Что такое беснование и как его опознать?

архим. Силь­вестр (Стой­чев)

Оглав­ле­ние


Бесы направ­ляют свои силы на то, чтобы раз­ру­шать доброе и осо­бенно — вре­дить людям. Част­ным при­ме­ром деструк­тив­ного воз­дей­ствия бесов на чело­века явля­ется бес­но­ва­ние. В Св. Писа­нии есть целый ряд при­ме­ров, когда гово­рится о зло­стра­да­нии людей, и ука­зы­ва­ется бес­но­ва­ние как при­чина этих бед: Мф.9:33, Мф.17:18, Мк.7:29, Лк.4:35, Лк.9:42.

Бес­но­ва­ние с науч­ной пози­ции

Прежде чем гово­рить о том, как опо­знать бес­но­ва­ние, сле­дует отве­тить на вопрос, что такое бес­но­ва­ние. Как рас­смат­ри­вать это состо­я­ние? Нередко пред­при­ни­ма­ются попытки объ­яс­нить все с науч­ной пози­ции, считая, что речь идет о пси­хи­че­ских забо­ле­ва­ниях, кото­рое древ­ние по незна­нию и суе­ве­рию счи­тали одер­жи­мо­стью. При­нять такое мнение нельзя, так как в Еван­ге­лии нет ника­ких осно­ва­ний для подоб­ного пони­ма­ния. Гос­подь Иисус Хри­стос изго­нял бесов, и апо­столы оста­вили опи­са­ние этого. Если гипо­те­ти­че­ски и можно пред­по­ло­жить, что народ непра­вильно пони­мал суть про­ис­хо­дя­щего, то такое невоз­можно по отно­ше­нию к близ­кому кругу – апо­сто­лам; а именно они и зафик­си­ро­вали эти случаи. И уж они точно, в случае непо­ни­ма­ния чего-либо, могли осве­до­миться у Боже­ствен­ного Учи­теля о сути про­ис­шед­шего, как нередко и бывало, когда апо­столы после каких-то собы­тий вопро­шали Гос­пода. Соот­вет­ственно сам еван­гель­ский текст не дает ни малей­ших осно­ва­ний для такой интер­пре­та­ции.

Конечно, нельзя отри­цать, что неко­то­рые формы пси­хи­че­ского рас­строй­ства похожи на бес­но­ва­ние.  Извест­ный пра­во­слав­ный бого­слов Жан-Клод Ларше, посвя­тив­ший свое иссле­до­ва­ние теме пси­хи­че­ских забо­ле­ва­ний, раз­де­ляет безу­мие бесов­ского про­ис­хож­де­ния и безу­мие сома­ти­че­ского про­ис­хож­де­ния.

В рус­ской бого­слов­ской науке этому вопросу посвя­щены рас­суж­де­ния архи­епи­скопа Инно­кен­тия (Бори­сова). Свя­ти­тель видит при­чину, по кото­рой бесы желают овла­деть чело­ве­ком, в том, что именно в чело­веке, как свя­зу­ю­щем мате­ри­аль­ный и духов­ный миры, демон умень­шает свое стра­да­ние и чув­ствует себя, если так можно выра­зиться, ком­форт­нее: «Итак, то, что ниже чело­века, и что выше его, состав­ляют две про­ти­во­по­лож­ные край­но­сти. Сле­до­ва­тельно, для злого духа, низ­пад­шего в про­ти­во­по­лож­ный мир, каждая сфера мучи­тельна, неесте­ственна. Но по мере при­бли­же­ния существ к сре­до­то­чию сих двух про­ти­во­по­лож­ных миров муче­ние сие умень­ша­ется, так что в чело­веке, как цепи или сре­до­то­чии сих миров, отрад­нее пре­бы­вать злому духу, нежели в каком-либо другом суще­стве всего мира види­мого, или чув­ствен­ного» (О суще­ствах, высших чело­века, или о духах). 

Бесов­ское вли­я­ние на тело и на душу

Архи­епи­скоп Инно­кен­тий допус­кает силь­ное бесов­ское вли­я­ние на тело чело­века, но отно­си­тельно души при­дер­жи­ва­ется мнения, что бесам это не под силу (и в этом сле­дует свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции, напри­мер, св. Диа­доху Фоти­кий­скому). Архи­епи­скоп Инно­кен­тий, отве­чая на вопрос о том, как именно про­ис­хо­дит про­цесс бес­но­ва­ния, пред­ла­гает ори­ги­наль­ную кон­цеп­цию, согласно кото­рой бес может дей­ство­вать на мозг и на низшие спо­соб­но­сти, или по его выра­же­нию, «на внеш­нюю обо­лочку души, а не на самую душу». Этой обо­лоч­кой в пред­став­ле­нии свя­ти­теля явля­ется нерв­ная система.

И бес как бы вкли­ни­ва­ется между душой и телом, все­ля­ясь и кон­тро­ли­руя через нерв­ную систему всего чело­века. Именно такое состо­я­ние вла­дыка Инно­кен­тий и назы­вает бес­но­ва­нием. При­ве­сти обос­но­ва­ние этой точки зрения вла­дыки Инно­кен­тия из святых отцов доста­точно трудно, но, несмотря на это, его теория бес­но­ва­ния пред­став­ля­ется инте­рес­ной и, в прин­ципе, не про­ти­во­ре­ча­щей пра­во­слав­ной антро­по­ло­гии. Есть и отлич­ные интер­пре­та­ции бес­но­ва­ния (см. Жан-Клода Ларше о пси­хи­че­ских забо­ле­ва­ниях).

Свя­ти­тель Инно­кен­тий ука­зы­вает, что причин такого печаль­ного состо­я­ния может быть несколько, но в любом случае это про­ис­хо­дит по Про­мыслу Божьему. В своем взгляде он пол­но­стью сле­дует свя­то­оте­че­скому учению, напри­мер, прп. Иоанн Дамас­кин пишет, что бесы «не имеют ни власти, ни силы против кого-нибудь, если не полу­чают поз­во­ле­ния от Бога в целях домо­стро­и­тель­ства» (Иоанн Дамас­кин, прп. Точное изло­же­ние Пра­во­слав­ной Веры//Книга 2, Глава 4. О дья­воле и демо­нах).

Жан-Клод Ларше при­во­дит пример из жития святых, когда святые отка­зы­ва­лись изгнать беса, пола­гая, что такое состо­я­ние (бес­но­ва­ние) на каком-то этапе для кон­крет­ного чело­века явля­ется путем к пока­я­нию. В Свя­щен­ном Писа­нии для подоб­ного мнения можно найти осно­ва­ние в словах апо­стола Павла: «пре­дать сатане во измож­де­ние плоти, чтобы дух был спасен» (1Кор.5:5)

Отли­чи­тель­ные черты бес­но­ва­ния

Что каса­ется вопроса, как понять, бес­но­ват ли чело­век, то сам по себе этот вопрос должен рас­смат­ри­ва­ется в срав­не­нии состо­я­ния бес­но­ва­ния и пси­хи­че­ского забо­ле­ва­ния, так как в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­чаев есть внеш­ние при­знаки бес­но­ва­ния, кото­рые четко ука­зы­вают на нездо­ро­вье чело­века. Но при­знаки эти, дей­стви­тельно, иногда похожи на про­яв­ле­ния неко­то­рых пси­хи­че­ских откло­не­ний. Найти внеш­ние кри­те­рии, по кото­рым можно сде­лать пра­виль­ный вывод, вряд ли можно. Оче­видно, что святые могут раз­ли­чать эти состо­я­ния и, соот­вет­ственно, ока­зы­вать необ­хо­ди­мую помощь. Иные спо­собы, как пра­вило, или не уко­ре­нены в аске­ти­че­ском опыте Церкви, стра­дают излиш­ней фор­маль­но­стью и т.п. Кроме того, в наше время бес­но­ва­нием часто назы­вает состо­я­ние, кото­рые тако­выми не явля­ется. Это может быть и чрез­мер­ное пора­бо­ще­ние неко­то­рыми стра­стями (алко­го­лем, напри­мер) или озлоб­ле­ние против Бога и Церкви, но, не смотря на гре­хов­ность такого состо­я­ния, это все же не бес­но­ва­ние. Беря во вни­ма­ние затруд­нен­ность в поиске кри­те­риев, по кото­рым без­оши­бочно можно было бы отли­чить бес­но­ва­ние от схожих по симп­то­мам пси­хи­че­ских забо­ле­ва­ний, сле­дует учи­ты­вать случаи изле­че­ния бес­но­ва­тых, опи­сан­ные в Свя­щен­ном Писа­нии, в агио­гра­фи­че­ской лите­ра­туре и в сочи­не­ниях святых отцов.

В этих источ­ни­ках можно видеть, что бес­но­ва­тые имеют опре­де­лен­ную реак­цию на сопри­кос­но­ве­ние со свя­то­стью. Реак­цию, кото­рую прак­ти­че­ски невоз­можно спу­тать ни с каким пси­хи­че­ским забо­ле­ва­нием.

cайт храма прп. Сера­фима

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки