Array ( )

Неделя четвертая Великого поста

Великая вечерня
Утреня
Литургия

Церковнославянский Русский

В СУББОТУ НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ,

В субботу вечера стихиры воскресны 3, и Анатолиевы 4, и Минеи 3. Инии же последнейшии определиша петися последованию святаго Иоанна Лествичника.

В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ

После предначинательного псалма исполняем всю первую кафизму. На Господи воззвах: стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных четыре и три св. Иоанну Лествичнику из Триоди:

Стихиры, глас 8. Подобен: О преславнаго чудесе!

Глас 8

Отче Иоанне преподобне, / выну воистинну Божия в гортани возношения носил еси / поучаяся детельнейшим, Богодухновенным словесем всемудре, / и оттуду истекаемою благодатию обогатился еси, быв блажен, / нечестивых всех советования низвращая. Отче Иоанн преподобный, / ты всегда воистину величания Богу в гортани своей носил, / поучаясь деятельнейшим образом / богодухновенным словам, всемудрый, / и оттуда истекающей благодатью обогатился, / став блаженным мужем, / нечестивых всех постановления ниспровергающим.
Подобен: Отче Иоанне преславне, / слез источники душу очистив, / и всенощными стоянии Бога умилостивив, / восперился еси к люблению Сего блаженне и красоте: / еяже достойно ныне наслаждаешися, непрестанно радуяся, / со страдальцы твоими богомудре преподобне. Отче Иоанн преславный, / слез источниками душу очистив, / и всенощными стояниями Бога умилостивив, / воспарил ты к любви Его, блаженный, и красоте; / ею ты достойно ныне наслаждаешься, непрестанно радуясь, / со сподвижниками твоими, богомудрый преподобный.
Подобен: Отче Иоанне преподобне, / восперив ум к Богу верою, / мирскаго смешения омерзил еси непостоянное: / и крест твой восприим, Всевидцу последовал еси: / тело необузданное, подвигами обучения, помыслу поработив, / крепостию Божественнаго Духа. Отче Иоанн преподобный, / окрылив ум к Богу верою, / возгнушался ты мирским смятением непостоянным / и, крест свой взяв, Всевидящему последовал; / тело непокорное обучением подвижническим разуму поработив / силою Божественного Духа.
Слава, глас 5: Преподобне отче, / гласа Евангелия Господня послушав, / мир оставил еси, / богатство и славу нивочтоже вменив. / Отонудуже всем возопил еси: / возлюбите Бога, и обрящете благодать вечную. / Ничтоже предпочтите паче любве Его, / да егда приидет во славе Своей, / обрящете упокоение со всеми святыми, / ихже молитвами Христе сохрани, / и спаси души наша. Слава, глас 5: Преподобный отче, / глас Евангелия Господня услышав, / мир оставил ты, богатство и славу ни во что вменив. / Потому всем возглашал: / «Возлюбите Бога и найдете благодать вечную. / Ничего не предпочтите любви Его, / чтобы, когда Он придет во славе Своей, / обрести вам покой со всеми святыми». / Их молитвами, Христе, сохрани / и спаси души наши.
И ныне, Богородичен 1-й гласа.

И ныне, Богородичен: догматик рядового гласа.

На стиховне стихиры Осмогласника.
Слава, преподобнаго, глас 2. Самогласен:

Стихиры на стиховне Октоиха
Слава, преподобному, глас 2

На земли ангела, / и на небесех человека Божия, / мира благоукрашение, / наслаждение благих, / добродетелей постнических похвалу, Иоанна почтим: / насажден бо в дому Божии, процвете праведно, / и яко кедр в пустыни умножи стада Христова словесных овец, / в преподобии и правде. На земле – Ангела и на небесах – человека Божия, / мира благоукрашение, изобилие благ и добродетелей, / подвижников похвалу, Иоанна почтим: / ибо, насажденный в доме Божием, он расцвел праведностью, / и как кедр умножил в пустыне стада Христовых разумных овец / в преподобии и правде.
И ныне, Богородичен, глас тойже: О чудесе новаго всех древних чудес! / Кто бо позна матерь без мужа рождшую, / и на руку носящую, / всю тварь Содержащаго? / Божие есть изволение, Рождшееся. / Егоже яко Младенца, Пречистая, / Твоима рукама носившая, / и Матерне дерзновение к Нему имущая, / не престай молящи о чтущих Тя, / ущедрити и спасти души наша. И ныне, Богородичен: О, чудо новое, высшее всех древних чудес! / Ибо кто знал матерь, без мужа родившую, / и во объятиях носившую все творение Объемлющего? / Божий замысел – это зачатие. / Ты же, Пречистая, Его как младенца руками Своими державшая, / и материнское дерзновение к Нему стяжавшая, / не переставай молить о чтущих Тебя, / да смилуется Он и спасет души наши.
Ныне отпущаеши:

Тропарь, глас 1:

Тропарь, глас 1

Пустынный житель и в телеси ангел, / и чудотворец явился еси Богоносе отче наш Иоанне: / постом, бдением, молитвою небесная дарования приим, / исцеляеши недужныя, и души верою притекающих ти. / Слава Давшему ти крепость: / слава Венчавшему тя: / слава Действующему тобою всем исцеления.

Пустынным жителем, / и во плоти Ангелом, / и чудотворцем явился ты, Богоносный отче наш Иоанн: / постом, бдением, молитвою небесные дарования стяжав, / исцеляешь ты болящих и души с верою прибегающих к тебе. / Слава Давшему тебе силу, / слава Увенчавшему тебя, / слава Совершающему через тебя всем исцеления.

НА УТРЕНИ

НА УТРЕНИ

На Бог Господь: тропарь воскресный гласа, дважды.

После шестопсалмия Бог Господь: на глас Октоиха, и поем тропарь воскресный.

Слава, тропарь преподобнаго, глас 1:

Слава, тропарь, глас 1

Пустынный житель и в телеси ангел, / и чудотворец явился еси Богоносе отче наш Иоанне: / постом, бдением, молитвою небесная дарования приим, / исцеляеши недужныя, и души верою притекающих ти. / Слава Давшему ти крепость: / слава Венчавшему тя: / слава Действующему тобою всем исцеления. Пустынным жителем, / и во плоти Ангелом, / и чудотворцем явился ты, Богоносный отче наш Иоанн: / постом, бдением, молитвою небесные дарования стяжав, / исцеляешь ты болящих и души с верою прибегающих к тебе. / Слава Давшему тебе силу, / слава Увенчавшему тебя, / слава Совершающему через тебя всем исцеления.
И ныне, Богородичен: Гавриилу вещавшу Тебе Дево, радуйся, / со гласом воплощашеся всех Владыка, / в Тебе святем кивоте, / якоже рече праведный Давид: / явилася еси ширшая небес, / поносивши Зиждителя Твоего. / Слава всельшемуся в Тя; / слава Прошедшему из Тебе; / слава Свободившему нас рождеством Твоим.

И ныне, Богородичен: Гавриил возгласил Тебе, Дева, «Радуйся», / и с тем возгласом воплощался всех Владыка / в Тебе, святом Ковчеге, / как сказал праведный Давид. / Явилась Ты пространнее небес, / носив Создателя Твоего. / Слава Вселившемуся в Тебя; / слава Происшедшему из Тебя; / слава Освободившему нас рождением от Тебя.

Затем обычное стихословие Псалтири. Седальны Октоиха. После Непорочных тропари: Ангельский сонм: Ипакои. Степенны и прокимен гласа. Все, что дышит: Евангелие воскресное рядовое. Воскресение Христа увидев: Псалом 50. Затем Слава, глас 8: Покаяния врата отверзи мне: (см. утреню в Неделю о мытаре и фарисее).

По обычном последовании каноны: воскресный с Богородичным, на 6: и настоящий Триоди, на 4: и святаго на 4. Канон трипеснца, глас 5. Канон первый – Воскресный на 4, Богородичен на 2, Триоди на 4 и святому на 4:

Песнь 1.

Ирмос: Спасителю Богу, / в мори люди немокрыми ногами наставльшему / и фараона со всевоинством потопльшему, / Тому Единому поим, / яко прославися.

Канон, глас 5. Песнь 1

Ирмос: Спасителю Богу:

Уподобихся Христе в руце разбойников впадшему, / и биеньми еле живу от сих оставленному Спасе: / и аз сице уязвлен есмь грехи моими. Уподобился я, Христе, / в руки разбойников попавшемуся / и оставленному ими от побоев еле живым; / так и я изранен, Спаситель грехами моими.
Не презри мене недугующа люто, / вопияше Спасе рыдая, / на разбойники богатство изнуривый Твое. / И аз сице молюся: / ущедри и спаси мя. «Не презри меня, Спаситель, болящего тяжко», / взывал с рыданиями / разбойникам отдавший богатство Твое. / И я так молю: / «Пожалей и спаси меня!»
Уврачевавый мя убиен имуща ум грехи в язвах, / от разбойников неправедных и лукавых помышлений, Христе Спасе, / спаси мя яко многомилостивый. Христе Спаситель! / Ум мой в язвах от грехов, / разбойниками неправедными поражен / и злыми помыслами; / уврачевав его, спаси меня, как многомилостивый.
Богородичен: Пречистая Мати Христова, / воплощшагося из Тебе, и от недр Родителя не отлучшася Бога, непрестанно моли, / от всякаго обстояния спасти, яже созда.

Богородичен: Пречистая Матерь Христова! / Воплотившегося от Тебя / и от недр Родителя не отлучившегося Бога / непрестанно моли, от всякого несчастья / спасти тех, кого Он создал.

Иный канон преподобнаго,
глас 8.

Иной канон преподобному,
глас 8. Песнь 1

Ирмос: Воду прошед яко сушу, / и египетскаго зла избежав, / израильтянин вопияше: / Избавителю и Богу нашему поим. Ирмос: Воду пройдя, как по суше:

Во свет невещественный и умный, / от печали вещественных востек Иоанне преподобне, / молитвами твоими ко Господу просвети мя. Во свет невещественный и умопостигаемый / от безотрадности мира вещественного взойдя, / Иоанн преподобный, / молитвами Твоими ко Господу меня просвети.
Яко воздержания сладость ссав, / отринул еси горесть сластей: / темже паче меда и сота услаждаеши отче, чувства наша. Как воздержания сладостью насытившийся, / отринул ты наслаждений горечь: / потому лучше меда и сота / услаждаешь, отче, наши чувства.
Возшед на высоту добродетелей, / доле плежущия поплевав сласти, / сладость явился еси спасения, преподобне отче, стаду твоему. Взойдя на высоту добродетелей / и низменные наслаждения презрев, / ты явил собою сладость спасения, / преподобный отче, стаду твоему.
Богородичен: Премудрость и Слово Отчее несказанно рождшая, / души моея лютую уврачуй язву, / и сердца болезнь укроти. Богородичен: Премудрость и Слово Отчее / родившая несказанно! / Души моей тяжкую рану уврачуй / и сердца печаль успокой.
Катавасия: Отверзу уста моя, / и наполнятся Духа, / и слово отрыгну Царице Матери, / и явлюся, светло торжествуя, / и воспою, радуяся, Тоя чудеса.

Катавасия: Отверзу уста мои, / и они исполнятся Духа; / и слово изреку Царице Матери, / и явлюсь светло торжествующим, / и воспою радостно Ее чудеса.

Песнь 3.

Ирмос: Утверди ны, Боже, / Твоею силою, / и низложи еретическая шатания, / и вознеси рог наш.

Песнь 3

Ирмос: Силою Креста Твоего, Христе:

Путем жития Христе, люте путешествуя, / уязвлен есмь от разбойник в страстех, / но возстави мя молюся. Путем жизни, Христе, / бедственно путешествуя, / я изранен разбойниками, пребывая в страстях; / но воздвигни меня, молю.
Разбиша ум мой разбойницы, / и оставиша мя в язвах еле жива прегрешений моих, / но исцели мя Господи. Ограбили ум мой разбойники / и оставили меня полумертвым / в язвах согрешений моих; / но исцели меня, Господи.
Обнажиша мя Спасе Христе, заповедей Твоих страсти, / и сластьми уязвихся, / но излей на мя милость. Обнажили меня страсти: / не в силах я исполнить заповедей Твоих, Христе Спаситель, / и наслаждениями я был уязвлен; / но излей на меня милость.
Богородичен: Моли непрестанно Чистая, Прошедшаго из чресл Твоих, / избавитися лести диаволи, / поющим Тя Матерь Божию.

Богородичен: Моли непрестанно, Чистая, / Происшедшего из недр Твоих, / об избавлении от обольщения диавольского / воспевающих Тебя, Божия Невеста.

Иный. Ирмос: Ты еси утверждение притекающих к Тебе, Господи, / Ты еси свет омраченных, / и поет Тя дух мой. Канон преподобному. Ирмос: Ты утверждение:

Попалил еси углем обучения преславно страстей терние, / и согреваеши монашествующих состояния. Попалил ты горящим углем подвижничества / страстей терния, преподобный, / и согреваешь им монашествующих собрания.
Миро освящения от постнических преподобне аромат, / весь сложился еси в воню благоухания Божия. Как миро освящения / из подвижнических ароматов / весь ты был составлен, преподобный, / в благоухание, Богу приятное.
В законех обучения поучаяся, страсти потопил еси, / якоже иныя ныне фараониты, течением слез твоих. В законах подвижничества упражняясь, / ты страсти потопил, / как иных слуг фараона древнего, / течением слез твоих.
Богородичен: Устави мое непостоянное / помышлений, Чистая, смущение, / Мати Божия, / к Сыну Твоему направляющи движение.

Богородичен: Останови неустанное волнение / моих помыслов, Чистая, / к Сыну Твоему, Матерь Божия, / направляя их движение.

Седален, глас 5. Подобен: Странное:

Седален, глас 5

Пречистый Крест Твой, Спасе наш, / яко оружие спасения содержаще, / тем Тебе вопием: / спаси ны пострадавый волею о нас, всех Боже, / яко многомилостивый. Пречистый Крест Твой, Спаситель наш, / как оружие спасения держа, / с ним Тебе взываем: / «Спаси нас, добровольно пострадавший за нас, всех Боже, / как многомилостивый!»

Слава, преподобнаго, глас 4. Подобен: Вознесыйся:

Слава, преподобному, глас 4

Добродетельми к небеси возсиявый, водружен яве, / возшел еси к Боговидения неизмеримой глубине благочестно: / вся убо победив демонския козни, / покрываеши же человеки от вреда сих, / Иоанне, лествице добродетелей: / и ныне молишися спастися рабом твоим. Добродетелями просиявший до небес, / утвердившись несомненно, / ты взошел благоговейно / к созерцания безмерной глубине. / Изобличив все козни демонов, / ты людей от пагубы их защищаешь, / Иоанн, лестница добродетелей, / и ныне ходатайствуешь о спасении рабов твоих.
И ныне, Богородичен. Подобен: На престоле херувимском седяй, / и в недрех Отчих водворяяйся, / яко на престоле седит святем Своем Владычице, / в недрех Твоих плотски: / Бог бо воцаривыйся тако над всеми языки, / и разумно ныне поем Ему: / Егоже и Ты Чистая моли, / спастися рабом Твоим.

И ныне, Богородичен: На престоле херувимском Сидящий / и в недрах Отца Пребывающий / как на престоле святом Своем, Владычица, / восседает в недрах Твоих по плоти; / ибо Бог подлинно воцарился над всеми народами, / и мы разумно ныне поем Ему. / Его моли, Чистая, о спасении рабов Твоих.

Песнь 4.

Ирмос: Услышах, Господи, / слух Твой и убояхся; / разумех смотрение Твое / и прославих Тя, Едине Человеколюбче.

Песнь 4

Ирмос: Услышал я, Господи, весть:

Разбойницы окрадоша мое деяние Божественное, / и оставиша мя язвами мучима. Разбойники похитили / мое стяжание – дело божественное / и оставили меня страдающим от ран.
Извлекоша мя Спасе заповедей Твоих, / непостоянная помышления моя, / отонудуже уязвлен есмь прегрешеньми. Отвлекли меня, Спаситель, от заповедей Твоих / непостоянные помышления мои, / оттого я и изранен согрешениями.
Левит ранами уязвленна, яко виде мя, / мимо иде, Спасе мой, / но Ты мя спаси. Левит, когда меня, ранами уязвленного, увидел, / прошел мимо, Спаситель мой; / но Ты меня спаси.
Богородичен: Господственно прославляем Тя / Богородице Безневестная, / и к Твоему пристанищу вернии прибегаем.

Богородичен: Больше всех мы, верные, прославляем Тебя, / Богородица, брака не познавшая, / и к пристани Твоей прибегаем.

Иный. Ирмос: Услышах, Господи, / смотрения Твоего таинство, / разумех дела Твоя / и прославих Твое Божество. Канон преподобному. Ирмос: Услышал я, Господи, / о таинстве:
Яко цветник благовоннейший, / и добродетелей рай одушевленный, / воздержание процвел еси, / имже вся напитал еси чтущия тя. Как луг благоуханнейший / и добродетелей рай одушевленный / произрастил ты воздержания цвет, / которым напитал всех, чтущих тебя.
Законоположителя обучения, / и монахов правило кротчайшее, / яко Моисеа тя и Давида воистинну, / стяжавше отче, ублажаем. Законодателя подвижничества в тебе имея / и монахам правило кротчайшее / воистину как Моисея и Давида, / мы блаженным тебя, отче, именуем.
Насажден на водах воздержания, / явился еси блаженне, розга отче благоцветущая, / благочестия грозды произносящая. Насажденный при водах воздержания, / явился ты, блаженный отче, лозой цветущей, / произращающей гроздья благочестия.
Богородичен: Под летом бываема, / от Отца безлетно возсиявша, / Богомати нам родила еси: / Егоже моли спасти поющия Тя.

Богородичен: От Отца вне времени Воссиявшего, / но во времени явившегося, / Ты нам, Богоматерь, родила; / Его моли спасти Тебя воспевающих.

Песнь 5.

Ирмос: Утреннююще, вопием Ти: / Господи, спаси ны, / Ты бо еси Бог наш, / разве Тебе иного не знаем.

Песнь 5

Ирмос: С рассвета бодрствуя:

Иисусе, посети раны души моея, / якоже древле в руце впадшаго разбойничи, / и уврачуй болезнь мою Христе, молюся. Иисусе, осмотри раны души моей, / как в древности попавшегося в руки разбойников, / и уврачуй, Христе, боль мою, молюсь.
Болезненно язвами изнемогох, Христе мой, прегрешений, / и оттуду наг лежу добродетелей Божественных: / молю, спаси мя. Мучительно от язв согрешений / изнемогла душа моя, Христе, / и оттого я нагим лежу, без добродетелей божественных. / Молю, спаси меня!
Иерей якоже виде мя, и левит не возможе яве, / мимоидоша бо мя, / но Сам яко благоутробен, / ныне спасение подал, и спасл еси. Священник, увидевший меня, / и левит бессильными явились, / ибо мимо меня они прошли; / но Ты Сам, как милосердный, / ныне избавление подал и спас меня.
Богородичен: Не презри Владыко окаяннаго мене, молюся, / уязвленнаго умом болезненно от разбойник, / но ущедри молитвами Спасе, Рождшия тя.

Богородичен: Не презри, Владыка, / меня несчастного, молю, / от разбойников мучительно уязвленного умом, / но сжалься, Спаситель, по ходатайствам Родившей Тебя.

Иный. Ирмос: Вскую мя отринул еси / от лица Твоего, Свете Незаходимый, / и покрыла мя есть чуждая тьма, окаянного, / но обрати мя и к свету заповедей Твоих / пути моя направи, молюся. Канон преподобному. Ирмос: Для чего Ты отверг меня:
Погасив вся страсти, / росою подвигов твоих отче блаженне, / обильно возжег огнем любве и веры, / воздержания светильник, и просвещение безстрастия, / и дне сын был еси. Угасив все страсти / росою подвигов твоих, отче блаженный, / ты обильно воспламенил огнем любви и веры / воздержания светильник и просвещение бесстрастия, / и сыном дня явился.
Веры грозд, Божественным земледелием твоим отче воспитал еси, / и в точила вложил еси, / и возделал еси труды обучения, / и чашу исполнь духовную воздержания: / веселиши сердца стада твоего. Веры гроздь твоим боговдохновенным земледелием / возрастил ты, и в точила вложил, / и выжал трудами подвижничества, / и, наполнив духовную чашу воздержанием, / веселишь сердца стада твоего.
Претерпев добре прилоги и язвы противных врагов, / явился еси столп терпения, / утверждая стадо твое палицею Божественною, / на пажити воздержания, / и на воде воспитовая блаженне. Претерпев доблестно нападения и раны / от враждебных неприятелей, / ты явился терпения столпом, / утверждая стадо твое посохом божественным, / на пастбище воздержания и у воды / воспитывая его, блаженный.
Богородичен: Речем Твоих устен Всечистая последующе, Тя ублажаем: / с Тобою бо воистинну / величия сотворивый Господь возвеличи Тя, / и истинную Божию Матерь, / рождейся из чрева Твоего показа.

Богородичен: Речам уст Твоих, Всечистая, следуя, / мы Тебя блаженной именуем. / Ибо возвеличил Тебя Господь, / сотворив над Тобою дела воистину великие, / и, из чрева Твоего родившись, / истинной Божией Матерью Тебя явил.

Песнь 6.

Ирмос: Обыде мя бездна, / гроб мне кит бысть, / аз же возопих к Тебе, Человеколюбцу, / и спасе мя десница Твоя, Господи.

Песнь 6

Ирмос: Бездна объяла меня, кит сделался мне могилой:

Страстьми иждих житие Божественное Владыко, / и всяко прегрешеньми люте уязвен, прибегох к Тебе: / ущедри мя, молюся. Страстями я растратил / имение божественное, Владыка, / и весь жестоко израненный согрешениями, прибег к Тебе. / «Сжалься надо мною», – молю.
Расхитиша богатство мое, / и якоже мертва мя оставиша разбойницы, / страстьми ум мой уязвивше, / но ущедрив спаси мя Господи. Расхитили богатство мое / и как мертвого оставили меня разбойники, / страстями ум мой уязвив, / но, сжалившись, спаси меня, Господи.
Яко виде левит мою ран болезнь, / язв не терпя, мимоиде мя: / Сам же Человеколюбче, / излиял ми еси богатую Твою милость. Когда увидел левит мучение мое от ран, / вида тех язв не вынося, мимо меня прошел. / Но Ты Сам, Человеколюбец, / излил на меня богатую Твою милость.
Богородичен: Купину Тя неопалимую, и гору, / и лествицу одушевленную, / и дверь небесную, достойно славим, / Марие преславная, православных похвало.

Богородичен: Тебя, куст терновый не сгоравший, / и гору, и лестницу одушевленную, / и дверь небесную, мы достойно славим, / Мария славная, православных похвала.

Иный. Ирмос: Очисти мя, Спасе, / многа бо беззакония моя, / и из глубины зол возведи, молюся, / к Тебе бо возопих, / и услыши мя, / Боже спасения моего. Канон преподобному. Ирмос: Смилуйся надо мной, Спаситель:
Приял еси в души Божественное богатство Духа, / непорочную молитву, чистоту, / честность, бдение всегдашнее, воздержания труды, / имиже дом познался еси Божий. Принял ты в душу / божественное богатство Духа: / непорочную молитву, чистоту, собранность, / бодрствование напряженное, воздержания труды, / потому и явился домом Божиим.
Вещества еже доле, премудре, претекл еси худость, / невещественною же молитвою ум восперив, / и вышняго упокоения явился еси наследник, / совершенства ради жития. Вещества дольнего ничтожность / превзошел ты, премудрый, / невещественною же молитвою ум окрылив, / явился и вышнего жребия наследником, / ради совершенства жития.
Потами постническими / углие стрел вражиих угасил еси воистинну, / и огнь веры возсияв, / попалил еси неверия, ересей шатания. Потом трудов подвижнических / угли стрел вражьих ты воистину угасил / и, огнем веры просияв, / попалил неверия и ересей превозношения.
Богородичен: Возсия от Сиона вышняго благолепие, / предложением плоти по соединению неизреченному, / из Тебе Неискусобрачная обложенное, и мир просвети.

Богородичен: Воссияло от Сиона благолепие Всевышнего, / из Тебя, брака не познавшая, / облекшегося покровом плоти / чрез соединение неизреченное, / и мир просветило.

Кондак, глас 4. Подобен: Явился еси днесь:

Кондак, глас 4

На высоте Господь воздержания истинна тя положи, / якоже звезду нелестную, световодящую концы, / наставниче Иоанне отче наш. На высоте воздержания Господь поставил тебя, / наставник и отец наш Иоанн, / как истинную неподвижную звезду, / к свету ведущую концы земли.
Икос: Дом Божий яко воистинну, / самаго себе соделал еси отче, / Божественными твоими добродетельми: / яве украсив яко злато светлое, / веру, надежду, и любовь истинную: / Божественныя законы излагая, / воздержанием обучився яко безплотный: / разум, мужество, целомудрие стяжав, / смирение, имже вознеслся еси. / Темже и просветился еси / молитвами непрестанными, / и небесная приял еси селения, / наставниче Иоанне отче наш. Икос: Домом Божиим воистину / ты самого себя соделал, отче, / божественными твоими добродетелями: / верой, надеждой, и любовью истинной / явно украсившись, как золотом сияющим. / Ты Божественные законы изложил; / подобно бесплотному воздержанием обучился / рассудительности, мужеству, целомудрию; / стяжал смирение, которым и возвысился. / Потому и просветился непрестанными молитвами / и достиг обителей небесных, / наставник и отец наш Иоанн.
Таже чтется синаксарий дневный.

Посем житие преподобнаго отца нашего Иоанна Лествичника, в мире скончавшагося.

Песнь 7.

Ирмос: Превозносимый отцев Господь / пламень угаси, отроки ороси, согласно поющия: / Боже, благословен еси.

Песнь 7

Ирмос: Превозносимый отцов Господь:

Разбойницы обпадоша на мя окаяннаго, / и язвами оставиша мертва, якоже бездыханна мя. / Темже молюся Ти: Боже, посети мя. Разбойники напали на меня, несчастного, / и оставили меня / как бы мертвым от побоев, бездыханным. / Потому молю Тебя: / «Боже, посети меня!»
Ум мой плениша помышления непостоянная, и уязвивше страстьми, / мертва мя оставиша, множеством прегрешений, / но Спасе, исцели мя. Ум мой ограбили / помыслы непостоянные / и, поразив страстями, / мертвым меня оставили по множеству согрешений; / но Ты, Спаситель, исцели меня.
Яко виде левит мя ранами боляща, / не терпя язв неисцельнаго ради, / мимоиде мя, Спасе мой, / но Сам уврачуй мя. Когда увидел меня левит, / от ран страдающего, / не вынося моих язв, как неизлечимых, / прошел мимо меня, Спаситель мой; / но Ты Сам уврачуй меня.
Богородичен: Ты от Девы воплотивыйся, спасл мя еси, / язвам моим возливая богатую милость, Христе щедрот Твоих: / сего ради Тя славлю.

Богородичен: Ты, от Девы воплотившись, спас меня, / возлив на мои язвы / богатую милость сострадания Твоего, Христе. / Потому я Тебя славлю.

Иный. Ирмос: От Иудеи дошедше отроцы / в Вавилоне иногда, / верою троическою пламень пещный попраша, поюще: / отцев Боже, благословен еси. Канон преподобному. Ирмос: Из Иудеи пришедшие юноши:
На злаце вышняго царствия, / стадо отче воспитал еси / и жезлом догмат звери отгнав ересей, воспел еси: / отец наших Боже благословен еси. На пастбище горнего Царства / ты стадо свое, отче, воспитал / и, жезлом догматов как зверей отогнав ереси, воспел: / «Отцов наших Боже, благословен Ты!»
В горний вшел еси и невестнический чертог Царства Христова, / одеждею облечен достойною звавшаго, / в немже и возлегл еси, вопия: / отец наших Боже благословен еси. Вошел ты на небесный брачный пир Христова Царства, / облаченный одеянием, достойным Звавшего, / и возлег на том пиру, взывая: / «Отцов наших Боже, благословен Ты!»
Невлажная грехми, река явился еси воздержания отче, / помыслы потопляя, и скверну очищая, вопиющих верою: / отец наших Боже благословен еси. Явился ты, отче, воздержания рекой, / грехами не наводняемой, / помыслы потопляющей и очищающей нечистоту / с верою взывающих: / «Отцов наших Боже, благословен Ты!»
Богородичен: Из чрева Твоего пройде воплотивыйся Дево, всех Господь: / темже Тя Богородицу мудрствующе православно, Сыну Твоему зовем: / отец наших Боже благословен еси.

Богородичен: Из чрева Твоего, Дева, произошел / всех Господь, от Тебя воплотившийся. / Потому о Тебе, Богородица, мысля православно, / мы возглашаем Сыну Твоему: / «Отцов наших Боже, благословен Ты!»

Песнь 8.

Ирмос: Тебе, Вседетелю, / в пещи отроцы, всемирный лик сплетше, пояху: / дела всякая, Господа пойте / и превозносите во вся веки.

Песнь 8

Ирмос: Тебе, всего Создателю:

От разбойник помыслов моих Спасе, / растлих житие мое согрешений язвами. / Темже Божественнаго обнажихся образа, / Тебе человеколюбиваго Бога, но ущедри мя. Из-за разбойников помыслов моих, Спаситель, / извратил я жизнь мою согрешений ранами. / Оттого я обнажен, лишившись божественного образа, / Твоего, человеколюбивый Боже; / но пожалей меня.
Пришел еси на землю от вышних Спасе, / ущедрив биеньми ураненнаго мя всего прегрешений язвами Щедре, / и излиял еси на мя Христе, милость Твою. Пришел Ты на землю с высот, Спаситель, / пожалев меня, всего ранами покрытого, / и язвами согрешений, Милосердный, / и излил на меня, Христе, милость Твою.
Тело и душу Ты Владыко Спасе, / избаву дал еси за мя, и спасл мя еси, / мечем грехов уязвленаго, / в неисцельных язвах, яко милостивый. Тело Свое и душу / Ты, Владыка Спаситель, / как выкуп за меня дал и спас меня, / всего роем согрешений уязвленного, / в неисцелимых ранах, / как Милостивый.
Богородичен: Тя паче ума Богомужным словом / рождшую Господа и девствующую, / вся дела Дево благословим / и превозносим во вся веки.

Богородичен: Тебя, Дева, выше постижения / богочеловеческим словом Господа родившую / и девство сохраняющую, / мы и все творения / благословляем и превозносим во все века.

Иный. Ирмос: Царя Небеснаго, / Егоже поют вои Aнгельстии, / хвалите и превозносите во вся веки. Канон преподобному. Ирмос: Царя небесного:
Столп тя одушевленный яко воистинну, / и образ воздержания отче стяжавше, / вси твою память почитаем Иоанне. Как столп одушевленный воистину / и образ воздержания тебя имея, отче, / мы все твою память почитаем, Иоанн.
Множество радуется монахов, / и ликует преподобных собор и праведных: / венец бо достойно с ними приял еси. Радуется монахов собрание, / и сонм преподобных и праведных ликует. / Ибо ты достойно венец равный с ними получил.
Украшен добродетельми, / в невестник неизреченныя славы сошел еси, / песнь воспевая Христу во веки. Украшенный добродетелями / в брачный чертог неизреченной славы ты вошел, / воспевая песнь Христу вовеки.
Богородичен: Помощи яже от Тебе требующия не презри Дево, / поющия и превозносящия Тя во веки.

Богородичен: Помощи у Тебя просящих / не презри, Дева-Отроковица, / поющих и превозносящих Тебя вовеки.

Песнь 9.

Ирмос: Исаие, ликуй, / Дева име во чреве, и роди Сына Еммануила, / Бога же и Человека, Восток имя Ему, / Егоже величающе, Деву ублажаем.

Песнь 9

Ирмос: Исаия, ликуй:

Заповеди Твоя Владыко, не сохранив разумом моим, / в страсти вшед сластей, обнажихся благодати, / и язвами извержен наг. / Темже молю Тя Спасе, спаси мя. Заповеди Твои, Владыка, / не сохранив разумом моим, / в страстные наслаждения погрузившись, / я лишился благодати и в язвах извержен нагим. / Потому прошу Тебя, Спасителя, / спасти меня.
Ниже левит возможе отмыти струпы моя: / но пришел еси ко мне Блаже сострадательно, / и излиял еси милость Твоих щедрот Спасе на мя, / яко всеизрядный врач исцеляя мя. Не смог левит язв моих очистить, / но Ты, Благой, с любовью ко мне пришел / и излил на меня милость сострадания Твоего, Спаситель, / как врач искуснейший исцеляя меня.
Яко сый благоутробен, ущедрив спасл еси Христе, / язвами люте от разбойник Спасе убиена мя: / душу же и тело Свое, / яко динаря два дал еси избавление. Как милосердный, сжалившись, / Ты спас, Христе Спаситель, / меня, бичами разбойников жестоко избитого, / и душу с телом Своим, как два динария / дал за меня во искупление.
Богородичен: Паче ума рождество Твое Богомати, / без мужа бо зачатие в Тебе, / и девственно рождение бысть: / ибо Бог есть рождейся, / Егоже величающе, Тя Дево ублажаем.

Богородичен: Выше ума рождение от Тебя, Богоматерь! / Ибо без мужа совершилось зачатие в Тебе / и девственно чревоношение, / ведь Богом является Рожденный. / Его величая, мы Тебя, Дева, прославляем.

Иный. Ирмос: Чистую славно почтим, / людие, Богородицу, / огнь Божества приимшую во чреве неопально, / песньми величаем. Канон преподобному. Ирмос: Истинно Богородицей Тебя исповедуем:
Врач болящих в прегрешениих, от Бога блаженне, / губитель же явился еси и прогонитель лукавых духов: / темже тя ублажаем. Врачом от Бога болящих в согрешениях / явился ты, блаженный, / преследователем же и гонителем духов злых. / Потому мы тебя прославляем.
Землю, якоже тли жилище, оставил еси отче, / и в земли вселился еси кротких, и с ними веселишися, / Божественныя наслаждаяся сладости. Землю как жилище тления / оставил ты, отче, / и вселился в землю кротких, / и с ними веселишься, / божественным наслаждаясь блаженством.
Днесь день празднственный, / вся бо созывает монашествующих стада, в лик духовный, / на трапезу и снедь нетленныя жизни. Сегодня день праздничный, / ибо созывает он все монашествующих стада / к ликованию духовному, / к трапезе и вкушению нетленной жизни.
Богородичен: В Тебе вселився Всенепорочная, / прежде родоначальники злонравно прельстившаго человекоубийцу Низложивый, / родися, и вся ны спасе.

Богородичен: В Тебя вселившись, Всенепорочная, / родился Низвергший человекоубийцу, / прежде наших родоначальников / прельстившего злонамеренно, / и всех нас спас.

Ексапостиларий воскресен, и преподобнаго.
Подобен: Жены услышите:

Ексапостиларий воскресный
и затем из Триоди, преподобному:

Мира благострастия, якоже вреднаго уклонился еси, / и безбрашием плоть увядив, / обновил еси души крепость преподобне, / и славою обогатился еси небесною преславне. / Темже не престай моляся о нас Иоанне. Слава: От благополучия мирского, / как от дела тяжкого ты уклонился, / и лишением пищи плоть иссушив, / обновил души крепость, преподобный, / и обогатился, преславный, небесною славою. / Потому не преставай о нас, Иоанн ходатайствовать!
Богородичен: Господственно Богородицу Тя исповедуем Владычице, Тобою спасени: / ибо Бога родила еси неизреченно, разоршаго Крестом смерть, / к Себе же привлекшаго преподобных соборы: / с нимиже Тя восхваляем Дево.

И ныне, Богородичен: Подлинно Богородицей Тебя исповедуем, Владычица, / мы благодаря Тебе спасенные, / ибо Ты Бога во чреве носила неизреченно, / Крестом уничтожившего смерть / и к Себе привлекшего сонмы преподобных, – / с ними мы Тебя, Дева, восхваляем!

На хвалитех воскресны Осмогласника,
и Анатолиевы.

На «Хвалите:» стихиры воскресные Октоиха 4,
восточные 3 и Триоди 1:

Таже глаголем стих: Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца. Стих: Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя, / не забудь бедных Твоих до конца. Пс 9:33
И поем самогласен, глас 1: Приидите делаим в тайном винограде, / плоды покаяния в нем творяще, / не в брашнех и питиих труждающеся, / но в молитвах и постех добродетели исправляюще: / сими угождаемый Господь / дела, динарь подает, / имже души избавляет долга греховнаго, / един Многомилостивый. Глас 1: Придите, поработаем в таинственном винограднике, / плоды покаяния в нем принося; / не над яствами и питиями трудясь, / но в молитвах и посте добродетели исполняя: / ими удовлетворенный Господин поместья / за это нам динарий подает, / которым души выкупает от долга греховного, / Единый многомилостивый.
Слава, паки тойже. Слава: повторяем то же.
И ныне: Преблагословенна еси: Славословие великое, и отпуст. Слава, и ныне: стихира евангельская: и оглашение, и час 1-й, и прочее последование яко обычно.

И ныне, глас 2: Преблагословенна Ты, Богородица Дева: Славословие великое и отпуст.

НА ЛИТУРГИИ

НА ЛИТУРГИИ

Изобразительныя, и блаженны гласа. По входе тропарь воскресный.

Блаженны гласа. По входе — тропарь воскресный.

Тропарь преподобнаго, глас 1:

Тропарь преподобному, глас 1

Пустынный житель и в телеси ангел, / и чудотворец явился еси Богоносе отче наш Иоанне: / постом, бдением, молитвою небесная дарования приим, / исцеляеши недужныя, и души верою притекающих ти. / Слава Давшему ти крепость: / слава Венчавшему тя: / слава Действующему тобою всем исцеления. Пустынным жителем, / и во плоти Ангелом, / и чудотворцем явился ты, Богоносный отче наш Иоанн: / постом, бдением, молитвою небесные дарования стяжав, / исцеляешь ты болящих и души с верою прибегающих к тебе. / Слава Давшему тебе силу, / слава Увенчавшему тебя, / слава Совершающему через тебя всем исцеления.

Слава, кондак преподобнаго, глас 4.
Подобен: Явился еси днесь:

Слава, кондак преподобному,
глас 4

На высоте Господь воздержания истинна тя положи, / якоже звезду нелестную, световодящую концы, / наставниче Иоанне отче наш. На высоте воздержания Господь поставил тебя, / наставник и отец наш Иоанн, / как истинную неподвижную звезду, / к свету ведущую концы земли.
И ныне: кондак воскресный гласа.

И ныне: кондак воскресный гласа.

Прокимен Апостола, рядоваго гласа,
и преподобнаго, глас 7:

Прокимен гласа.
И святому прокимен, глас 7

Восхвалятся преподобнии во славе, / и возрадуются на ложах своих.

Восхвалятся святые во славе / и возрадуются на ложах своих.

Апостол дне,
ко Евреем, зачало 314:

Апостол
Послание к Евреям, зачало 314

Братие, Аврааму обетовая Бог, понеже ни eдинем имяше большим клятися, клятся Собою, глаголя: воистинну благословствуя благословлю тя, и множя умножу тя. И тако долготерпев, получи обетование. Человецы убо большим кленутся, и всякому их прекословию кончина во извещение, клятва eсть. В немже лишше хотя Бог показати наследником обетования непреложное совета Своего, ходатайствова клятвою. Яко да двема вещма непреложныма, в неюже не возможно солгати Богу, крепкое утешение имамы прибегшии, ятися за предлежащее упование. Eже аки котву имамы души, тверду же и известну, и входящую во внутреннее завесы. Идеже предтеча о нас вниде Иисус, по чину Мелхиседекову, Первосвященник быв во веки.

Братья, Бог, давая обещание Аврааму, так как никем большим не мог поклясться, поклялся Самим Собой, говоря: «Истинно, благословляя, благословлю тебя и, умножая, умножу тебя». И так долготерпением Авраам достиг обещания. Ибо люди клянутся большим, и всякому у них спору нерушимый предел есть клятва. Поэтому Бог, желая изобильнее показать наследникам обещания непреложность воли Своей, воспользовался клятвой, чтобы в двух вещах непреложных, в которых невозможно Богу солгать, сильное ободрение имели мы, нашедшие убежище и ухватившиеся за предлежащую надежду, которая для души есть словно якорь, и надежный, и твердый, и проникающий внутрь за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, став Первосвященником вовек по чину Мелхиседека. Евр 6:13–20

И другий
преподобнаго ко Ефесеем, зачало 229:

И святому Апостол
Послание к Ефесянам, зачало 229

Братие, яко чада света ходите: [Плод бо Духовный eсть во всякой благостыни и правде и истине:] Искушающе, что eсть благоугодно Богови. И не приoбщайтеся к делом неплодным тмы, паче же и обличайте. Бываeмая бо отай от них, срамно eсть и глаголати. Вся же обличаeмая, от света являются: все бо являемое свет eсть. Сего ради глаголет: востани, спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос. Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние лукави суть. Сего ради не бывайте несмысленни, но разумевающе, что eсть воля Божия. И не упивайтеся вином, в немже eсть блуд, но паче исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих, и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви.

Братья, поступайте как дети света, – ибо плод света во всякой доброте, и праведности, и истине, – испытывая, что благоугодно Господу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но еще лучше и обличайте: ибо о том, что делается ими тайно, стыдно и говорить, но все это, будучи обличаемо, является в свете, ибо все являемое есть свет. Потому сказано: «Вставай, спящий, и воскресни из мёртвых, и будет светить тебе Христос». Итак смотрите внимательно, как вы ходите, не как немудрые, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Поэтому не будьте неразумными, но постигайте, что есть воля Господа. И не упивайтесь вином, от которого распутство, но будьте исполнены Духа, назидая друг друга псалмами и славословиями и песнями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу. Еф 5:9–19

Аллилуиа, гласа, и преподобнаго:

Аллилуия гласа и святому

Стих: Насаждени в дому Господни, во дворех дому Бога нашего процветут.

Насаждённые в доме Господнем во дворах Бога нашего расцветут.

Евангелие от Марка, зачало 40:

Евангелие от Марка, зачало 40

Во время оно, человек некий прииде ко Иисусови, кланяяся Ему, и глаголя: Учителю, приведох сына моего к Тебе, имуща духа нема. И идеже колиждо имет eго, разбивает eго, и пены тещит, и скрежещет зубы своими, и оцепеневает, и рех учеником Твоим, да изженут eго, и не возмогоша. Oн же отвещав eму глагола: о, роде неверен, доколе в вас буду; доколе терплю вы? Приведите eго ко Мне. И приведоша eго к Нему. И видев Eго, абие дух стрясе eго: и пад на земли, валяшеся, пены тещя. И вопроси oтца eго: колико лет eсть, отнележе сие бысть eму? Oн же рече: издетска. И многажды во oгнь вверже eго и в воды, да погубит eго, но аще что можеши, помози нам, милосердовав о нас. Иисус же рече eму: eже аще что можеши веровати, вся возможна верующему. И абие возопив oтец oтрочате со слезами, глаголаше: верую, Господи, помози моему неверию. Видев же Иисус, яко срищется народ, запрети духу нечистому, глаголя eму: душе немый и глухий, Аз ти повелеваю, изыди из него, и ктому не вниде в него. И возопив, и много пружався, изыде: и бысть яко мертв, якоже мнозем глаголати, яко умре. Иисус же eмь eго за руку, воздвиже eго: и воста. И вшедшу Eму в дом, ученицы Eго вопрошаху Eго eдинаго: яко мы не возмогохом изгнати eго? И рече им: сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом. И оттуду изшедше, идяху сквозе Галилею: и не хотяше, да кто увесть. Учаше бо ученики Своя, и глаголаше им, яко Сын Человеческий предан будет в руце человечeсте, и убиют Eго: и убиен быв, в третий день воскреснет.

В то время обратился к Иисусу один человек из толпы: Учитель, я привел к Тебе сына моего, имеющего духа немого. И где он на него ни нападет, бросает его на землю, и он испускает пену и скрежещет зубами и цепенеет; и сказал я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не смогли. И Он ответил им: о, род неверный! Доколе с вами буду? Доколе буду выносить вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. И увидев Его, дух тотчас свел его сильной судорогой; и упав на землю, он катался, испуская пену. И Иисус спросил отца его: сколько времени, как это случилось с ним? Он же сказал: с детства. И часто в огонь бросал его дух и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, помоги нам, сжалься над нами. Иисус же сказал ему: ты сказал – «если что можешь». Все возможно верующему. И тотчас вскричал отец ребенка: верую, помоги моему неверию! Иисус же увидев, что сбегается толпа, возбранил духу нечистому, говоря ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и более не входи в него. И вскрикнув и сильно сведя его судорогой, дух вышел; и сделался он, как мертвый, так что многие говорили: умер. Иисус же, взяв его за руку, поднял его, и он встал. И когда вошел Иисус в дом, ученики Его отдельно от других спрашивали Его: почему мы не смогли изгнать его? И Он сказал им: этот род ничем не может быть изгнан: только молитвой и постом. И выйдя оттуда, они проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо Он давал наставления Своим ученикам и говорил им, что Сын Человеческий будет предан в руки человеческие, и убьют Его, и, убитый, Он через три дня воскреснет. Мк 9:17–31

И преподобнаго, от Матфеа, зачало 10:

И святому Евангелие от Матфея, зачало 10А

Во время оно, по Иисусе идоша народи мнози от Галилеи и десяти град, и от Иерусалима и Иудеи, и со oнаго полу Иoрдана. В то время последовало за Иисусом много народа из Галилеи, и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.
Узрев же народы, взыде на гору: и седшу Eму, приступиша к Нему ученицы Eго. И отверз уста Своя, учаше их, глаголя: блажени нищии духом, яко тех eсть Царствие Небесное. Блажени плачущии, яко тии утешатся. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Блажени изгнани правды ради, яко тех eсть Царствие Небесное. Блажени eсте, eгда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Менe ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Увидев же народ, Он поднялся на гору; и когда сел, подошли к Нему ученики Его. И отверзши уста Свои, Он учил их так: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны скорбящие, ибо они будут утешены. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они будут насыщены. Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы. Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога. Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божиими. Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и злословить и лгать на вас из-за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо награда ваша велика на небесах: так гнали пророков, бывших прежде вас. Мф 4:25; 5:1–12

Киноник:

Причастен

Хвалите Господа с Небес, / хвалите Его в Вышних. Другий: В память вечную будет праведник, / от слуха зла не убоится.

Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Иной: В вечной памяти будет праведник, от злой молвы не убоится. Пс 148:1; 111:6Б–7А