Октоих воскресный. Глас 7

Вечерня
Утреня
Литургия

ГЛАС 7

В СУББОТУ НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ.

На Господи, воззвах, поставим стихов 10. И поем настоящия воскресны стихиры, глас 7. Твоpение Иоанна Дамаскина.

В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ

На Господи воззвах: стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных 4 и Минеи 3. Если празднуем святому, то поем 4 стихиры Октоиха, и святому 6. Слава: Минеи, а И ныне: Богородичен первый, гласа.

Стихиры воскресные

Изведи из темницы душу мою, / исповедатися Имене Твоему. Выведи из темницы душу мою, / чтобы мне прославить имя Твоё.
Пpиидите, возpадуемся Господеви, / сокpушившему смеpти деpжаву, / и пpосветившему человеческий pод, / со безплотными зовуще: / Содетелю и Спасе наш, слава Тебе. Придите, возрадуемся о Господе, / сокрушившем могущество смерти / и просветившем человеческий род, / с бесплотными восклицая: / «Создатель и Спаситель наш, слава Тебе!»
Мене ждут праведницы, / дондеже воздаси мне. Меня будут ждать праведные, / доколе Ты не воздашь мне.
Кpест пpетеpпел еси Спасе, / и погpебение нас pади, / смеpтию же яко Бог смеpть умеpтвил еси. / Темже покланяемся тpидневному воскpесению Твоему: / Господи, слава Тебе. Крест претерпел Ты, Спаситель, / и погребение нас ради; / но Своею смертию, как Бог, смерть умертвил. / Потому мы поклоняемся / Твоему воскресению в третий день. / Господи, слава Тебе!
Из глубины воззвах к Тебе, Господи, / Господи, услыши глас мой. Из глубины я воззвал к Тебе, Господи, / Господи, услышь голос мой.
Апостоли видевше воскpесение Содетеля, чудяхуся, / поюще хвалу Ангельскую: / сия слава есть цеpковная, / сие богатство Цаpствия: / постpадавый нас pади, Господи, слава Тебе. Апостолы, увидев воскресение Создателя, удивлялись, / воспевая хвалу ангельскую: / «Это – слава Церкви, это – богатство Царства. / Пострадавший ради нас Господи, слава Тебе!»

Ины стихиpы, Анатолиевы, глас тойже.

Стихиры восточные

Да будут уши Твои / внемлюще гласу моления моего. Да будут уши Твои / внимательны к голосу моления моего.
Аще и ят был еси Хpисте, от беззаконных мужей, / но Ты ми еси Бог, и не постыждуся; / биен был еси по плещема, не отметаюся; / на Кpесте пpигвожден был еси, и не таю; / востанием Твоим хвалюся: / смеpть бо Твоя живот мой, / Всесильне и Человеколюбче Господи, слава Тебе. Хотя и схвачен был Ты, Христе, беззаконными людьми, / но Ты – мой Бог, и я не стыжусь; / по спине Тебя бичевали, не отрицаю; / Ты пригвожден был ко Кресту, я не скрываю того, / и воскресением Твоим хвалюсь, / ибо смерть Твоя – жизнь мне. / Всемогущий и человеколюбивый Господи, слава Тебе!
Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит; / яко у Тебе очищение есть. Если Ты будешь замечать беззакония, Господи, Господи, кто устоит? / Ибо у Тебя умилостивление.
Давидское пpоpочество исполняя Хpистос, / величествие в Сионе Свое учеником откpыл есть, / хвалима показуя Себе, / и славима пpисно со Отцем же и Духом Святым: / пеpвее убо безплотна, яко Слова, / последи же нас pади воплощена, / и умеpщвлена яко человека, и воскpесша со властию, / яко Человеколюбца. Давидово пророчество исполняя, / Христос Свое величие открыл на Сионе Своим ученикам, / уча о Себе, как достойном хвалы / и постоянно прославляемом со Отцом и Духом Святым, / сначала – бесплотном, как Слово, / а впоследствии – ради нас воплотившемся и умерщвленном как человек, / и воскресшем со властию, как Человеколюбец.
Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое, / упова душа моя на Господа. Ради имени Твоего я ожидал Тебя, Господи, уповала душа моя на слово Твоё, / положилась душа моя на Господа.
Сошел еси во ад Хpисте, якоже восхотел еси: / испpовеpгл еси смеpть, яко Бог и Владыка: / и воскpесл еси тpидневен, / совоскpесив Адама от адовых уз и тления, / зовуща и глаголюща: / слава Воскpесению Твоему, / Едине Человеколюбче. Ты сошел, Христе, во ад, как возжелал, / победил смерть, как Бог и Владыка, / и воскрес на третий день, / воскресив с Собою от оков ада и тления / Адама, восклицавшего и возглашавшего: / «Слава воскресению Твоему, единый Человеколюбец!»
От стражи утренния до нощи, от стражи утренния, / да уповает Израиль на Господа. От стражи утренней до ночи, от стражи утренней / да уповает Израиль на Господа.
Во гpобе положен был еси яко спя Господи: / и воскpесл еси тpидневен, яко силен в кpепости, / совоскpесив Адама от тли смеpтныя, / яко Всесилен. Во гробе Ты был положен, как спящий, Господи; / и воскрес на третий день, как мощный силою, / воскресив с Собою Адама от смертного тления, / как всемогущий.

Слава: Стихира из Минеи.

Слава, и ныне, Богоpодичен: Мати убо позналася еси, паче естества, Богоpодице, / пpебыла же еси Дева, паче слова и pазума: / и чудесе Рождества Твоего сказати язык не может. / Пpеславну бо сущу зачатию Чистая, / непостижен есть обpаз pождения: / идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин. / Темже Тя вси, Матеpь Божию ведуще, / молим Ти ся пpилежно, / моли спастися душам нашим. И ныне, Богородичен: Ты, Богородица, сверхъестественно явилась матерью, / но пребыла девою, – что выше мысли и разума, / и чуда рождения Тобою / язык изъяснить не может. / Ибо, как дивно было зачатие, Чистая, / непостижим и образ рождения, – / ведь там, где хочет Бог, / отступает закон естества. / Потому мы все, почитая Тебя Матерью Божией, / молим Тебя усердно: / «Ходатайствуй о спасении душ наших!»
Таже, Свете Тихий: Прокимен: Господь воцарися: и прочая по обычаю.

Вход. Свет отрадный: Прокимен, глас 6: Господь воцарился: Затем ектения сугубая, Сподоби, Господи: ектения просительная.

Hа стиховне, стихиpы воскpесны, глас 7:

Стихиры на стиховне

Воскpесл еси из гpоба Спасе мipа, / и совоздвигл еси человеки с плотию Твоею: / Господи, слава Тебе.

Ины стихиpы, по алфавиту:

Воскрес Ты из гроба, Спаситель мира, / и воскресил людей вместе с плотию Своею. / Господи, слава Тебе!
Стих: Господь воцарися, / в лепоту облечеся. Стих: Господь воцарился, / благолепием облёкся.
Воскpесшему из меpтвых, и пpосветившему вся, / пpиидите поклонимся: / от адова бо мучительства нас свободил есть, / своим тpидневным Воскpесением живот нам даpовавый, / и велию милость. Воскресшему из мертвых и Просветившему все / давайте поклонимся; / ибо от самовластия ада Он нас освободил, / Своим воскресением на третий день / даровав нам жизнь и великую милость.
Стих: Ибо утверди вселенную, / яже не подвижется. Стих: Ибо Он утвердил вселенную, и она не поколеблется.
Во ад сошед Хpисте, смеpть пленил еси, / и тpидневен воскpес, нас совоскpесил еси, / славящих Твое всесильное востание, / Господи Человеколюбче. Во ад сойдя, Христе, Ты смерть пленил / и, в третий день воскреснув, нас с Собою воскресил, / прославляющих Твое всесильное восстание, / Господи, Человеколюбец.
Стих: Дому Твоему подобает святыня, / Господи, в долготу дний. Стих: Дому Твоему подобает святыня, Господи, на долгие дни.
Стpашен явился еси Господи, во гpобе лежа яко спя, / воскpес же тpидневен яко силен, / Адама совоскpесил еси зовуща: / слава Воскpесению Твоему, / Едине Человеколюбче. Страшно было видеть, Господи, / когда лежал Ты во гробе как спящий; / но воскреснув в третий день, как сильный, / Ты с Собою воскресил Адама, восклицавшего: / «Слава воскресению Твоему, единый Человеколюбец!»

Слава: Стихира из Минеи, если есть. Если нет:

Слава, ныне, Богоpодичен: Под кpов Твой Владычице, / вси земноpоднии пpибегающе, вопием ти: / Богоpодице упование наше, / избави ны от безмеpных пpегpешений, / и спаси души наша. Слава, и ныне, Богородичен: Под Твое покровительство прибегнув, Владычица, / все мы, на земле рожденные, взываем Тебе: / «Богородица, надежда наша, / избавь нас от бесчисленных согрешений / и спаси души наши!»
Таже, Ныне отпущаеши: и Трисвятое. По Отче наш:

Затем: Ныне отпускаешь: Трисвятое по Отче наш:

Глаголем тpопаpь воскpесен, глас 7:

Тропарь

Разрушил еси Крестом Твоим смерть, / отверзл еси разбойнику рай; / мироносицам плач преложил еси / и Апостолом проповедати повелел еси, / яко воскресл еси, Христе Боже, / даруяй мирови / велию милость. Сокрушил Ты Крестом Своим смерть, / открыл разбойнику рай, / плач мироносиц в радость изменил / и Своим апостолам проповедовать повелел, / что Ты воскрес, Христе Боже, / даруя миру / великую милость.
Слава, и ныне, Богоpодичен: Яко нашего воскресения сокровище, / на Тя надеющияся, Всепетая, / от рова и глубины прегрешений возведи; / Ты бо повинныя греху спасла еси, / рождши Спасение наше. / Яже прежде рождества Дева, и в рождестве Дева, / и по рождестве паки пребываеши Дева.

Слава, и ныне, Богородичен: Как нашего воскресения сокровищница, / на Тебя надеющихся, Всепрославленная, / из рва и глубины согрешений возведи. / Ибо Ты спасла повинных во грехе, родив Спасение: / прежде рождения Его – Дева, и при рождении – Дева, / и после рождения / также пребываешь Девою.

Тот же тропарь и на Бог – Господь:

ГЛАС 7

В НЕДЕЛЮ НА УТРЕНИ.

По шестопсалмии: Бог Господь, и явися нам: на глас 7.

В ВОСКРЕСЕНЬЕ НА УТРЕНИ

Поем Бог – Господь: на 7 глас, и дважды воскресный тропарь, и Богородичен один раз.

Глаголем тpопаpь воскpесен, глас 7:

Тропарь

Разрушил еси Крестом Твоим смерть, / отверзл еси разбойнику рай; / мироносицам плач преложил еси / и Апостолом проповедати повелел еси, / яко воскресл еси, Христе Боже, / даруяй мирови / велию милость. [дважды] Сокрушил Ты Крестом Своим смерть, / открыл разбойнику рай, / плач мироносиц в радость изменил / и Своим апостолам проповедовать повелел, / что Ты воскрес, Христе Боже, / даруя миру / великую милость. (2)
Слава, и ныне, Богоpодичен: Яко нашего воскресения сокровище, / на Тя надеющияся, Всепетая, / от рова и глубины прегрешений возведи; / Ты бо повинныя греху спасла еси, / рождши Спасение наше. / Яже прежде рождества Дева, и в рождестве Дева, / и по рождестве паки пребываеши Дева. Слава, и ныне, Богородичен: Как нашего воскресения сокровищница, / на Тебя надеющихся, Всепрославленная, / из рва и глубины согрешений возведи. / Ибо Ты спасла повинных во грехе, родив Спасение: / прежде рождения Его – Дева, и при рождении – Дева, / и после рождения / также пребываешь Девою.
Таже, обычное стихословие псалтира.

Затем обычное стихословие Псалтири.

По 1-м стихословии седальны воскресны, глас 7:

По 1 стихословии седален

Жизнь во гробе возлежаше, / и печать на камени надлежаше, / яко царя спяща воини стрежаху Христа: / и ангели славляху яко Бога безсмертна, / жены же взываху: воскресе Господь, / подая мирови велию милость. Жизнь покоилась в гробнице, / и печать была наложена на камень; / как Царя спящего охраняли воины Христа, / и Ангелы Его славили, как Бога бессмертного, / а жены восклицали: / «Воскрес Господь, даруя миру великую милость!»
Стих: Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / не забуди убогих Твоих до конца. Стих: Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя, / не забудь бедных Твоих до конца! Пс 9:33
Тридневным погребением Твоим пленивый смерть, / и истлевша человека живоносным востанием Твоим воскресивый Христе Боже, / яко человеколюбец, слава Тебе. Трехдневным погребением Своим победивший смерть / и погибшего человека живоносным восстанием Своим / воскресивший, Христе Боже, как Человеколюбец, / слава Тебе!
Слава, и ныне, Богородичен: Распеншагося нас ради, и воскресшаго Христа Бога нашего, / и низложившаго смерти державу, / непрестанно моли Богородице Дево: / да спасет души наша.

Слава, и ныне, Богородичен: Распятого ради нас / и воскресшего Христа Бога, / и уничтожившего могущество смерти, / непрестанно моли, Богородица Дева, / да спасет души наши.

По 2-м стихословии, седальны воскресны, глас 7:

По 2 стихословии седален

Запечатану гробу, / живот от гроба возсиял еси Христе Боже: / и дверем заключенным, / учеником предстал еси / всех воскресение, / дух правый теми обновляя нам, / по велицей Твоей милости. Хотя гроб был запечатан, / Ты, Жизнь, из гроба воссиял, Христе Боже; / и, когда двери были заперты, / Ты, всех Воскресение, предстал ученикам, / через них Дух Правый обновляя в нас / по великой Твоей милости.
Стих: Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим, / повем вся чудеса Твоя. Стих: Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, / возвещу все чудеса Твои. Пс 9:2
На гроб течаху жены, со слезами мvра носяща: / и воином стрегущим Тя всех царя, глаголаху к себе: / кто отвалит нам камень? / Воскресе велика совета Ангел, поправый смерть. / Всесильне Господи, слава Тебе. Ко гробу поспешили жены, / со слезами миро несущие, / и, тогда как воины Тебя охраняли – всех Царя, / говорили между собою: / «Кто отвалит нам камень? / Воскрес великого совета Ангел, поправ смерть». / Всесильный Господи, слава Тебе!
Слава, и ныне, Богородичен: Радуйся Благодатная Богородице Дево, / пристанище и предстательство рода человеческаго, / из Тебе бо воплотися избавитель мира: / едина бо еси Мати и Дева, / присно благословена и препрославлена. / Моли Христа Бога / мир даровати всей вселенней.

Слава, и ныне, Богородичен: Радуйся, благодатная Богородица Дева, / прибежище и защита рода человеческого: / ибо от Тебя воплотился Избавитель мира; / ибо Ты одна – Матерь и Дева, / всегда благословляемая и прославляемая. / Ходатайствуй пред Христом Богом / о даровании мира всей вселенной.

Затем тропари «по Непорочных» и ектения малая.

Ипакои, глас 7:

Иже наш зрак восприемый, / и претерпевый Крест плотски, / спаси мя воскресением Твоим Христе Боже, / яко человеколюбец.

Ипакои

Наш образ принявший / и плотию претерпевший Крест! / Спаси меня воскресением Твоим, Христе Боже, / как Человеколюбец.

Степенна, глас 7.
Антифон 1, ихже стихи повторяюще поем:

Степенны.
Антифон 1

Плен Сионь от лести обратив, / и мене Спасе, оживи, / изимая работныя страсти. Пленников Сионских от блуждания возвративший, / и меня, Спаситель, оживи, / избавляя от рабства страстям.
В юг сеяй скорби постныя со слезами, / сей радостныя пожнет рукояти присноживопитания. Кто при южном ветре сеет скорби, – / посты со слезами, / – тот с радостью соберет снопы, / вечною жизнью питающие.
Слава: Святым Духом источник Божественных сокровищ, / от Негоже премудрость, разум, страх: / Тому хвала и слава, честь и держава. Слава: В Святом Духе – источник Божественных сокровищ: / от Него мудрость, разум, страх; / Ему – хвала, слава, честь и владычество.
И ныне, тойже.

И ныне: И повторяем то же.

Антифон 2:

Аще не Господь созиждет дом душевный, всуе труждаемся: / разве бо Того ни деяние, ни слово совершается.

Антифон 2

Если Господь не построит дома души, / то напрасно мы трудимся; / ибо без Него ни дело, ни слово не совершается.

Плода чревна, святии духодвижно прозябают / отеческая предания, сыноположения. Святые, побуждаемые Духом, / взращивают отеческие учения о усыновлении, / делающем нас для Бога плодом чрева.
Слава: Святым Духом, всяческая еже быти имут: / прежде бо всех Бог, всех Господьство, / свет неприступен, живот всех. Слава: Святым Духом все имеет бытие; / ибо Он прежде всего – Бог, над всем господствует, / свет неприступный, жизнь всех.
И ныне, тойже.

И ныне: И повторяем то же.

Антифон 3:

Боящиися Господа, пути живота обретше, / ныне и присно ублажаются славою нетленною.

Антифон 3

Боящиеся Господа, пути жизни обретя, / будут ныне и всегда блаженными именоваться / со славою нетленною.

Окрест трапезы твоея, яко стеблие видя исчадия твоя, / радуйся и веселися, приводя сия Христови пастыреначальнику. Вокруг трапезы своей, как отрасли видя чад своих, / радуйся, веселись, пастыреначальник, / приводя их ко Христу.
Слава: Святым Духом глубина дарований, / богатство славы, судеб глубина велия: / единославен Отцу, и Сыну, служимь бо. Слава: В Святом Духе – пучина даров духовных, / богатство славы, судов глубина великая; / ибо Ему, славой равному Отцу и Сыну, подобает служить.
И ныне, тойже.

И ныне: И повторяем то же.

Прокимен, глас 7:

Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / не забуди убогих Твоих до конца. Стих: Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя.

Прокимен

Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя, / не забудь бедных Твоих до конца. Стих: Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, / возвещу все чудеса Твои. Пс 9:33, 2

Таже, Всякое дыхание: Стих: Хвалите Бога во святых Его: Евангелие воскресно, и прочее по ряду. Воскресение Христово: псалом 50.

Всё, что дышит: и читаем Евангелие утреннее воскресное. Воскресение Христа увидев: Псалом 50. Слава: По молитвам апостолов: И ныне: По молитвам Богородицы: Затем, глас 6: Помилуй меня, Боже: И стихира: Воскрес Иисус из гроба: И молитва: Спаси, Боже, народ Твой:

Канон воскресн, глас 7:
Песнь 1

Каноны

Первый – воскресный на 4, второй – крестовоскресный на 3, третий – Богородичен на 3 и Минеи на 4. Если празднуется святой на 6, – крестовоскресный на 2 и Богородичен на 2.

Песнь 1

Ирмос: Манием Твоим / на земный образ преложися / прежде удоборазливаемое / водное естество, Господи. / Темже немокренно пешешествовав Израиль, / поет Тебе песнь победную. Канон 1. Ирмос: Мановением Твоим / в земле присущую твердость претворилось / прежде легко разливавшееся / водное естество, Господи; / Потому пешком прошедший посуху Израиль / поет Тебе песнь победную.
Припев: Слава Господи, святому Воскресению Твоему. Припев: Слава, Господи, святому воскресению Твоему.
Осудися смертное мучительство древом, / неправедною смертию осуждену Ти, Господи: / отнюдуже князь тьмы Тебе не одолев, / праведно изгнан бысть. Осуждена тирания смерти Древом, / когда Тебя неправедно / на смерть осудили, Господи; / потому князь тьмы, Тебя не одолевший, / справедливо изгнан вон.
Ад Тебе приближися, / и зубы не возмог стерти тело Твое, / челюстьми сокрушися. / Отнюдуже Спасе, болезни разруш смертныя, / воскресл еси тридневен. Ад, к Тебе приблизившись / и будучи бессилен, / сокрушить зубами тело Твое, / с челюстями разбитыми остался; / потому Ты, Спаситель, расторгнув муки смерти, / воскрес на третий день.
Богородичен: Разрешишася болезни праматере Евы: / болезни бо избежавше, неискусомужно родила еси. / Отнюдуже яве Богородицу, Пречистая, ведуще Тя, вси славим. Богородичен: Окончены муки праматери Евы; / ибо, мук не ощутив, Ты родила безбрачно; / потому, истинно признавая Тебя Богородицей, / мы все Тебя, Всечистая, прославляем.

Ин канон крестовоскресн, глас 7. Песнь 1:

Ирмос: Понтом покры фараона с колесницами:

Канон 2

Два источника нам на кресте источи Спас живоносная / от Своего прободеннаго ребра. / Поим Ему: яко прославися. Два источника живоносных / на Кресте излил для нас Спаситель / из Своего пронзенного ребра. / Воспоем Ему, ибо Он прославился.
Во гроб вселився, и воскрес тридневен, / нетление подаде, чаяние Христос смертным. / Поим Ему: яко прославися. Во гроб вселившись / и в третий день воскреснув, / смертным даровал Христос желанное нетление. / Воспоем Ему, ибо Он прославился.
Богородичен: Едина Дева и по рождестве показалася еси: / зиждителя бо мирови воплощенна родила еси: / темже радуйся, Тебе вси зовем.

Богородичен: Ты одна и после родов явилась Девою, / ибо родила Создателя мира воплотившегося. / Потому все мы возглашаем Тебе: «Радуйся!»

Ин канон Пресвятей Богородице,
[егоже краегранесие по алфавиту.] Глас 7:

Ирмос: Манием Твоим на земный:

Канон 3

Бездну рождшая благоутробия, Дево, / душу мою озари светоносным Твоим сиянием, / яко да достойно воспою твоих чудес бездну. Бездну милосердия родившая Дева! / Душу мою озари светоносным Своим сиянием, / чтобы я достойно воспел с любовию / Твоих чудес бездну.
Стрелою греховною уязвлены нас Слово видев, / яко Благодетель ущедри: / отнюдуже несказанно соединися, Всечистая, плотию, / иже из Тебе Пребожественный. Стрелою греха пораженными нас увидев, / Слово, как благодетель, сжалилось; / потому Он, Божественнейший, неизреченно соединяется / с плотию, принятою от Тебя, Всечистая.
Бысть смертию ято естество, / тленное же и мертвенное человеческое, Владычице: / Ты же, жизнь заченши, / сие от истления к животу возвела еси. Оказалось под властью смерти / тленное и смертное естество человеческое; / но Ты, Всечистая, Жизнь зачав, / от тления возвела его к жизни.
Катавасиа: Отверзу уста моя:

Затем тропари из канона Минеи и катавасия по уставу.

Песнь 3

Ирмос: В начале Небеса / всесильным Словом Твоим утверждей Господи Спасе, / и Вседетельным и Божиим Духом, / всю силу их, / на недвижимем мя камени / исповедания Твоего утверди.

Песнь 3

Канон 1. Ирмос: В начале небеса / всесильным Своим Словом утвердивший, Господи Спаситель, / и вседейственным и Божественным Духом все воинство их! / На непоколебимом камне исповедания Твоего / меня утверди.

Ты возшед на древо, / о нас болезнуеши волею, благоутробне Спасе, / и терпиши язву, примирения ходатайственну, и спасения верным: / еюже Твоему, Милостиве, вси примирихомся Родителю. Ты, взойдя на Древо, / ради нас добровольно принимаешь муки, благосердный Спаситель, / и переносишь язвы, / приносящие мир и спасение верным: / чрез них все мы, Милостивый, / примирились с Твоим Родителем.
Ты мя очистив от язвы, / душею уязвленнаго змиевым угрызением, Христе, / и показал еси свет, во тьме древле мне слежащу и во тлении: / крестом бо во ад сошед, мене совоскресил еси. Ты, Христе, избавил меня от раны, / душе уязвлением дракона нанесенной, / и свет показал мне, / издревле обитавшему во тьме и тлении; / ибо Ты, сойдя во ад, / Крестом воскресил меня с Собою.
Богородичен: Неискусомужныя Твоея Матере мольбами / мир мирови подаждь, Спасе, / и несказанныя Твоея славы славословящия Тя сподоби.

Богородичен: Не познавшей мужа Матери Твоей мольбами, / миру мир подай, Спаситель, / и царю победу даруй над враждебными иноплеменниками, / и неизреченной Твоей славы / прославляющих Тебя удостой.

Ин, ирмос: Небеса утвердивый словом:

Иже на кресте страсти претерпевый, / и разбойнику рай отверзый, яко благодетель и Бог, / утверди мой ум в волю Твою, едине Человеколюбче.

Канон 2

На Кресте страдания претерпевший / и разбойнику рай отверзший! / Как благодетель и Бог, / утверди мой ум в воле Твоей, / единый Человеколюбец.

Воскресый тридневен из гроба, / и живот мирови возсиявый, яко жизнодавец и Бог, / утверди мой ум в волю Твою, едине Человеколюбче. Воскресший в третий день из гроба / и жизнь миру произведший! / Как жизни Податель и Бог, / утверди мой ум в воле Твоей, / единый Человеколюбец.
Богородичен: Яко Бога безсеменно заченши, / и от клятвы Еву избавльши, / Дево Мати Мариам, / моли от Тебе воплощшагося Бога, спасти стадо Твое.

Богородичен: Бога без семени зачавшая / и Еву от проклятия избавившая, / Дева-Матерь Мариам! / Умоли от Тебя воплотившегося Бога / спасти паству Твою.

Ин, ирмос: В начале небеса:

Змий поползый из Едема, / мене обожения желанием прельстив, верже в землю: / но Иже милостив, и естеством благоутробен, ущедрив богосодела, / во чрево Твое вселься, и подобен мне быв, Мати Дево.

Канон 3

Дракон, приползший из Эдема, / желанием обожения прельстив меня, поверг на землю; / но Сострадательный и Милосердный по естеству, / сжалившись, обоживает меня, / во чрево Твое вселившись, / и уподобившись мне, Матерь-Дева.

Благословен плод Твоего чрева, Дево Богородице, всех радосте, / радость бо всему миру родила еси, и веселие воистинну / разгоняющее печаль греховную, Богоневесто. Благословен плод чрева Твоего, / Дева Богородица, всех радость; / ибо Ты всему миру родила / поистине радость и веселие, / разгоняющее греховную печаль, Божия Невеста.
Жизнь вечную, и свет Богородительнице Дево, и мир родила еси нам, / древних человек брань яже ко Отцу и Богу, укротевающий, / верою и исповеданием благодати.

Жизнь вечную и Свет, / Божия Родительница Дева, / и Мир Ты родила нам, / древнюю вражду людей против Отца и Бога / прекращающий верою и исповеданием / Твоей благодати.

Песнь 4

Ирмос: Отча недра не оставль, / и сошед на землю, Христе Боже, / тайну услышах / смотрения Твоего, / и прославих Тя, Едине Человеколюбче.

Песнь 4

Канон 1. Ирмос: Недр Отчих не оставивший / и сошедший на землю, Христе Боже! / Услышал я о таинстве промышления Твоего / и прославил Тебя, единый Человеколюбец.

Своя плещи дав, иже от Девы воплощься, на раны, рабу прегрешившу, / биен бывает Владыка неповинен, / разрешая моя согрешения. Спину Свою дав для ударов, / от Девы воплотившийся Владыка неповинный, / за раба преткнувшегося мучениям подвергается, / расторгая мои преступления.
Предстояв судищу судий законопреступных, / яко осудимый повинен бывает, и заушается бренною рукою, / создавый человека яко Бог, и судяй праведно земли. Представ пред судилищем / судей законопреступных, / как подсудимый обвиняется / и подвергается ударам по лицу от бренных рук / Создавший человека, как Бог, / и праведный Судия земли.
Богородичен: Яко воистинну Мати Божия, Творца Твоего и Сына моли, / к спасительному направити мя пристанищу, Всенепорочная, славнаго Его хотения.

Богородичен: Как истинная Матерь Божия, / Творца Своего и Сына моли, / направить меня, Всенепорочная, к спасительной пристани / славной Его воли.

Ин, ирмос: Смотряяй пророк:

Не ведый греха, и его ради быв Господи, еже не был еси воображаешися, / прием чуждее, да спасеши мир, / и убиеши прельстив мучителя.

Канон 2

Не зная греха / и ради него став, Господи, тем, чем не был, / Ты принимаешь наш облик, / облекшись в чуждое естество, / чтобы спасти мир / и, уловив, убить тирана.

На кресте воздвижен был еси, / и праотца Адама разрешил еси грех / [егоже ради Твою услышах силу:] / яко вся спасти помазанныя Твоя пришел еси. На Кресте Ты был повешен / и, изгладив праотца Адама грех, / радости праматерь исполнил, Господи; / ибо спасти всех помазанников Своих Ты пришел.
Богородичен: Ты рождейся от Девы, умираеши, / оживляеши же Адама мыслию заблуждшаго: / ибо убояся смерть крепости Твоея, / яко вся спасти растлевшияся пришел еси.

Богородичен: Ты, родившись от Девы, умираешь, / но Адама оживляешь заблудившегося умом, / и смерть убоялась силы Твоей; / ибо спасти всех погибших Ты пришел.

Ин, ирмос: Отча недра не оставль:

Избранная вся и добрая, / явльшися Богу прежде создания светлостию, Всепетая, / светолитием Твоим поющия Тя просвети.

Канон 3

Вся избранной и прекрасной пред Богом / явившаяся более всего создания, / сиянием Твоего обильного света, Всехвальная, / воспевающих Тебя озари.

Бога человеком родила еси, Чистая, / воплощенна от чистых кровей Твоих, / избавляюща согрешений многих, / любовию славящия и почитающия Тя, Мати Дево. Бога смертным родила Ты, Чистая, / воплотившегося от чистой крови Твоей / и избавляющего от согрешений многих / с любовью прославляющих / и воспевающих Тебя, Матерь-Дева.
Священнодействует естество словесное, возсиявшему из Тебе, Всепетая, / таинству неизреченному рождества Твоего научившееся ныне, Преблаженная.

Священнослужение совершает естество разумное, / Происшедшему от Тебя, Всехвальная, / в таинство неизреченное зачатия Твоего / ныне посвященное, Всеблаженная.

Песнь 5

Ирмос: Нощь не светла неверным Христе, / верным же просвещение в сладости словес Твоих. / Сего ради к Тебе утренюю, / и воспеваю Твое Божество.

Песнь 5

Канон 1. Ирмос: Ночь мрачная для неверных, / для верных же – просвещение / в усладе божественных Твоих слов, Христе; / потому я с рассвета стремлюсь к Тебе / и воспеваю Твое Божество.

За Твоя рабы продаешися, Христе, / и по ланите ударение терпиши, / свободе ходатайственно поющим: / к Тебе утренюю, и воспеваю Твое Божество. За рабов Своих Ты продаешься, Христе, / и переносишь удары по лицу, / приносящие свободу Тебе воспевающим: / «К Тебе я с рассвета стремлюсь / и воспеваю Твое Божество!»
Божественною Твоею силою, Христе, / немощию плотскою крепкаго низложил еси, / и победителя мя смерти, Спасе, воскресением показал еси. Божественною Своею силою, Христе, / чрез немощь плоти / Ты сильного низверг / и меня победителем смерти, Спаситель, / явил чрез Свое воскресение.
Богородичен: Бога родила еси Мати чистая, / воплощеннаго из Тебе боголепно, всепетая: / понеже не познала еси мужеска пола, / но от Святаго раждаеши Духа.

Богородичен: Бога Ты родила, Матерь чистая, / богоприлично воплотившегося от Тебя, Всехвальная; / ибо не познала Ты ложа супружеского, / но зачинаешь от Святого Духа.

Ин, ирмос: Господи Боже мой, от нощи:

Егда со беззаконными вменився, вознеслся еси на лобнем, / светила сокрывахуся, и земля колебашеся, и церковная светлость раздрася, / еврейское являющи отпадение.

Канон 2

Когда Ты, к беззаконным причисленный, / был вознесен на Лобном месте, / тогда светила скрывались, и сотрясалась земля, / и блестящая завеса храма разорвалась, / являя Евреев отпадение.

Тебе разрушившаго мучителеву всю силу / крепостию непостижимаго Твоего Божества, / и мертвыя Твоим воскресением воздвигшаго песньми славим. Тебя, уничтожившего все могущество тирана / силою Своего непостижимого Божества, / и мертвых Своим воскресением воздвигшего / мы песнопениями славим.
Богородичен: Мати Царя и Бога, всепетая Богородице, / верою и любовию Тя песньми восхваляющим присно, / очищение прегрешений Твоими мольбами низпосли.

Богородичен: Матерь Царя и Бога, / всепрославленная Богородица! / Тебя с верою и любовию / песнопениями восхваляющим всегда / мольбами Своими ниспошли / прощение согрешений.

Ин, ирмос: Нощь не светла неверным:

Лествицу узрев Иаков, к высоте утверждену, / образу научися, неискусобрачная Тебе: / Тобою бо Бог человеком приобщися, Всечистая Владычице.

Канон 3

Лестницу узрев Иаков, / к высоте поднявшуюся, / уразумел в ней Твой образ, брака не познавшая; / ибо чрез Тебя Бог к людям приблизился, / Всечистая Владычица.

Избавление вечное Тобою, Дево, ныне обретше / усердно зовем Ти: еже радуйся, Богоневестная: / и Твоим светом возрадовавшеся, Всепетая, песньми Тя поем. Искупление вечное / чрез Тебя, Дева, ныне получив, / усердно возглашаем Тебе: «Радуйся, Божия Невеста!» / и свету Твоему радуясь, Всепрославленная, / в гимнах Тебя воспеваем.
Едину Тя Жених посреде терния крин, Дево, обрет, / чистоты блистанием светящуся, / и светом девства, Всенепорочная, Невесту восприят.

Жених, одну Тебя найдя, / как лилию среди терний, Дева, / сияющую блеском чистоты / и светом девства, Всенепорочная, / невестою Себе избрал.

Песнь 6

Ирмос: Плавающаго в молве / житейских попечений, / с кораблем потопляема грехи, / и душетленному зверю приметаема, / яко Иона, Христе, вопию Ти: / из смертоносныя глубины возведи мя.

Песнь 6

Канон 1. Ирмос: Бедствующий среди волнения житейских попечений, / потопляемый сопутствующими мне грехами, / и к душегубительному зверю низвергаемый, / как Иона взываю Тебе, Христе: / «Из смертоносной глубины меня возведи!»

Воспоминаху Тя заключенныя во аде души, и оставльшияся праведных, / и от Тебе спасения моляхуся: / еже крестом, Христе, подал еси преисподним, / пришед яко благоутробен. Вспоминали о Тебе заключенные во аде / и изнемогавшие души праведников / и молились Тебе о спасении, / которое Крестом Ты, Христе, даровал, / в подземные места сойдя, / как милосердный.
Ко одушевленному Твоему и нерукотворенному храму, / разрушену бывшу страданьми, / воззрети паки лик апостольский отчаяся: / но паче надежды поклонься, / воскресша повсюду проповеда. На Твой одушевленный и нерукотворный храм, / разрушенный страданиями, / не надеялся снова взглянуть апостолов сонм; / но сверх надежды поклонившись Воскресшему, / повсюду стал о Нем провозглашать.
Богородичен: Неизреченнаго рождества Твоего всенепорочнаго образ, / Дево богоневестная, иже нас ради, / кто от человек сказати возможет? / Яко Бог неописанне, Слово соединився Тебе, / плоть из Тебе бысть. Богородичен: Образ непостижимого рождения от Тебя, Всенепорочная, / бывшего ради нас, Дева, Божия Невеста, / кто из людей сможет изъяснить? / Ибо Бог Слово, невыразимо с Тобой соединившись, / плотию чрез Тебя соделался.

Ин, ирмос: Иона из чрева:

На кресте вознесся, Спасе волею, / вражию пленил еси державу, / на сем пригвоздив греховное, Блаже, рукописание.

Канон 2

На Крест вознесенный добровольно, / Ты, Спаситель, мощь вражескую пленил, / пригвоздив к нему, Благой, / грехов рукописание.

Из мертвых воскрес Спасе властию, / совоздвигл еси человеческий род, / живот и нетление даровавый нам, яко Человеколюбец. Из мертвых воскреснув, Спаситель, Своею властию, / Ты воздвиг с Собою человеческий род, / жизнь и нетление даруя нам, / как Человеколюбец.
Богородичен: Егоже родила еси, Богородице, несказанно Бога нашего, / молящи не престай, избавитися от бед / поющим Тя, чистая Приснодево.

Богородичен: Бога нашего, Которого Ты, Богородица, / родила неизъяснимо, / не прекращай молить об избавлении от бед / воспевающих Тебя, Чистая Приснодева.

Ин, ирмос: Плавающаго в молве:

Законнии Тя образы, и пророческая проречения яве предвозвещаху, / хотящую родити благодетеля, Чистая, всея твари, / многочастне и многообразне благодействовавшаго / верно воспевающих Тя.

Канон 3

Образы Закона и пророков предсказания / ясно предвозвестили о Тебе, Чистая, / – Той, Которой предстояло родить / Благодетеля всего творения, / многократно и многообразно благодетельствовавшего / с верою воспевающим Тебя.

Устраншагося древле наветом человекоубийцы, Адама первозданнаго / райския божественныя сладости, / Неискусобрачная, паки возвела еси, / рождши иже от преступления нас избавившаго. Изгнанного некогда по умыслу человекоубийцы / от Божественного райского наслаждения Адама первозданного, / Ты вновь туда вернула, брака не познавшая, / родив Избавившего нас от преступлений.
Иже хотением божественным, / содетельною же силою все составлей от не сущих, / из чрева Твоего, Чистая, произыде, / и сущия во тьме смертней, богоначальнейшими молниями осия.

Волею Божественной и творческою силою / все Создавший из небытия / произошел из чрева Твоего, Чистая, / и пребывавших во тьме смертной / Божественнейшими молниями озарил.

Кондак, глас 7:

Не ктому держава смертная / возможет держати человеки: / Христос бо сниде, сокрушая и разоряя силы ея. / Связуем бывает ад, / пророцы согласно радуются: / предста, глаголюще, Спас сущим в вере, / изыдите, вернии, в воскресение.

Кондак

Уже не сможет более удерживать людей власть смерти, / ибо сошел Христос сокрушая и разоряя силы ее. / Ад связан, пророки согласно радуются: / «Явился, – говорят, – Спаситель тем, кто в вере; / выходите, верные для воскресения!»

Икос: Вострепеташа доле преисподняя днесь, / ад и смерть Единаго от Троицы: / земля поколебася, вратницы же адовы видевше Тя, ужасошася: / вся же тварь со пророки радующися поет Тебе победную песнь, / избавителю Богу нашему, / разрушившему ныне смертную силу. / Да воскликнем и возопиим ко Адаму, и к сущим из Адама: / древо сего паки введе. / Изыдите, вернии, в воскресение.

Икос: Трепетали в сей день под землею преисподняя, / ад и смерть пред Одним из Троицы; / земля колебалась, а привратники ада, / Тебя увидев, устрашились; / и все творение вместе с пророками / воспевает, радуясь, победную песнь / Тебе – Искупителю нашему Богу, / уничтожившему ныне силу смерти. / Воскликнем победно и возгласим / Адаму и тем, кто от Адама: / «Древо Креста это спасение принесло; / выходите, верные, для воскресения!»

Песнь 7

Ирмос: Пещь отроцы / огнепальну древле росоточащу показаша, / Единаго Бога воспевающе и глаголюще: / превозносимый отцев Бог / и препрославлен.

Песнь 7

Канон 1. Ирмос: Отроки печь, огнем пылавшую, / в древности росоносною явили, / единого Бога воспевая и возглашая: / «Превозносим Бог отцов и препрославлен!»

Древом умерщвляется Адам, волею преслушание соделав: / послушанием же Христовым паки обновляемь есть. / Мене бо ради распинается Сын Божий, препрославленный. Древом умерщвляется Адам, / по своей воле совершивший ослушание, / послушанием же Христа он воссоздан; / ибо ради меня распинается / Сын Божий препрославленный.
Тебе воскресшаго, Христе, из гроба, тварь вся воспе: / Ты бо жизнь сущим во аде процвел еси, / мертвым воскресение, / иже во тьме, свет препрославленный. Тебя, Христе, воскресшего из гроба, / воспело все творение; / ибо Ты находившимся во аде жизнь произрастил, / мертвым – воскресение, во тьме пребывавшим – свет, / о Препрославленный!
Богородичен: Радуйся, Дщи Адама тленнаго. / Радуйся, едина Богоневесто. / Радуйся, еюже тля изгнана бысть, яже Бога рождши: / Егоже моли, Чистая, спастися всем нам.

Богородичен: Радуйся, дочь Адама погибшего! / Радуйся, единая Божия Невеста! / Радуйся, ибо тление изгнано / ради Тебя, Бога зачавшая; / Его моли, Чистая, / о спасении всех нас.

Ин, ирмос: В пещь огненную ввержени:

Иже на древе крестнем греховное жало притупив, / и Адамова преступления рукописание разрушив копием ребра Твоего, / благословен еси, Господи Боже отец наших.

Канон 2

На древе Креста жало греха притупивший / и рукописание преступления Адама упразднивший / копьем ребра Своего! / Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших.

Иже в ребро прободен быв, / и кропленьми крове божественныя землю очистив, / кровьми идолобесия оскверненную, / благословен еси, Господи Боже отец наших. Пронзенный в ребра / и каплями крови Божественной землю очистивший, / кровью идольского безумия оскверненную! / Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших.
Богородичен: Еже прежде солнца просвещения, / возсиявши мирови, Богородительнице, Христа, от тьмы избавльшаго, / и просвещающа вся боговедением: / благословен еси, зовущия, Боже отец наших.

Богородичен: Прежде солнца существовавшее Сияние / Ты родила миру, Бога во чреве носившая, / – Христа, от тьмы избавившего / и просвещающего Богопознанием всех, восклицающих: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!»

Ин, ирмос: Пещь отроцы:

Преиспещрену, позлащену утварь Тя имущу / возлюби Создатель Твой, Дево, и Господь: / превозносимый отцев Бог и препрославлен.

Канон 3

Тебя, обладающую изукрашенным, / шитым золотом нарядом, / возлюбил Создатель Твой, Дева, и Господь, / превозносимый Бог отцов / и препрославленный.

Очищается, Отроковице, угль древле Исаиа прием: / знаменательне Твое рождество видев, / превозносимаго отцев Бога, и препрославлена. Очищается в древности Исаия, / горящий уголь приняв, / в этом образе созерцая Твое Дитя, Отроковица, / превозносимого Бога отцов / и препрославленного.
Образы знаменательная древле божественнаго Твоего рождества, / божественнии пророцы зряще, / радостно воспевающе взываху: / превозносимый отцев Бог, и препрославлен.

В древности созерцая символы / Божественного рождения Тобою Христа, / Боговдохновенные пророки / радостно воспевая, восклицали: / «Превозносим Бог отцов / и препрославлен!»

Песнь 8

Ирмос: Неопальная огню / в Синаи причащшаяся / Купина, Бога яви / медленоязычному и гугнивому Моисеови, / и отроки ревность Божия / три непреборимыя / во огни певцы показа: / вся дела Господня Господа пойте, / и превозносите во вся веки.

Песнь 8

Канон 1. Ирмос: Неопалимым для огня на Синае пребывший / куст терновый Бога явил / косноязычному и невнятно говорившему Моисею; / и трех отроков в огне ревность Божия / непоколебимыми песнопевцами показала: / «Все творения, Господа воспевайте / и превозносите во все века!»

Пречистый Агнец словесный за мир заклан быв, / престави яже по закону приносимая, / очистив сего кроме прегрешений яко Бог, присно зовуща: / вся дела Господня, Господа пойте, и превозносите во вся веки. Пречистый разумный Агнец, за мир закланный, / прекратил жертвы, по закону приносимые, / как Бог от согрешений очистив этот мир, / непрестанно восклицающий: / «Все творения, воспевайте Господа / и превозносите во все века!»
Нетленна не сущи прежде страсти, / восприятая от Создателя плоть наша, / по страсти и воскресении неприкосновенна тлению устроися, / и смертныя обновляет, зовущия: / вся дела Господня Господа пойте, / и превозносите во вся веки. Не бывшая нетленною прежде страдания, / Творцом принятая наша плоть, / после Его страданий и воскресения / недоступной тлению соделалась / и обновляет смертных, восклицающих: / «Все творения, воспевайте Господа / и превозносите во все века!»
Богородичен: Твое чистотное и всенепорочное, Дево, / скверное и мерзское вселенныя очисти, / и была еси нашего примирения к Богу вина, Пречистая: / темже Тя, Дево, вся дела благословим, / и превозносим во вся веки.

Богородичен: Твоя, Дева, чистота / и непорочность совершенная / нечистоту и мерзость вселенной очистила; / и Ты, Всечистая, сделалась виновницей / нашего с Богом примирения. / Потому мы все Тебя благословляем, Дева, / и превозносим во все века.

Ин, ирмос: Единаго безначальнаго Царя:

Претерпевшаго страсти волею, / и на кресте пригвождена хотением, / и разрушшаго силы адовы, / пойте священницы, людие превозносите во вся веки.

Канон 2

Добровольно Претерпевшего страдания, / и ко Кресту Пригвожденного по Своему хотению, / и Уничтожившего силы ада, / священники, воспевайте, / люди, превозносите во все века!

Упразднившаго смерти державу, / и от гроба воскресшаго со славою, / и спасшаго человеческий род, / пойте священницы, людие превозносите во вся веки. Упразднившего власть смерти, / и Воскресшего из гроба во славе, / и Спасшего человеческий род, / священники, воспевайте, / люди, превозносите во все века!
Богородичен: Единаго благоутробнаго, Превечнаго Слова, напоследок от Девы рождена, / и разрешшаго древнюю клятву, / пойте священницы, людие превозносите во вся веки.

Богородичен: Единое милосердное и предвечное Слово, / в последние времена от Девы родившееся, / и отменившее древнее проклятие, / священники, воспевайте, / люди, превозносите во все века!

Ин, ирмос: Неопальная огню в Синаи:

Светом рождества Твоего, / страннолепно вселенную просветила еси, Богородительнице, / суща бо воистинну Бога на объятиях носиши Твоих, / просвещающа верныя присно зовущия: / вся дела Господня Господа пойте, / и превозносите во вся веки.

Канон 3

Сиянием рождения от Тебя / Ты вселенную просветила / необычайным образом, Божия Родительница; / ибо истинного Бога носишь в Своих объятиях, / просвещающего верных, непрестанно восклицающих: / «Все творения, воспевайте Господа / и превозносите во все века!»

Поем, Чистая, благочестно Твое чрево, / Бога вместившее несказанно воплощаема, / давшаго всем верным богоразумия просвещение, присно зовущим: / вся дела Господня Господа пойте, / и превозносите во вся веки. Воспеваем благоговейно, Чистая, / Твое чрево, Бога вместившее, / неизъяснимо воплотившегося / и давшего сияние Богопознания / всем верным, непрестанно восклицающим: / «Все творения, воспевайте Господа / и превозносите во все века!»
Света Твоего блистаньми, Тебе поющия световидны соделала еси, / светородительнице Богородице Чистая: / света бо явилася еси Селение, уясняющи светом зовущия: / вся дела Господня Господа пойте, / и превозносите во вся веки. Света Твоего блистаниями / воспевающих Тебя световидными соделай, / Матерь Света, Богородица чистая; / ибо явилась Ты скинией Света, / озаряющей светом непрестанно восклицающих: / «Все творения, воспевайте Господа / и превозносите во все века!»
Таже, песнь Богородицы: Величит душа моя Господа: с припевом: Честнейшую херувим:

Затем поем Песнь Пресвятой Богородицы: Величает душа Моя Господа:

Песнь 9

Ирмос: Нетления искушением рождшая, / и всехитрецу Слову плоть взаимодавшая, / Мати неискусомужная Дево Богородице, / Приятелище Нестерпимаго, / Село Невместимаго Зиждителя Твоего, / Тя величаем.

Песнь 9

Канон 1. Ирмос: Не нарушив девства во чреве носившая / и всеискусному Слову плоть давшая, / Матерь, не знавшая мужа, Дева Богородица, / вместилище Невместимого, / обитель Беспредельного Создателя Твоего, / Тебя мы величаем.

Иже божеству страсть прилагающии, / зауститеся вси чуждемудреннии: / Господа бо славы плотию распята, / не распята же естеством божественным, / яко во двою естеству Единаго величаем. Замолчите все, неправо мыслящие, / Божеству приписывающие страдания; / ибо Господа славы, плотию распятого, / но по естеству Божественному не распинаемого, / как Единого в двух естествах, / мы величаем.
Иже телесем востанию неверующии, / ко Христову шедше гробу, научитеся: / яко умерщвлена бысть, и воскресе паки плоть Жизнодавца, / во уверение последняго воскресения, на неже уповаем. Воскресение тел отвергающие! / Придя ко гробу Христову, убедитесь, / что умерщвлена была, но вновь воздвигнута / плоть жизни Подателя, / в удостоверение последнего воскресения, / которого мы ожидаем.
Троичен: Не божеств Троицу, но Ипостасей, / ниже единицу Лиц, но Божества чтуще, / ссецаем же Сию делящих: / сливаем же паки, слияние дерзающих на Сию, Юже величаем. Троичен: Почитая Троицу не божеств, но Ипостасей, / и Единицу не Лиц, но Божества, / мы поражаем Ее разделяющих, / и приводим в замешательство дерзающих сливать / Ту, Которую мы величаем.

Ин, ирмос: Мати Божия и Дева:

Свет от Света, Отчее сияние славы безлетно осиявый, / якоже во тьме человеческому житию Христос возсия, / и гонящую прогна тьму: / егоже непрестанно вернии величаем.

Канон 2

Свет от Света Христос, / излучение славы Отеческой, / вне времени воссиявшее, / как во мраке жизнь человеческую озарил / и прогнал нас преследовавшую тьму. / Его мы, верные, непрестанно величаем.

Страсти плотския, и крепость божества, во Христе видяще, / мудрствующии едино сложное естество, да посрамятся: / той бо яко человек убо умирает, / якоже всего Содетель востает. Страдания плоти и силу Божества / во Христе созерцая, / мудрствующие об одном сложном естестве да устыдятся; / ибо Тот же Самый умирает как человек, / а как всего Создатель воскресает.
Миро мертвым, живому же пение: / слезы умирающим, животу же всех песнь жены принесите, / иже востания проповедник вопияше, / благовествуя Христово воскресение. («Миро мертвым, а Живому пение, / слезы умирающим, / а Жизни всех песнь, жены, принесите», / восклицал провозвестник воскресения, / благовествуя о восстании Христа.)
Богородичен: Бога разве Тебе иного не знаю, / Церковь вопиет Ти: / от неверных мя язык невесту Свою избравый, / даждь убо Слове, верным спасение, Рождшия Тя молитвами, / яко благоутробен.

Богородичен: «Кроме Тебя, иного Бога я не знаю, / – Церковь возглашает Тебе, – / из неверных язычников Своей невестою меня избравшего!» / Даруй же, Слово, верным спасение, / по ходатайствам Родившей Тебя, как Милосердный.

Ин, ирмос тойже

Радости нам вечныя ходатаица и веселия явилася еси / Приснодево Отроковице, Избавителя рождши, / истиною и Духом божественным Того чтущих, / яко Бога избавляющаго.

Канон 3

Радости вечной и веселия виновницей / Ты для нас явилась, Приснодева Отроковица, / носив во чреве Искупителя, / истиною и Духом Божественным избавляющего / Его как Бога почитающих.

Поя Давид, Твой праотец, Пречистая, Тя / ковчег именует Святыни божественныя, / преестественне Бога вместившую, / во Отеческих Седящаго недрех, / Егоже непрестанно вернии величаем. Воспевая Тебя, предок Твой Давид, Пречистая, / именует Тебя ковчегом Божественной святыни, / сверхъестественно вместившим Бога, / в недрах Отеческих восседающего. / Его мы, верные, непрестанно величаем.
Яко воистинну превышши еси всея твари, Отроковице: / Зиждителя во всех телесне нам родила еси. / Темже яко Мати единаго Владыки, / носиши противу всех начальне побеждение. Поистине Ты сделалась, Отроковица, / высшей всего творения, / ибо Создателя всего по плоти родила нам. / Потому Ты, как Матерь единого Владыки, / изначально имеешь пред всеми преимущество.
По катавасии, ектениа малая. Таже, Свят Господь Бог наш. Посем ексапостиларий утренний.

После катавасии ектения малая, затем: Свят Господь Бог наш: и ексапостиларий воскресный.

На хвалитех стихиры воскресны. Глас 7:

На «хвалите» стихиры воскресные, на 8

Сотворити в них суд написан: / слава сия будет всем преподобным Его. Совершить среди них суд предписанный; / слава сия – всем святым Его.
Воскресе Христос из мертвых, / разруш смертныя узы: / благовести земле, радость велию, / пойте Небеса Божию славу. Воскрес Христос из мертвых, / расторгнув оковы смерти. / Благовествуй, земля, радость великую; / хвалите, небеса, Божию славу!
Хвалите Бога во святых Его, / хвалите Его в утвержении силы Его. Хвалите Бога во святых Его, / хвалите Его на тверди силы Его.
Воскресение Христово видевше, / поклонимся святому Господу Иисусу: / единому безгрешному. Воскресение Христа увидев, / поклонимся Святому Господу Иисусу, / единому безгрешному.
Хвалите Его на силах Его, / хвалите Его по множеству величествия Его. Хвалите Его за могущество Его, / хвалите Его по множеству величия Его.
Христову воскресению кланяющеся не престаем: / той бо спасл есть нас от беззаконий наших, / Святый Господь Иисус, / явлей воскресение. Христову воскресению / поклоняться не перестаем; / ибо Он спас нас от беззаконий наших, – / Святой Господь Иисус, / явивший воскресение.
Хвалите Его во гласе трубнем: / хвалите Его во псалтири и гуслех. Хвалите Его со звуком трубным, / хвалите Его на псалтири и гуслях.
Что воздамы Господеви о всех, яже воздаде нам? / Нас ради Бог в человецех, / за истлевшее естество Слово плоть бысть, / и вселися в ны, к неблагодарным, Благодетель: / к пленником, Свободитель: / ко иже во тьме седящим, Солнце Правды: / на Кресте, безстрастный: во аде, свет: / в смерти, живот: воскресение, падших ради. / К Немуже возопиим: / Боже наш, слава Тебе. Что мы воздадим Господу / за все, что Он воздал нам? / Ради нас – Бог между людьми; / из-за поврежденного естества / Слово стало плотию и обитало с нами; / к неблагодарным явился Благодетель, / к пленникам – Освободитель, / к пребывающим во тьме – Солнце правды; / на Кресте – бесстрастный; / во аде – свет, в смерти жизнь; / ради падших – воскресение. / Воскликнем Ему: «Боже наш, слава Тебе!»

Ины стихиры Анатолиевы, глас тойже.

Иные стихиры, восточные

Хвалите Его в тимпане и лице, / хвалите Его во струнах и органе. Хвалите Его на тимпане и в хороводе, / хвалите Его на струнах и органе.
Врата адова сокрушил еси Господи, / и смертную державу упразднил еси крепкою силою Твоею, / и совоздвигл еси мертвыя, / иже от века во тьме спящия, / Божественным и славным воскресением Твоим, / яко Царь всех и Бог всесилен. Врата ада сокрушил Ты, Господи, / и смерти владычество упразднил / могущественною силою Своею, / и воздвиг с Собою мертвых, / от века во тьме спавших, / Божественным и славным воскресением Своим, / как Царь всего и Бог всесильный.
Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания: / всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Его на кимвалах благозвучных, хвалите Его на кимвалах звонких. / Всё что дышит, да восхвалит Господа!
Приидите возрадуемся Господеви, / и возвеселимся о воскресении Его, / яко совоздвиже мертвыя от адовых нерешимых уз: / и дарова мирови яко Бог, жизнь вечную, / и велию милость. Придите, возрадуемся о Господе / и возвеселимся о воскресении Его; / ибо Он воскресил с Собою мертвых / из несокрушимых адских оков / и даровал миру, как Бог, / жизнь вечную и великую милость.
Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / не забуди убогих Твоих до конца. Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя, / не забудь бедных Твоих до конца!
Блистаяйся Ангел, / на камени седяше живоприемнаго гроба, / и женам мироносицам благовествоваше, глаголя: / воскресе Господь, якоже прежде рече вам, / возвестите учеником Его, / яко предваряет вы в Галилеи: / мирови же подает жизнь вечную, / и велию милость. Блистающий Ангел / сидел на камне Жизнь вмещавшего гроба / и женам мироносицам благовествовал, говоря: / «Воскрес Господь, как предсказал вам; / возвестите Его ученикам, / что Он вас предваряет в Галилее, / миру же дарует вечную жизнь / и великую милость!»
Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим, / повем вся чудеса Твоя. Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, / возвещу все чудеса Твои.
Почто небрегома сотвористе камене краеугольнаго, / о пребеззаконнии Иудеи? / Се той есть, Егоже положи Бог в Сионе: / Иже из камене источивый в пустыни воду, / и нам источаяй от ребр Своих безсмертие. / Сей есть камень, Иже от горы девическия / отсекся без хотения мужеска: / Сын Человечь грядый на облацех небесных, / к Ветхому Деньми, якоже рече Даниил, / и вечно Его Царство. Зачем вы отвергли камень краеугольный, / о беззаконные Иудеи? / Это – тот камень, / который положил на Сионе Бог, / из скалы источивший в пустыне воду / и изливший нам из ребр Своих бессмертие; / это – камень, от горы девственной отсеченный без хотения мужа, / – Сын Человеческий, грядущий на облаках небесных / к Древнему Днями, как изрек Даниил, / и Царство Его – вечно.
Слава, стихира евангельская. Слава: Стихира Евангельская.
И ныне, глас 2: Преблагословена еси, Богородице Дево, / Воплощшим бо ся из Тебе ад пленися, / Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, / смерть умертвися, и мы ожихом. / Тем воспевающе вопием: / благословен Христос Бог, благоволивый тако, слава Тебе. И ныне, глас 2: Преблагословенна Ты, Богородица Дева, / ибо Воплотившимся от Тебя ад пленен, / Адам из него возвращен, / проклятие лишилось силы, / Ева освобождена, смерть умерщвлена / и мы исполнились жизни. / Потому, воспевая, взываем: / «Благословен Христос Бог, так благоволивший, слава Тебе!»
Священник: Слава Тебе, показавшему нам свет!
Славословие великое.

Славословие великое.

Таже тропарь воскресен:

Днесь Спасение миру бысть, / поем Воскресшему из гроба, / и Начальнику жизни нашея: / разрушив бо смертию смерть, / победу даде нам и велию милость.

Тропарь воскресный

Всей день совершилось спасение мира! / Воспоем Воскресшего из гроба / и Начальника жизни нашей, / ибо уничтожив смертию смерть, / Он дал нам победу и великую милость.

И ектении, и отпуст.

И отпуст.

ГЛАС 7

НА ЛИТУРГИИ.

Блаженна, глас 7:

Красен бе и добр в снедь, иже мене умертвивый плод: / Христос есть Древо животное, / от Негоже ядый не умираю, / но вопию с разбойником: / помяни мя Господи, во Царствии Твоем.

НА ЛИТУРГИИ

Блаженны, на 8

Красив был и хорош в пищу / меня умертвивший плод. / Христос же – древо жизни, / от которого вкусив, я не умираю, / но взываю вместе с разбойником: / «Помяни меня, Господи, / во Царствии Твоем!»

Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
На Крест вознесся Щедре, / Адамово рукописание древняго греха загладил еси, / и спасл еси от прелести весь род человеческий. / Темже воспеваем Тя, благодетелю Господи. На Кресте вознесенный, Ты, Милосердный, / рукописание древнего греха Адамова изгладил / и спас от заблуждения весь человеческий род. / Потому мы воспеваем Тебя, / благодетель Господи!
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Пригвоздил еси на Кресте Щедре, грехи наша Христе, / и Твоею смертию смерть умертвил еси / воздвигнувый умершия из мертвых: / темже покланяемся Твоему святому воскресению. Пригвоздил Ты ко Кресту, / милосердный Христе, наши грехи, / и Своею смертию смерть умертвил, / воздвигнув из мертвых умерших. / Потому мы поклоняемся Твоему / священному воскресению.
Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное. Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Излия яд змий в слухи Евины иногда: / Христос же на Древе крестнем источил есть мирови жизни сладость. / Темже взываем: / помяни нас Господи, во Царствии Твоем. Излил некогда змий / яд свой в уши Евы; / Христос же на древе Креста / источил миру сладость жизни. / Помяни нас, Господи, / во Царствии Твоем!
Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Во гробе яко смертен положен был еси, Животе всех Христе: / и вереи адовы сломил еси: / и воскрес во славе тридневен яко силен, всех просветил еси: / слава Твоему востанию. Во гробе, как смертный, / Ты был положен, Христе, жизнь всех, / и сокрушил засовы ада; / и, воскреснув во славе в третий день как сильный, всех просветил. / Слава Твоему воскресению!
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.
Господь воскрес тридневен из мертвых, / дарова мир Свой учеником, / и сих благословив посла, рек: / вся приведите во Царствие Мое. Господь, воскреснув в третий день из мертвых, / Свой мир даровал ученикам / и, благословив, послал их на проповедь, сказав: / «Всех приведите в Царство Моё!»
Слава, Троичен: Свет Отец, свет Сын и Слово, свет Дух Святый, / но един Свет три, един бо Бог в триех убо Лицех, / единем же естестве и начале, несеком и неслиян, Сый превечный. Слава, Троичен: Свет – Отец, свет – Сын и Слово, / свет – и Дух Святой, / но Три – единый свет; ибо един Бог / в трех Лицах, но при едином естестве и начале, / – нераздельный, неслиянный, существующий предвечно.
И ныне, Богородичен: Родила еси Сына и Слово Отчее, плотию нас ради, / якоже весть, Богородице, Сам. / Темже, Дево Мати, обожени бывше Тобою, / радуйся, Тебе зовем, христианом упование.

И ныне, Богородичен: Носила Ты на земле во чреве / Сына и Слово Отца по плоти, / как Он знает Сам, Богородица. / Потому мы, обоженные чрез Тебя, / восклицаем Тебе, Дева-Матерь: / «Радуйся, надежда христиан!»

Тpопаpь воскpесен, глас 7:

Разрушил еси Крестом Твоим смерть, / отверзл еси разбойнику рай; / мироносицам плач преложил еси / и Апостолом проповедати повелел еси, / яко воскресл еси, Христе Боже, / даруяй мирови / велию милость.

Тропарь

Сокрушил Ты Крестом Своим смерть, / открыл разбойнику рай, / плач мироносиц в радость изменил / и Своим апостолам проповедовать повелел, / что Ты воскрес, Христе Боже, / даруя миру / великую милость.

Кондак, глас 7:

Не ктому держава смертная / возможет держати человеки: / Христос бо сниде, сокрушая и разоряя силы ея. / Связуем бывает ад, / пророцы согласно радуются: / предста, глаголюще, Спас сущим в вере, / изыдите, вернии, в воскресение.

Кондак

Уже не сможет более удерживать людей власть смерти, / ибо сошел Христос сокрушая и разоряя силы ее. / Ад связан, пророки согласно радуются: / «Явился, – говорят, – Спаситель тем, кто в вере; / выходите, верные для воскресения!»

Прокимен, глас 7:

Господь крепость людем Своим даст, / Господь благословит люди Своя миром. Стих: Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви сыны овни.

Прокимен

Господь силу народу Своему даст, / Господь благословит народ Свой миром. Стих: Принесите Господу, сыны Божии, принесите Господу молодых овнов. Пс 28:11, 1А

Аллилуиа:

Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему Вышний. Стих: Возвещати заутра милость Твою, и истину Твою на всяку нощь.

Аллилуиа

Стих: Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний. Стих: Возвещать ранним утром милость Твою и истину Твою во всякую ночь. Пс 91:2, 3