Богослужебные указания

Перейти к кален­дарю 23 марта 2019 г.

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния за 23 марта 2019 г.

10. Суб­бота 2‑й сед­мицы. Поми­но­ве­ние усоп­ших. Мч. Кодра́та и дру­жины его.

Прав. Павла Таган­рог­ского1.

Совер­ша­ется заупо­кой­ная служба Триоди в соеди­не­нии со служ­бой Окто­иха и рядо­вой служ­бой Минеи (мч. Кодра́та и дру­жины его).

Пове­че­рие вели­кое (без покло­нов):

По 1‑м Три­свя­том – тро­парь, глас 2‑й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» – ин тро­парь глас тот же: «Помяни́, Го́споди…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен, глас тот же: «Ма́ти Святая…».

По 2‑м Три­свя­том – тро­пари Часо­слова (обыч­ные), глас 6‑й: «Поми­луй нас, Гос­поди…».

По «Слава в вышних…» – поется служба свт. Софро́ния, пат­ри­арха Иеру­сали́мского (с 11 марта), и заупо­кой­ный канон Окто­иха, глас 1‑й (с утрени суб­боты, без ирмо­сов). Канон Бого­ро­дицы (Окто­иха) не поется, так как заме­ня­ется заупо­кой­ным.

После кано­нов – «Достойно есть».

По 3‑м Три­свя­том – кондак, глас 8‑й: «Со свя­тыми упоко́й…» (вместо «Гос­поди Сил…»). «Гос­поди, поми­луй» (40), «Иже на всякое время…», «Гос­поди, поми­луй» (трижды), «Слава, и ныне», «Чест­ней­шую Херу­вим…», «Именем Гос­под­ним…». Воз­глас: «Молит­вами святых отец наших…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескве́рная, Небла́зная…», «И даждь нам, Вла­дыко…», «Пре­слав­ная Прис­ноде́во…», «Упова́ние мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». «Слава, и ныне». «Гос­поди, поми­луй» (трижды). «Бла­го­слови». Отпуст малый: «Хри­стос, Истин­ный Бог наш…». Обыч­ное про­ще­ние. Екте­ния: «Помо́лимся…».

Полу­нощ­ница обыч­ная – суб­бот­няя.

Утреня начи­на­ется обыч­ным поряд­ком (см. 3 марта).

Вместо «Бог Гос­подь» – «Алли­луия»2, глас 2‑й, с заупо­кой­ными сти­хами: 1‑й – «Блаже́ни, яже избра́л и прия́л еси, Го́споди»; 2‑й – «Па́мять их в род и род»; 3‑й – «Ду́ши их во благи́х водворя́тся». Тро­парь, глас 2‑й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…» (дважды). «Слава» – ин тро­парь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».

Сти­хо­сло­вится 16‑я кафизма. Малая екте­ния (обыч­ная, не заупо­кой­ная). Седальны Окто­иха, глас 1‑й (три муче­нична: 2‑й, 3‑й и 4‑й, а 1‑й остав­ля­ется, и мерт­вен): «Яко до́брии во́ини…», «Ра́нами святы́х…», стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным…» [или стих: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, Бог Изра́илев»] – «Му́ченики Христо́вы…», стих: «Блаже́ни, яже избра́л…» – «Сме́ртную держа́ву…». «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен вос­крес­ный теку­щего гласа: «Гаврии́лу веща́вшу…» (см. по 1‑м сти­хо­сло­вии).

По седаль­нах сразу3 (ничего не гла­голя) поем (по Уставу, на 5‑й глас) непо­рочны (17‑ю кафизму)4, раз­де­ляя на две части (статии́), с при­пе­вом к 1‑й: «Бла­го­слове́н еси, Гос­поди, научи́ мя оправда́нием Твоим». Первая статия окан­чи­ва­ется 93‑м стихом, перед словом: «Среда» (т. е. сере­дина). После первой статии не про­из­но­сится: «Слава, и ныне», но с при­пе­вом поются (трижды) заклю­чи­тель­ные 92‑й и 93‑й стихи: «Я́ко а́ще бы не зако́н Твой…» и «Во век не забу́ду оправда́ний Твои́х…»5.

При­ме­ча­ние. Отно­си­тельно окон­ча­ния первой и второй статии 17‑й кафизмы при заупо­кой­ном бого­слу­же­нии суще­ствуют сле­ду­ю­щие мнения: 1) каждый из двух послед­них стихов первой и второй статии поется по трижды с соот­вет­ству­ю­щим при­пе­вом6; 2) в каждой статии два послед­них стиха объ­еди­ня­ются «за един» и поются с при­пе­вом трижды7.

Про­из­но­сится малая заупо­кой­ная екте­ния: «Паки и паки…», певцы: «Гос­поди, поми­луй» (еди­но­жды); «Еще́ мо́лимся о упокое́нии душ усо́пших рабо́в Бо́жиих пра́отец, оте́ц, и бра́тий наших…», певцы: «Гос­поди, поми­луй» (еди­но­жды); «Яко да Гос­подь Бог учини́т ду́ши их…», певцы: «Гос­поди, поми­луй» (еди­но­жды); «Мило­сти Божия…», певцы: «Подай, Гос­поди». «Гос­поду помо­лимся». Певцы тихо: «Гос­поди, поми­луй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духо́в…». Воз­глас: «Яко Ты еси Вос­кре­се­ние…». Певцы: «Аминь».

Вторая статия́ 17‑й кафизмы: «Твой есмь аз…» поется с при­пе­вом к каж­дому стиху: «Спа́се, спаси́ мя»8. В конце трижды поются с при­пе­вом заклю­чи­тель­ные 175‑й и 176‑й стихи: «Жива́ бу́дет душа́ моя…» и «Заблуди́х, яко овча́ поги́бшее…».

Далее тро­пари по Непо­роч­ных, глас 5‑й: «Святы́х лик…», с при­пе­вом «Бла­го­слове́н еси, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твоим»9. Малая заупо­кой­ная екте­ния (см. по 1‑й статии). «Гос­поди, поми­луй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духо́в…». По воз­гласе певцы: «Аминь», и седа­лен, глас 5‑й: «Поко́й, Спа́се наш…», «Слава» – конец этого пес­но­пе­ния: «И вся, яже в ве́дении и не в ве́дении, Чело­ве­ко­любче»10, «И ныне» – Бого­ро­ди­чен, глас тот же: «От Де́вы возсия́вый…». Псалом 50‑й. (Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» не гла­го­лется.)

Каноны:

В храме Гос­под­ском и Бого­ро­дицы – канон храма со ирмо­сом на 6 (ирмосы еди­но­жды), канон Минеи (мч. Кодра́та и дру­жины его) на 4. Начи­ная с 6‑й песни канон храма опус­ка­ется, и поется сна­чала канон Минеи (мч. Кодра́та и дру­жины его) со ирмо­сом на 6 (ирмосы еди­но­жды), потом два чет­ве­ро­песнца Триоди – на 1011.

В храме свя­того – канон Минеи (мч. Кодра́та и дру­жины его) со ирмо­сом на 6 (ирмосы еди­но­жды), канон храма свя­того на 4. Начи­ная с 6‑й песни канон храма опус­ка­ется, поются канон Минеи (мч. Кодра́та и дру­жины его) и чет­ве­ро­песнцы так же, как в храме Гос­под­ском и Бого­ро­дицы.

Биб­лей­ские песни Ирмо­ло­гия по вели­ко­пост­ному раз­делу.

При­ме­ча­ние. Началь­ные стихи песней Свя­щен­ного Писа­ния, с 1‑й по 5‑ю, не поются, а начи­нают сти­хо­сло­виться только после ирмоса и 1‑го тро­паря, с над­писи «на 8» (всего на 10). 13 стихов 6‑й и 9‑й биб­лей­ских песней (вклю­чая «Слава» и «И ныне») начи­нают петься, чере­ду­ясь с тро­па­рями канона Минеи и чет­ве­ро­песн­цев Триоди, – после ирмоса канона Минеи (всего, вклю­чая ирмос канона Минеи, на 14, и в заклю­че­ние еще 2 допол­ни­тель­ных тро­паря 2‑го чет­ве­ро­песнца с осо­быми при­пе­вами). 7‑я и 8‑я биб­лей­ские песни сти­хо­сло­вятся от начала до конца; после стиха с над­пи­сью «на 14» поется ирмос канона Минеи и далее тро­пари, чере­ду­ясь со сти­хами (всего, вклю­чая ирмос Минеи, на 14, и в заклю­че­ние еще 2 допол­ни­тель­ных тро­паря 2‑го чет­ве­ро­песнца с осо­быми при­пе­вами).

Ката­ва­сия по 3‑й песни – ирмос 3‑й песни послед­него канона, а по 6‑й, 7‑й, 8‑й и 9‑й – ирмосы вто­рого чет­ве­ро­песнца.

По 3‑й песни – екте­ния малая (обыч­ная, не заупо­кой­ная). Седа­лен мч. Кодра́та и дру­жины его, глас 4‑й. «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен Минеи, глас тот же.

По 6‑й песни – малая заупо­кой­ная екте­ния (см. по 1‑й статии 17‑й кафизмы). Кондак, глас 8‑й: «Со свя­тыми упоко́й…», и икос, глас тот же.

На 9‑й песни поем «Чест­ней­шую».

По 9‑й песни – «Достойно есть». Све­ти­лен гласа.

При­ме­ча­ние. Све­ти­лен заим­ству­ется из при­ло­же­ния Окто­иха «Све­тильны днев­нии во всю сед­мицу» и берется по рядо­вому гласу Окто­иха (в данном случае 1‑го гласа). Све­ти­лен испол­ня­ется дважды (через «Слава, и ныне»), первый раз окан­чи­ва­ясь сло­вами: «Молит­вами, Гос­поди, святых Твоих, и спаси мя», а второй – «Молит­вами, Гос­поди, Бого­ро­дицы, и спаси мя»12.

В Пост­ной Триоди (см. в суб­боту 2‑ю поста) при­во­дится сле­ду­ю­щий устав пения све­тиль­нов: «Не́бо звезда́ми украси́вый…». «Слава» – «Живы́ми и ме́ртвыми облада́яй…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен: «Сла́дость а́нгелов…». Однако такое ука­за­ние не соот­вет­ствует Типи­кону (см. гл. 49, «В суб­боту 2‑ю постов на утрени») и Окто­иху (см. При­ло­же­ние – «Све­тильны днев­нии во всю сед­мицу»).

«Хва­лите Гос­пода с Небес…» и хва­лит­ные псалмы.

На хва­ли­тех сти­хиры на 613: мч. Кодра́та и дру­жины его, глас 1‑й – 3 (см. на «Гос­поди, воз­звах») и сти­хиры Окто­иха (муче­ничны, см. на хва­ли­тех), глас тот же – 3. «Слава» – мерт­вен Окто­иха, глас тот же: «Де́лом, Спа́се мой, явля́еши…» (см. на хва­ли­тех), «И ныне» – Бого­ро­ди­чен Окто­иха, глас тот же: «Ра́дуйся от нас…».

При­ме­ча­ние. Если нака­нуне заупо­кой­ной суб­боты Вели­кого поста не совер­ша­ется поли­е­лей­ная служба, то на хва­ли­тех утрени поются сти­хиры Окто­иха (муче­ничны), рядо­вого гласа – 4. «Слава» – мерт­вен Окто­иха, глас тот же (см. на хва­ли­тех), «И ныне» – Бого­ро­ди­чен Окто­иха, глас тот же (на ряду).

«Тебе слава подо­бает…» не про­из­но­сится, но сразу: «Слава Тебе, пока­зав­шему нам свет». Чита­ется все­днев­ное сла­во­сло­вие.

Сти­хиры на сти­ховне Окто­иха («покойны гласа»14; со своими, заупо­кой­ными, сти­хами), глас 1‑й. «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен Окто­иха, глас тот же: «Христа́ умоли́…».

«Благо есть» (еди­но­жды). Три­свя­тое. По «Отче наш» – тро­парь, глас 2‑й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» – ин тро­парь, глас тот же: «Помяни́, Гос­поди…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».

После сугу­бой екте­нии «Поми­луй нас, Боже…» – иерей: «Пре­муд­рость». Певцы: «Бла­го­слови». Иерей: «Сый бла­го­слове́н…». Певцы: «Аминь». «Утверди́, Боже…», и сразу 1‑й час.

На часах – тро­пари: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» – «Помяни́, Гос­поди, яко Благ…». Кондак: «Со свя­тыми упоко́й…».

Литур­гия свт. Иоанна Зла­то­уста.

Бла­женны гласа – 6.

По входе – тро­пари, глас 2‑й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…», «Помяни́, Гос­поди, яко Благ…». «Слава» – кондак, глас 8‑й: «Со свя­тыми упоко́й…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен, глас тот же: «Тебе и сте́ну, и приста́нище…».

Про­ки­мен – дня (суб­боты), глас 8‑й: «Весели́теся о Гос­поде…», стих: «Блаже́ни, и́хже оста́вишася беззако́ния…»; и заупо­кой­ный, глас 6‑й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».

Апо­стол и Еван­ге­лие – суб­боты 2‑й сед­мицы и заупо­кой­ные.

Алли­лу­и­а­рий – дня (суб­боты): «Воззва́ша пра́веднии…», стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным…»; и заупо­кой­ный: «Блаже́ни, яже избра́л…».

При­ча­стен – дня (суб­боты): «Ра́дуй­теся, пра́веднии…», и заупо­кой­ный: «Блаже́ни, яже избра́л…».



1 На засе­да­нии Свя­щен­ного Синода Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви 16 апреля 2016 года были утвер­ждены и реко­мен­до­ваны к обще­цер­ков­ному бого­слу­жеб­ному упо­треб­ле­нию тексты тро­паря и кондака прав. Павлу Таган­рог­скому. Тексты тро­паря и кондака раз­ме­щены на офи­ци­аль­ном сайте Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4434569.html), и на сайте Изда­тель­ства Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/359).

2 «Алли­луиа» обык­но­венно поется трижды по трижды (ср.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 754–755).

3 Устав пред­пи­сы­вает после седаль­нов «чтение в Шестодневе Златоустове» (Типи­кон, гл. 49, «В субботу 2‑ю постов на утрени»), кото­рое в совре­мен­ной прак­тике, как пра­вило, опус­ка­ется.

4 «Таже Блажени непорочнии поем на глас 5‑й, с припевы: Бла­го­словен еси, Господи… Разделяем на две статии. Иерей же кадит посреди кафизмы, и творит ектению о усопших» (Типи­кон, гл. 49, «В субботу 2‑ю постов на утрени»).

5 О свя­щен­но­дей­ствиях иерея и диа­кона см. в суб­боту мясо­пуст­ную (17 фев­раля). Каж­де­ние – так же, как в суб­боту мясо­пуст­ную.

6 Ср.: Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния на 1958 год для свя­щенно-цер­ков­но­слу­жи­те­лей. М., 1958. С. 25; После­до­ва­ние исход­ное мона­хов, Треб­ник [Боль­шой]. М., 1884. СПб., 1995р. Л. 109, 112, 116.

7 Ср.: Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния на 1957 год для свя­щенно-цер­ков­но­слу­жи­те­лей. М., 1956. С. 45; Афа­на­сий (Саха­ров), еп. О поми­но­ве­нии усоп­ших по Уставу Пра­во­слав­ной Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; После­до­ва­ние парастаса, сиречь вели­кия пани­хиды и всенощнаго бдения, пева­е­мых по усоп­шим. Пет­ро­град, 1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, после­до­ва­ние пани­хиды.

8 По воз­гласе: «Яко Ты еси Вос­кре­се­ние…» правый лик начи­нает петь вторую статию: «Твой есмь аз…». Иерей с диа­ко­ном (или диакон) совер­шают, по тра­ди­ции, малое каж­де­ние (тет­ра­под окрест, ико­но­стас, лики, народ, мест­ные иконы ико­но­стаса, тет­ра­под спе­реди, то есть с запад­ной сто­роны).

9 Во время тро­па­рей по Непо­роч­ных свя­щен­ник с диа­ко­ном совер­шают, по обычаю, полное каж­де­ние всего храма.

10 Пение окон­ча­ния седальна на «Славу» ука­зы­ва­ется в Триоди Пост­ной; Типи­кон в после­до­ва­нии суб­боты 2‑й сед­мицы Вели­кого поста умал­чи­вает об этом: «Таже седален, глас 5‑й: Покой, Спасе наш… Слава, и ныне: От Девы возсиявый…» (Типи­кон, гл. 49, «В субботу 2‑ю постов на утрени»).

11 Каждый чет­ве­ро­пес­нец содер­жит по четыре тро­паря; кроме того, во втором чет­ве­ро­песнце име­ется (после Бого­ро­дична) еще два тро­паря, кото­рые поются с осо­быми при­пе­вами (см. в Триоди).

12 В све­тиль­нах 6‑го гласа вместо окон­ча­ния изме­ня­ется начало, поэтому све­тильны 6‑го гласа в суб­боту испол­ня­ются сле­ду­ю­щим обра­зом: «Молитвами, Господи, святых Твоих, низ­посли душам нашим свет Твой прис­носущный» [или: «Молитвами, Господи, всех святых, низ­посли душам нашим свет Твой прис­носущный», – ср.: Триодь Пост­ная]; «Слава, и ныне» – Молитвами, Господи, Богородицы, низ­посли душам нашим свет Твой прис­носущный».

13 Ср.: Типи­кон, 24 фев­раля, 11‑я Мар­кова глава, 4‑е «зри».

14 «На стиховне мертвены стихиры господина Феофана, прилучивша­гося гласа. Слава, и ныне – Богородичен» (Типи­кон, гл. 49, «В субботу 2‑ю постов на утрени»).

***

См. также: Заметки об исполь­зо­ва­нии «Бого­слу­жеб­ных ука­за­ний» свя­щен­но­слу­жи­те­лями и цер­ков­но­слу­жи­те­лями А.С. Кашкин

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния с сайта Пат­ри­ар­хии на каждый день.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки