Хри­сто­ло­гия

Христоло́гия – рас­кры­ва­е­мое Цер­ко­вью учение о Бого­че­ло­веке Иисусе Христе, раздел дог­ма­ти­че­ского бого­сло­вия.

Хри­сто­ло­гия дает ответ на вопросы: Какова Лич­ность (Лицо, Ипо­стась) Иисуса Христа? Каким обра­зом в Нем соеди­нены две при­роды – Боже­ствен­ная и чело­ве­че­ская? В связи с этими вопро­сами хри­сто­ло­гия логи­че­ски раз­де­ля­ется на две части. Она вклю­чает учение о Ипо­стаси Бога-Слова, кото­рое нераз­рывно свя­зано с уче­нием о Святой Троице, и учение о Бого­во­пло­ще­нии.

На вопрос о Лич­но­сти Иисуса Христа хри­сто­ло­гия дает ответ: Лич­но­стью (Лицом, Ипо­ста­сью) Иисуса Христа явля­ется Вторая Ипо­стась (Лицо) Святой Троицы – Вечное Боже­ствен­ное Слово (Логос), име­ну­е­мое Еди­но­род­ным Сыном Божьим. Божье Слово изво­лило вопло­титься, то есть при­нять в Себя чело­ве­че­скую при­роду, став Бого­че­ло­ве­ком Иису­сом Хри­стом.

На вопрос о соеди­не­нии природ в Бого­че­ло­веке Иисусе Христе хри­сто­ло­гия отве­чает: в Бого­че­ло­веке Иисусе Христе нераз­дельно и нес­ли­янно соеди­нены две при­роды – при­рода совер­шен­ного Бога и при­рода совер­шен­ного чело­века, Иисус Хри­стос обла­дает всей пол­но­той Боже­ствен­ного и чело­ве­че­ского есте­ства, соеди­нен­ных в Его единой Боже­ствен­ной Ипо­стаси.

***

Какие ере­ти­че­ские заблуж­де­ния отно­си­тельно учения о Лице Гос­пода Иисуса Христа имели наи­бо­лее широ­кое рас­про­стра­не­ние и наи­бо­лоее силь­ное вли­я­ние на веру­ю­щих? (см.: Все­лен­ские Соборы)

Наи­бо­лее опас­ными (по внеш­ней при­вле­ка­тель­но­сти и силе соблазна) хри­сто­ло­ги­че­скими ере­сями можно назвать доке­тизм, несто­ри­ан­ство, моно­фи­зит­ство и моно­фе­лит­ство. При этом несто­ри­ан­ство и моно­фи­зит­ство пред­став­ляли собой две край­ние пози­ции, два диа­мет­рально про­ти­во­по­лож­ных стрем­ле­ния объ­яс­нить силами чело­ве­че­ской логики образ соеди­не­ния во Христе Боже­ствен­ного и чело­ве­че­ского.

Докеты, при­зна­вая Боже­ство Иисуса Христа, отвер­гали истин­ность Бого­во­пло­ще­ния, пола­гая, что в дей­стви­тель­но­сти Сын Божий не воче­ло­ве­чи­вался, а лишь при­зрачно принял на Себя личину чело­века: при­зрачно обитал среди уче­ни­ков, при­зрачно ел, спал, стра­дал, умер, вос­крес. Отри­цая истин­ность Вопло­ще­ния, они фак­ти­че­ски отри­цали и истин­ность Искуп­ле­ния чело­века через Крест­ные стра­да­ния и смерть Мессии.

Несто­ри­ан­ство раз­ли­чало в Спа­си­теле два Лица вместо одного — Лицо Сына Божия и Лицо Сына Марии, соеди­нен­ные между Собой бла­го­дат­ной связью. При этом несто­ри­ане видели в Иску­пи­теле и два есте­ства: Боже­ское и чело­ве­че­ское. По стро­гому счёту они отли­чали Христа от вет­хо­за­вет­ных про­ро­ков не в прин­ципе, а только в сте­пени обла­го­дат­ство­ва­ния. Эта ересь осуж­дена на Тре­тьем Все­лен­ском Соборе.

Моно­фи­зит­ство сили­лось дока­зать нечто обрат­ное. В рамках этого лже­уче­ния Сын Божий и вместе Сын Чело­ве­че­ский при­зна­вался за одно Лицо. Но при этом кате­го­ри­че­ски отри­ца­лось двой­ство заклю­чен­ных в Нём естеств: Божьего и чело­ве­че­ского. По мнению моно­фи­зи­тов, в резуль­тате Вопло­ще­ния Сына два есте­ства, соеди­нив­шись в Его Боже­ствен­ном Лице, соста­вили одну новую сущ­ность. В резуль­тате выхо­дило, что Сын Божий пере­стал быть еди­но­сущ­ным Отцу и Свя­тому Духу. Моно­фи­зит­ство полу­чило достой­ный отпор на Чет­вер­том Все­лен­ском Соборе.

Попытка объ­еди­не­ния Пра­во­слав­ных и моно­фи­зи­тов при помощи дог­ма­ти­че­ского ком­про­мисса при­вела к фор­ми­ро­ва­нию нового учения, новой ереси — моно­фе­лит­ства. Взяв за основу Пра­во­слав­ное учение о соеди­не­нии в одном Лице Иисуса Христа двух естеств и скре­стив это учение с моно­фи­зит­ским, идео­логи моно­фе­лит­ства объ­явили: во Христе — два есте­ства, но одна сме­шан­ная воля, не Боже­ствен­ная и не чело­ве­че­ская, а совер­шенно иная, новая, но зато единая. Логи­че­ским заклю­че­нием из этой ереси был вывод о том, что воля Отца и Сына и Свя­того Духа не едина, а значит Отец и Сын и Святой Дух — не або­лютно единый Бог. Моно­фе­литы были ана­фе­мат­ство­ваны на Шестом Все­лен­ском Соборе. (см. также: Вве­де­ние в поня­тия: «сущ­ность», «ипо­стась», «акци­ден­ция».).

Основ­ными хри­сто­ло­ги­че­скими поня­ти­ями явля­ются: ИПО­СТАСЬ, СЫН БОЖИЙ, СЛОВО БОЖИЕ, БОГО­ЧЕ­ЛО­ВЕК, БОГО­ВО­ПЛО­ЩЕ­НИЕ, ВОИ­ПО­СТА­ЗИ­РО­ВА­НИЕ, ИПО­СТАС­НОЕ СОЕДИ­НЕ­НИЕ, ОБЩЕ­НИЕ СВОЙСТВ.

***

См. ХРИ­СТО­ЛО­ГИЯ БИБ­ЛЕЙ­СКАЯ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки