Богочеловек Иисус Христос

(6 голосов5.0 из 5)
Категория Святая Троица Богочеловек Иисус Христос
Лицо (личность) три одно (Бога Сына)
Природа одна две
Воля одна[1] две
Действие одно[2] два
Ум один[3] два[4]
Душа  — одна[5]
  • Иисус Христос – совершенный, истинный Бог и совершенный, истинный Человек.
  • Предвечно рождён (вечно рождается) от Бога Отца по Божеству, а по человечеству рождён от Девы Марии.
  • По человеческой природе во всём подобен нам, кроме греха.
  • Сын Божий воплотился для нашего спасения, которое Он совершил своей проповедью (учением), жизнью, смертью, Воскресением, созданием Церкви.

[1] Несмотря на то, что Каждое Лицо Пресвятой Троицы обладает по сущности бесконечной полнотой всех возможных совершенств, в том числе совершенствами, связанными со способностью к волеизъявлению, а таких Лиц — три, Церковь учит, что Единый Бог имеет одну (а не три), абсолютно единую волю. Любое Божественное волеизъявление проистекает от Отца через Сына во Святом Духе.
[2] Единый Бог — Отец и Сын и Святой Дух — обладает одним действием (энергией), а не тремя обособленными, складывающимися из самостоятельных действий Каждой Божеской Ипостаси. Единое Божественное действие, как и единая Божественная воля, проистекает от Отца через Сына и проявляется во Святом Духе.
[3] Единый Бог обладает единым разумом, а не тремя обособленными, по числу трёх Ипостасей.
[4] Поскольку Господь Иисус Христос — совершенный Бог и вместе совершенный Человек, Он обладает и Божественным разумом, и человеческим.
[5] В Господе Иисусе Христе одна душа. По естеству она — человеческая. Но имея в виду, что она принадлежит Ипостаси Богочеловека, можно говорить, что это — душа Богочеловека.

Божественное и человеческое естества соединились в одном Лице Бога Сына:

Неслитно не образовав какого-то третьего естества — «смешанного», полу-божественного-полу-человеческого.
Неизменно не претерпев ни малейшего изменения.
Нераздельно ипостасным соединением, в одном Лице (Личности) Сына Божьего
Неразлучно навечно

В святоотеческом богословии для лучшего уразумения догмата о Воплощении Сына Божьего используются различные символические образы.
Один из них — запись мысли на бумаге. Аналогично тому, как мысль, рождённая умом, соединяется с бумагой при помощи руки (в данном случае рука является выразителем мысли), в Лице Бога-Слово (Сына Божьего), предвечно рожденного Богом Отцом, Божество соединилось с человечеством. Образом Бога Отца в данном случае является ум, образом Сына — мысль, а образом Святого Духа (Который есть Выразитель Слова Отца) — рука. Как при соединении мысли с бумажным листом участвовали ум (породивший эту мысль и руководивший записывавшей её рукой), сама мысль и рука, так и в воплощении Сына Божьего участвовали все три Лица Пресвятой Троицы. Как при соединении мысли с бумагой с ней соединилась именно мысль, а не ум и не рука, так и при боговоплощении человеком Стал именно Сын Божий, а не Бог Отец и не Святой Дух. Как мысль не стала, в результате соединения с бумагой, вещественной, а бумага — невещественной (не перестала быть бумагой), так Божеское и человеческое естества, соединившись в Едином Лице Сына Божьего, не изменились и не слились.
Другой пример: железный прут, раскалившийся в пламени огня. Оттого, что он раскалился, он не перестал быть железным прутом, однако, поскольку он всё же раскалился в огне, постольку его ипостась, заключавшая до этого лишь естество железа, вместила в себя и естество огня, отчего в ней соединились свойства железа и свойства огня (он сияет, может обжечь). Так и Сын Божий, воплотившись, не переставая быть Богом, стал Человеком, Обладателем и Божественных, и человеческих свойств.

Иисус Христос * Догматическое богословие

Основные христологические ереси в сравнении с православием

Век Природа (сущность) Лицо Воля
I Докеты 1 (Бога) 1 (Бога) 1 (Бога)
IV Аполлинариане 1 (составная), но ум 1 (Бог) 1 (Бога)
V Несториане 2 2 2
V Монофизиты (Евтихий) 1 (Бога) 1 (Бога) 1 (особая)
VII Монофелиты 2 1 (Бога) 1 (особая)
ПРАВОСЛАВИЕ 2 1 2

Главным аргументом святых отцов против христологических ересей можно считать фразу «то, что не воспринято (Богом от человеческой природы), — не исцелено, а то, что соединилось с Богом, спасено». Христос спас (исцелил) человеческое естество, заключённое в Его Ипостаси (от тленности, смертности и естественных страстей). Задача человека – приобщение к спасительным средствам, дарованным нам как результат искупления, в Церкви Христовой.

Триадологические ереси (антитринитарии)

Век Ересь Учение

III
Монархи-анство

Модализм (савелли­анство) Считали, что Лица Святой Троицы являются не вечными Личностями, а лишь проявлениями, гранями, «модусами» одного и того же Бога.
Полагали, что во времена Ветхого Завета Бог проявлял Себя как  Бог Отец, с началом Новозаветного исторического периода как Сын, а со дня образования Церкви – как Святой Дух.
Адопционизм
(лат. adoptio — «усыновлять»)
Отрицали божественную природу Иисуса Христа, считая его человеком, усыновлённым Богом при крещении.

IV

Арианство Считали Сына Божьего совершеннейшим творением, через Которого сотворён мир.

IV

Полуариане Отвергали единосущие Сына с Отцом, считая его подобосущным.

IV

Духоборцы (пневма­томахи, македониане) Признавали единосущие Сына и Отцу, но отрицали его за Святым Духом, считая Его сотворённой служебной освящающей силой. Ересь была осуждена на Втором Вселенском Соборе (381)

XV

Жидовству­ющие Отрицали троичность Лиц, соответственно не признавали Божественного достоинства Иисуса Христа.

Откровение о Святой Троице представляется апорией только для нашего ограниченного рассудка. В самой Божественной жизни нет никаких антиномий, или противоречий. Святые отцы опытно созерцали Единую Троицу, в Которой, как это ни парадоксально, единство нисколько не противоречит троичности. Так, достигший совершенства в боговидении, святитель Григорий Палама пишет, что Бог есть «Единица в Троице и Троица во Единице, неслитно соединяемая и нераздельно различаемая. Единица, Она же и Троица всемогущая».

 

Ереси по отношению к Богопознанию и сравнение их с православием

Век Ересиарх Познава­емость по сущности Познава­емость в действиях (энергиях)
IV Евномий

Бог абсолютно познаваем.

XIV Варлаам Калабрийский Не познаваем Не познаваем, т.к. считал, что они тварны
ПРАВО­СЛАВИЕ Не познаваем Познаваем в той мере, в которой Бог открывается человечеству и в которой конкретный человек способен принять это Откровение.

 


[*] Одновременно ограниченный человеческий и неограниченный Божественный.

 

См. раздел ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ