бога Отца, Бога Сына и Бога Свя­то­го Духа.
2 Несмот­ря на то, что Каж­дое Лицо Пре­свя­той Тро­и­цы обла­да­ет по сущ­но­сти бес­ко­неч­ной пол­но­той всех воз­мож­ных совер­шенств, в том чис­ле совер­шен­ства­ми, свя­зан­ны­ми со спо­соб­но­стью к воле­изъ­яв­ле­нию, а таких Лиц — три, Цер­ковь учит, что Еди­ный Бог име­ет одну (а не три), абсо­лют­но еди­ную волю. Любое Боже­ствен­ное воле­изъ­яв­ле­ние про­ис­те­ка­ет от Отца через Сына во Свя­том Духе.
3 Еди­ный Бог — Отец и Сын и Свя­той Дух — обла­да­ет одним дей­стви­ем (энер­ги­ей), а не тре­мя обособ­лен­ны­ми, скла­ды­ва­ю­щи­ми­ся из само­сто­я­тель­ных дей­ствий Каж­дой Боже­ской Ипо­ста­си. Еди­ное Боже­ствен­ное дей­ствие, как и еди­ная Боже­ствен­ная воля, про­ис­те­ка­ет от Отца через Сына и про­яв­ля­ет­ся во Свя­том Духе.
4 Еди­ный Бог обла­да­ет еди­ным разу­мом, а не тре­мя обособ­лен­ны­ми, по чис­лу трёх Ипостасей.
5 Посколь­ку Гос­подь Иисус Хри­стос — совер­шен­ный Бог и вме­сте совер­шен­ный Чело­век, Он обла­да­ет и Боже­ствен­ным разу­мом, и человеческим.
6 В Гос­по­де Иису­се Хри­сте одна душа. По есте­ству она — чело­ве­че­ская. Но имея в виду, что она при­над­ле­жит Ипо­ста­си Бого­че­ло­ве­ка, мож­но гово­рить, что это — душа Богочеловека.

Божественное и человеческое естества соединились в одном Лице Бога Сына:

Нес­лит­но не обра­зо­вав како­го-то тре­тье­го есте­ства — «сме­шан­но­го», полу-божественного-полу-человеческого.
Неиз­мен­но не пре­тер­пев ни малей­ше­го изменения.
Нераз­дель­но ипо­стас­ным соеди­не­ни­ем, в одном Лице (Лич­но­сти) Сына Божьего
Нераз­луч­но навеч­но

В свя­то­оте­че­ском бого­сло­вии для луч­ше­го ура­зу­ме­ния дог­ма­та о Вопло­ще­нии Сына Божье­го исполь­зу­ют­ся раз­лич­ные сим­во­ли­че­ские образы.
Один из них — запись мыс­ли на бума­ге. Ана­ло­гич­но тому, как мысль, рож­дён­ная умом, соеди­ня­ет­ся с бума­гой при помо­щи руки (в дан­ном слу­чае рука явля­ет­ся выра­зи­те­лем мыс­ли), в Лице Бога-Сло­во (Сына Божье­го), пред­веч­но рож­ден­но­го Богом Отцом, Боже­ство соеди­ни­лось с чело­ве­че­ством. Обра­зом Бога Отца в дан­ном слу­чае явля­ет­ся ум, обра­зом Сына — мысль, а обра­зом Свя­то­го Духа (Кото­рый есть Выра­зи­тель Сло­ва Отца) — рука. Как при соеди­не­нии мыс­ли с бумаж­ным листом участ­во­ва­ли ум (поро­див­ший эту мысль и руко­во­див­ший запи­сы­вав­шей её рукой), сама мысль и рука, так и в вопло­ще­нии Сына Божье­го участ­во­ва­ли все три Лица Пре­свя­той Тро­и­цы. Как при соеди­не­нии мыс­ли с бума­гой с ней соеди­ни­лась имен­но мысль, а не ум и не рука, так и при бого­во­пло­ще­нии чело­ве­ком Стал имен­но Сын Божий, а не Бог Отец и не Свя­той Дух. Как мысль не ста­ла, в резуль­та­те соеди­не­ния с бума­гой, веще­ствен­ной, а бума­га — неве­ще­ствен­ной (не пере­ста­ла быть бума­гой), так Боже­ское и чело­ве­че­ское есте­ства, соеди­нив­шись в Еди­ном Лице Сына Божье­го, не изме­ни­лись и не слились.
Дру­гой при­мер: желез­ный прут, рас­ка­лив­ший­ся в пла­ме­ни огня. Отто­го, что он рас­ка­лил­ся, он не пере­стал быть желез­ным пру­том, одна­ко, посколь­ку он всё же рас­ка­лил­ся в огне, постоль­ку его ипо­стась, заклю­чав­шая до это­го лишь есте­ство желе­за, вме­сти­ла в себя и есте­ство огня, отче­го в ней соеди­ни­лись свой­ства желе­за и свой­ства огня (он сия­ет, может обжечь). Так и Сын Божий, вопло­тив­шись, не пере­ста­вая быть Богом, стал Чело­ве­ком, Обла­да­те­лем и Боже­ствен­ных, и чело­ве­че­ских свойств.

Иисус Хри­стос * Дог­ма­ти­че­ское богословие

Основные христологические ереси в сравнении с православием

Век При­ро­да (сущ­ность) Лицо Воля
I Доке­ты 1 (Бога) 1 (Бога) 1 (Бога)
IV Апол­ли­на­ри­ане 1 (состав­ная), но ум 1 (Бог) 1 (Бога)
V Несто­ри­ане 2 2 2
V Моно­фи­зи­ты (Евти­хий) 1 (Бога) 1 (Бога) 1 (осо­бая)
VII Моно­фе­ли­ты 2 1 (Бога) 1 (осо­бая)
ПРАВОСЛАВИЕ 2 1 2

Глав­ным аргу­мен­том свя­тых отцов про­тив хри­сто­ло­ги­че­ских ере­сей мож­но счи­тать фра­зу «то, что не вос­при­ня­то (Богом от чело­ве­че­ской при­ро­ды), — не исце­ле­но, а то, что соеди­ни­лось с Богом, спа­се­но». Хри­стос спас (исце­лил) чело­ве­че­ское есте­ство, заклю­чён­ное в Его Ипо­ста­си (от тлен­но­сти, смерт­но­сти и есте­ствен­ных стра­стей). Зада­ча чело­ве­ка – при­об­ще­ние к спа­си­тель­ным сред­ствам, даро­ван­ным нам как резуль­тат искуп­ле­ния, в Церк­ви Христовой.

Триадологические ереси (антитринитарии)

Век Ересь Уче­ние

III
Монархи-анство

Мода­лизм (савел­ли­ан­ство) Счи­та­ли, что Лица Свя­той Тро­и­цы явля­ют­ся не веч­ны­ми Лич­но­стя­ми, а лишь про­яв­ле­ни­я­ми, гра­ня­ми, «моду­са­ми» одно­го и того же Бога.
Пола­га­ли, что во вре­ме­на Вет­хо­го Заве­та Бог про­яв­лял Себя как  Бог Отец, с нача­лом Ново­за­вет­но­го исто­ри­че­ско­го пери­о­да как Сын, а со дня обра­зо­ва­ния Церк­ви – как Свя­той Дух.
Адопци­о­низм
(лат. adoptio — «усы­нов­лять»)
Отри­ца­ли боже­ствен­ную при­ро­ду Иису­са Хри­ста, счи­тая его чело­ве­ком, усы­нов­лён­ным Богом при крещении.

IV

Ари­ан­ство Счи­та­ли Сына Божье­го совер­шен­ней­шим тво­ре­ни­ем, через Кото­ро­го сотво­рён мир.

IV

Полу­а­ри­ане Отвер­га­ли еди­но­су­щие Сына с Отцом, счи­тая его подобосущным.

IV

Духо­бор­цы (пнев­ма­то­ма­хи, македониане) При­зна­ва­ли еди­но­су­щие Сына и Отцу, но отри­ца­ли его за Свя­тым Духом, счи­тая Его сотво­рён­ной слу­жеб­ной освя­ща­ю­щей силой. Ересь была осуж­де­на на Вто­ром Все­лен­ском Собо­ре (381)

XV

Жидов­ству­ю­щие Отри­ца­ли тро­ич­ность Лиц, соот­вет­ствен­но не при­зна­ва­ли Боже­ствен­но­го досто­ин­ства Иису­са Христа.

Откро­ве­ние о Свя­той Тро­и­це пред­став­ля­ет­ся апо­ри­ей толь­ко для наше­го огра­ни­чен­но­го рас­суд­ка. В самой Боже­ствен­ной жиз­ни нет ника­ких анти­но­мий, или про­ти­во­ре­чий. Свя­тые отцы опыт­но созер­ца­ли Еди­ную Тро­и­цу, в Кото­рой, как это ни пара­док­саль­но, един­ство нисколь­ко не про­ти­во­ре­чит тро­ич­но­сти. Так, достиг­ший совер­шен­ства в бого­ви­де­нии, свя­ти­тель Гри­го­рий Пала­ма пишет, что Бог есть «Еди­ни­ца в Тро­и­це и Тро­и­ца во Еди­ни­це, нес­лит­но соеди­ня­е­мая и нераз­дель­но раз­ли­ча­е­мая. Еди­ни­ца, Она же и Тро­и­ца всемогущая».

 

Ереси по отношению к Богопознанию и сравнение их с православием

Век Ере­си­арх Позна­ва­е­мость по сущности Позна­ва­е­мость в дей­стви­ях (энер­ги­ях)
IV Евно­мий

Бог абсо­лют­но познаваем.

XIV Вар­ла­ам Калабрийский Не позна­ва­ем Не позна­ва­ем, т.к. счи­тал, что они тварны
ПРАВОСЛАВИЕ Не позна­ва­ем Позна­ва­ем в той мере, в кото­рой Бог откры­ва­ет­ся чело­ве­че­ству и в кото­рой кон­крет­ный чело­век спо­со­бен при­нять это Откровение.
Print Friendly, PDF & Email

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки