Богослужебные указания

Перейти к кален­дарю 16 января 2021 г.

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния за 16 января 2021 года


Суб­бота пред Бого­яв­ле­нием. Пред­праздн­ство Бого­яв­ле­ния. Прор. Мала­хии. Мч. Гордия.

3. Суб­бота пред Бого­яв­ле­нием. Пред­праздн­ство Бого­яв­ле­ния. Прор. Мала­хии. Мч. Гордия.

Служба прор. Мала­хии и мч. Гордия не имеет празд­нич­ного знака, совер­ша­ется вместе со служ­бой пред­праздн­ства Бого­яв­ле­ния.

На вечерне кафизма 18‑я (если нака­нуне совер­ша­лось все­нощ­ное бдение – кафизмы нет).

На «Гос­поди, воз­звах» сти­хиры на 6: про­рока, глас 8‑й – 3, и муче­ника, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – пред­праздн­ства, глас 4‑й: «О, пре­слав­наго чудесе!..» (дог­ма­тик гласа не поется; см. Типи­кон, 20 декабря, 1‑е «зри»).

Входа нет. «Свете Тихий» (по Уставу, чита­ется, а не поется)[1]. Про­ки­мен дня.

На сти­ховне сти­хиры пред­праздн­ства, глас 6‑й (со своими при­пе­вами). «Слава, и ныне» – пред­праздн­ства, глас 5‑й: «На Иор­дан­скую реку…».

По Три­свя­том – тро­парь муче­ника, глас 4‑й. «Слава, и ныне» – тро­парь пред­праздн­ства, глас тот же: «Гото­вися, Заву­лоне…».

На малом пове­че­рии поем три­песнцы пред­праздн­ства (этого дня; см. в Минее, 3 января, на пове­че­рии), глас 2‑й и глас 6‑й, и канон пред­праздн­ства сле­ду­ю­щего дня (см. в Минее, 4 января, на пове­че­рии), глас 6‑й. На пове­че­рие этого дня может быть пере­не­сена служба[2] прп. Фео­к­ти­ста, игу­мена Кукума Сике­лий­ского (с 4 января)[3].

При­ме­ча­ние. Каноны на пове­че­рии соеди­ня­ются сле­ду­ю­щим обра­зом. Песнь 1‑я: ирмос канона 4 января, глас 6‑й: «Сече­ное сечется…» – дважды; тро­пари на 6; ката­ва­сия – тот же ирмос. Песнь 3‑я: ирмос три­песнца 3 января, глас 2‑й: «На камени мя веры…» – дважды; тро­пари три­песнца и тро­пари канона 4 января на 6; ката­ва­сия – ирмос канона 4 января, глас 6‑й: «Гос­подь Сый всех…». Песнь 4‑я: ирмос канона 4 января, глас 6‑й: «Про­видя пророк…» – дважды; тро­пари на 6; ката­ва­сия – тот же ирмос. Песнь 5‑я: ирмос три­песнца 3 января, глас 6‑й: «К Тебе утре­нюю…» – дважды; тро­пари три­песнца и тро­пари канона 4 января на 6; ката­ва­сия – ирмос канона 4 января, глас 6‑й: «Союзом боязни…». Песнь 6‑я и песнь 7‑я: ирмос канона 4 января, глас 6‑й – дважды; тро­пари на 6; ката­ва­сия – тот же ирмос. Песнь 8‑я: ирмос три­песнца 3 января, глас 2‑й: «Глагол мучи­те­лев…» – дважды; тро­пари обоих три­песн­цев 3 января; тро­пари канона 4 января; на ката­ва­сию – ирмос канона 4 января, глас 6‑й: «За законы оте­че­ския…». Песнь 9‑я: ирмос три­песнца 3 января, глас 2‑й: «Душами чистыми…» – дважды; тро­пари обоих три­песн­цев 3 января; тро­пари канона 4 января; ката­ва­сия – ирмос канона 4 января, глас 6‑й: «Стран­ствия Вла­дычня…».

На утрене на «Бог Гос­подь» – тро­парь пред­праздн­ства, глас 4‑й: «Гото­вися, Заву­лоне…» (дважды). «Слава» – тро­парь муче­ника, глас тот же, «И ныне» – тро­парь пред­праздн­ства, глас тот же: «Гото­вися, Заву­лоне…».

Кафизмы 16‑я и 17‑я[4]. Малые екте­нии. Седальны пред­праздн­ства. Псалом 50‑й.

Каноны: пред­праздн­ства со ирмо­сом на 6 (ирмосы по дважды), про­рока на 4 и муче­ника на 4.

Биб­лей­ские песни «Поем Гос­по­деви…».

Ката­ва­сия по 3‑й, 6‑й, 8‑й и 9‑й песнях – ирмосы канона Минеи (муче­ника).

По 3‑й песни – кондак про­рока, глас 4‑й, кондак муче­ника, глас 8‑й; седа­лен про­рока, глас тот же. «Слава» – седа­лен муче­ника, глас тот же, «И ныне» – седа­лен пред­праздн­ства, глас тот же.

При­ме­ча­ние. Типи­кон умал­чи­вает о кондаке про­рока, глас 8‑й: «Яко Ангел…», и о кондаке муче­ника, глас 4‑й: «Всею любо­вию…». В Минее сино­даль­ного пери­ода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 28) эти тексты также отсут­ствуют.

По 6‑й песни – кондак («Во струях днесь Иор­дан­ских…») и икос пред­праздн­ства, глас 4‑й.

На 9‑й песни поем «Чест­ней­шую».

По 9‑й песни «Достойно есть» не поется.

При­ме­ча­ние. Пес­но­пе­ние «Достойно есть» по 9‑й песни канона не поется в пред­праздн­ства и попраздн­ства дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков, во всю Пяти­де­сят­ницу (в период пения Цвет­ной Триоди), в вос­крес­ные дни, а также в дни сла­во­слов­ных святых и выше, у кото­рых по каждой песни канона поется ката­ва­сия.

По 9‑й песни – све­ти­лен пред­праздн­ства. «Слава, и ныне» – тот же све­ти­лен.

«Хва­лите Гос­пода с Небес…» и хва­лит­ные псалмы.

При­ме­ча­ние. Если на службе не поло­жено пение вели­кого сла­во­сло­вия, первые два стиха в хва­лит­ных псал­мах – «Всякое дыха­ние…» не поются[5]. Псалмы чита­ются или поются (в случае нали­чия хва­лит­ных стихир) от слов «Хва­лите Гос­пода с Небес…» до начала пения стихир; если стихир на хва­ли­тех нет, то после окон­ча­ния чтения хва­лит­ных псал­мов про­из­но­сится: «Слава, и ныне», «Тебе слава подо­бает…» и далее – все­днев­ное сла­во­сло­вие. После стихир на хва­ли­тех не сле­дует читать: «Слава, и ныне. Тебе слава подо­бает…» (так как этот стих заме­ня­ется послед­ней сти­хи­рой), но сразу: «Слава Тебе, пока­зав­шему нам свет. Слава в вышних Богу…».

На хва­ли­тех сти­хиры пред­праздн­ства, глас 6‑й – 4. «Слава» – пред­праздн­ства, глас тот же: «Звезда из Иакова…», «И ныне» – пред­праздн­ства, глас тот же: «Закона Испол­ни­тель…».

«Тебе слава подо­бает…» не чита­ется, но сразу чтец[6]: «Слава Тебе, пока­зав­шему нам свет». Чита­ется все­днев­ное сла­во­сло­вие.

На сти­ховне сти­хиры пред­праздн­ства, глас 2‑й (со своими при­пе­вами). «Слава, и ныне» – пред­праздн­ства, глас тот же: «Явися славы Отчее Сияние…».

По Три­свя­том – тро­парь муче­ника, глас 4‑й. «Слава, и ныне» – тро­парь пред­праздн­ства, глас тот же: «Гото­вися, Заву­лоне…».

На часах – тро­парь пред­праздн­ства. «Слава» – тро­парь муче­ника. Кондак только пред­праздн­ства.

На Литур­гии свт. Иоанна Зла­то­уста – бла­женны пред­праздн­ства, песнь 3‑я – 4 (со ирмо­сом) и песнь 6‑я – 4.

На входе – «…во святых Дивен сый…».

По входе – тро­пари и кондаки:

А. В храме[7] Гос­под­ском – тро­парь пред­праздн­ства, тро­парь муче­ника; кондак про­рока. «Слава» – кондак муче­ника, «И ныне» – кондак пред­праздн­ства.

При­ме­ча­ние. В период пред­праздн­ства и попраздн­ства Кре­ще­ния днев­ные тро­пари не поются, так как пес­но­пе­ния Окто­иха отме­ня­ются.

В пред­праздн­ства и попраздн­ства Гос­под­ских празд­ни­ков, во всю Пяти­де­сят­ницу, в вос­крес­ные дни, в вели­кие и сред­ние Гос­под­ские празд­ники тро­парь и кондак Гос­под­ского храма не поются.

Б. В храме Бого­ро­дицы устав может быть дво­я­ким:

I. Тро­парь пред­праздн­ства, тро­парь храма, тро­парь муче­ника; кондак храма, кондак про­рока. «Слава» – кондак муче­ника, «И ныне» – кондак пред­праздн­ства.

II. Тро­парь пред­праздн­ства, тро­парь храма, тро­парь муче­ника; кондак пред­праздн­ства, кондак про­рока. «Слава» – кондак муче­ника, «И ныне» – кондак храма. При­ме­ча­ние. В пред­праздн­ства и попраздн­ства Бого­ро­дич­ных дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков, в Бого­ро­дич­ные вели­кие, поли­е­лей­ные и сла­во­слов­ные празд­ники тро­парь и кондак храма Бого­ро­дицы не поются. Кондак храма Бого­ро­дицы не поется и во всю Пяти­де­сят­ницу.

В. В храме свя­того – тро­парь пред­праздн­ства, тро­парь храма, тро­парь муче­ника; кондак храма, кондак про­рока. «Слава» – кондак муче­ника, «И ныне» – кондак пред­праздн­ства.

Поется Три­свя­тое.

Про­ки­мен[8] – дня (суб­боты), глас 8‑й: «Весе­ли­теся о Гос­поде и радуй­теся, пра­вед­нии», стих: «Бла­жени, ихже оста­ви­шася без­за­ко­ния…»; и муче­ника, глас 7‑й: «Воз­ве­се­лится пра­вед­ник о Гос­поде и упо­вает на Него».

Алли­лу­и­а­рий – дня (суб­боты), глас 4‑й: «Воз­зваша пра­вед­нии, и Гос­подь услыша их…»; и муче­ника, глас тот же: «Пра­вед­ник, яко финикс, про­цве­тет…».

Апо­стол и Еван­ге­лие – суб­боты пред Бого­яв­ле­нием и муче­ника.

Поется «Достойно есть…».

При­ча­стен – дня (суб­боты): «Радуй­теся, пра­вед­нии…»; и муче­ника: «В память вечную…».

***

[1] В те дни, когда на вечерне не совер­ша­ется вход, «Свете Тихий» сле­дует читать (см. Типи­кон, гл. 9: «Свете Тихий… гла­го­лет пред­сто­я­тель»). Если вход совер­ша­ется, чтение заме­ня­ется пением (см. Типи­кон, гл. 2).

[2] О порядке пения служб на пове­че­рии см. 10 марта, во втор­ник 2‑й сед­мицы Вели­кого поста.

[3] Если на пове­че­рие пере­но­сится служба прп. Фео­к­ти­ста, игу­мена Кукума Сике­лий­ского, канон пре­по­доб­ного поется без ирмо­сов после канона пред­праздн­ства (с пове­че­рия 4 января). На ката­ва­сию – ирмосы канона пред­праздн­ства (с пове­че­рия 4 января).

[4] На 17‑й кафизме иерей совер­шает полное каж­де­ние храма, как на «Гос­поди, воз­звах»; цар­ские врата оста­ются закры­тыми (ср.: Типи­кон, гл. 12).

[5] За исклю­че­нием особых, ого­во­рен­ных в Уставе, слу­чаев (напр., утрени Вели­кой Пят­ницы, утрени Тро­иц­кой роди­тель­ской суб­боты).

[6] По Уставу, все­днев­ное сла­во­сло­вие чита­ется насто­я­те­лем (см. Типи­кон, гл. 9). Согласно Часо­слову, сла­во­сло­вие может читать и «учи­нен­ный брат» (см. Часо­слов, после­до­ва­ние утрени).

[7] Храмом в Уставе, когда речь идет о службе в тот или иной день, всегда име­ну­ется тот придел, где совер­ша­ется Литур­гия.

[8] См.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 378.

***

См. также: Заметки об исполь­зо­ва­нии «Бого­слу­жеб­ных ука­за­ний» свя­щен­но­слу­жи­те­лями и цер­ков­но­слу­жи­те­лями А.С. Кашкин

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния с сайта Пат­ри­ар­хии на каждый день.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки