Диакониссы

Нико­лай Федо­ро­вич Марков,
кан­ди­дат кано­ни­че­ского права С.-Петербурского уни­вер­си­тета,
помощ­ник юрис­кон­суль­танта при Свя­щен­ном Синоде

ДИА­КО­НИССЫ были уже во вре­мена апо­сто­лов. Так, св. ап. Павел в посла­нии к Рим­ля­нам (16, 1) упо­ми­нает о некоей Фиве, бывшей «слу­жи­тель­ни­цею церкви, яже в Кен­хреех»; в после­ду­ю­щее же время о них часто упо­ми­нают и соборы (1 Всел. соб. пр. 19; IV Всел. соб. пp. 15; VI Всел. соб. пр. 14), и отцы и учи­тели церкви, и импе­ра­торы в своих зако­нах (Justin, nоv. 3, 6 и 123). Число диа­ко­ниcс при церк­вах иногда бывало довольно зна­чи­тельно. Так, при Юсти­ни­ане и Ирак­лие при вели­кой кон­стан­ти­но­поль­ской церкви их было до 40. В диак. изби­ра­лись сна­чала пре­иму­ще­ственно девы; из вдов же только «верныя и бла­го­го­вей­ныя, бывшия заму­жем только один раз» (Сonst. Apost, lib. IV. с. 18), но при Юсти­ни­ане доз­во­лено было изби­рать из тех и других (nоv. 6) и притом ранее 40 лет, хотя дей­стви­тель­ное слу­же­ние пору­ча­лось им не ранее дости­же­ния ими этого воз­раста и не иначе, как после тща­тель­ного испы­та­ния (IV Всел. соб. пр. 15 и Justin, nоv. 123). Исклю­че­ние из этого общего пра­вила допус­ка­лось лишь для лиц, отли­чав­шихся осо­бенно бла­го­че­сти­вою жизнью: они сразу назна­ча­лись диа­ко­ниc­сами без вся­кого испы­та­ния, хотя бы и не достигли 40-лет­него воз­раста. Очень часто диак. дела­лись жены епи­ско­пов после того, как эти послед­ние, полу­чая свой сан, должны были с ними раз­лу­читься; но и из них в эту долж­ность попа­дали только спо­соб­ные (Hist. Sozomen. lib. VIII, cap. 9). В древ­но­сти диак. при­чис­ля­лись к клиру и постав­ля­лись чрез особое руко­по­ло­же­ние (1 Всел. соб. пр. 19), и в Поста­нов­ле­ниях Апо­столь­ских даже сохра­ни­лась молитва, кото­рую при этом читал руко­по­ла­гав­ший: «Вечный Боже, Отче Гос­пода нашего Иисуса Христа, Творче мужа и жены, испол­нивши Духа Свята Мариам, Деворру и Анну, почтив­ший жену рож­де­нием Еди­но­род­ного Сына Твоего, в скинии завета и храме поста­вив­ший хра­ни­тель­ниц свя­щен­ных врат Твоих, — призри и ныне на рабу Твою сию и даруй ей Духа Твоего Свя­таго, да достойно совер­шит вру­ча­е­мое ей дело сие во славу Твою и честь Хри­стову» (Const. Apost. lib. VIII, с. 20). Но на Лаоди­кий­ском соборе вос­пре­щено постав­лять их в церкви: «не должно постав­ляти в церкви так име­ну­е­мыя пре­сви­те­рицы (ста­рицы) или пред­се­да­тель­ницы» (пр. 11‑е). Обя­зан­но­сти диак. были таковы: 1) они при­го­тов­ляли женщин к кре­ще­нию, настав­ляя их как отно­си­тельно дей­ствий и отве­тов при кре­ще­нии, так и отно­си­тельно пове­де­ния после кре­ще­ния, «вдо­вицы или ино­кини, изби­ра­е­мые для слу­же­ния при кре­ще­нии жен, гово­рит 12 прав, так назыв. IV Кар­фа­ген­ского собора, должны хорошо знать сию долж­ность, чтобы могли здра­вою речью поучать неопыт­ных и необ­ра­зо­ван­ных жен пред кре­ще­нием тому, как отве­чать им на вопросы кре­ща­ю­щего и как жить по при­ня­тии кре­ще­ния»; 2) помо­гали слу­жи­те­лям церкви при самом кре­ще­нии женщин; 3) испол­няли разные пору­че­ния епи­скопа, касав­ши­еся жен (точно так же, как диа­коны испол­няли их пору­че­ния отно­си­тельно мужчин), а именно: посе­щали боль­ных и впав­ших в несча­стия и пере­да­вали жен­щи­нам разные рас­по­ря­же­ния… [слово нераз­бор­чиво]; 4) стояли близ дверей, в кото­рые вхо­дили в храм жен­щины, рас­став­ляли их по местам и наблю­дали за тем, чтобы они вели себя за бого­слу­же­нием бла­го­чинно. На Западе в p.-католической и люте­ран­ской церк­вах диак. удер­жа­лись пре­иму­ще­ственно в каче­стве лиц, посвя­тив­ших себя уходу за боль­ными и вос­пи­танно детей, но уже без всякой при­над­леж­но­сти к клиру или церк. долж­но­стям. У нас в России при митр. моск. Фила­рете у неко­то­рых лиц яви­лась мысль вос­ста­но­вить этот древ­ний инсти­тут; но мысль эта не встре­тила сочув­ствия (Митр. Фила­рет. Письма к Высоч. особам, т. I, 131: О диа­ко­нисcах см. иером. Павла — О долж­но­стях и учрежд. вост. церкви, 1857 г., стр. 20; журн. «Дух Христ.» 1861–62 гг.)

Пра­во­слав­ная бого­слов­ская энцик­ло­пе­дия. Том 4, стлб. 1069. Изда­ние Пет­ро­град.
При­ло­же­ние к духов­ному жур­налу “Стран­ник” за 1903 г. Орфо­гра­фия совре­мен­ная.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки