На исходе каждого дня принято благодарить Бога за прошедший день и Его заботу о нас. Но если в этот день умер близкий, то как найти почву, предмет для благодарности; за что конкретно благодарить? В случае кончины болящего пожилого человека вполне можно благодарить за избавление его от страданий, а в случае ребёнка или человека в расцвете сил? А в случае "не мирной" кончины (от аварии до преступления)? Благодарю за то, что мою дочь изнасиловали и убили? За то, что упал самолёт с моими родственниками? За то, что моего сына убили на войне?
6 Ответов
В богословии, как и в математике, для решения сложной задачи её разделяют на более простые элементы. Применим это к нашему случаю. Да, было бы странно благодарить Творца за смерть тела ближнего (душа любого человека бессмертна). И Христос прослезился у гробницы Лазаря (Ин.11:33-35).
Итак, благодарить уместно:
- за то, что Господь, создал этого человека;
- за то, что дал ему вечную жизнь (смерть тела временна - до Всеобщего воскресения);
- за все дары Божии этому человеку;
- за всё хорошее, что было связано с покойным;
- за то, что жизнь человека не прекращается смертью его тела (есть мнение, что даже муки адовы лучше, чем небытие);
- за то, что нам дарована возможность молитв и милостыни за усопшего для улучшения его посмертной участи.
Не будем забывать, что смерть является благодеянием и для грешника, т.к. останавливает бесконечное умножение его грехов и беззаконий.
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть на ситуацию под правильным углом.
Если видеть в смерти безысходность, совершенный конец, то никакие утешения тут не помогут, и благодарить за такое в голову не придет.
Если же есть надежда на воскресение и встречу с близким человеком в Вечности, то печаль от разлуки с близким не будет столь острой. Поскольку смерть – это всего лишь временное явление, предваряющее собой Всеобщее воскресение, то в рамках Вечности время, проведенное в ожидании, стоит считать ничтожно малым. Но если понимать, что время – это исключительно земное понятие, определяющее длительность отрезков жизни, то с уверенностью можно сказать, что с позиции Вечности временной границы между жизнью временной и жизнью вечной нет, а смерть – это всего лишь миг, за которым открывается человеку мир, который изначально задумал для него Бог. Это осознание стало возможным для человека только благодаря вочеловечению Сына Божьего, Его крестной смерти и воскресению. Именно Бог дал нам возможность вновь войти в Царство, где нет смерти, но только Жизнь бесконечная. Не благодарить ли нам за это Творца? Основой для нашей благодарности лежит понимание того, что, несмотря на наши грехи и заблуждения, Бог все равно нас любит, желает нам спасения, почему мы и молимся о наших усопших близких в надежде на милость Божию к ним и встречу с ними в Вечности.
Отдельно рассмотрения стоит вопрос о насильственной смерти близкого. Тут ведь и язык не повернется благодарить за что-то. Необходимо понимать, что у людей есть свободная воля, в которую Бог кардинально не вмешивается, но очень мягко направляет ее к добру. Бог не насилует волю человека. Если злая свободная воля одного человека касается жизни другого человека, то в этом нет Божественного вмешательства, хотя и в этой ситуации Бог извлекает максимум пользы для дела спасения человека, если он сам готов принять всеблагой Божественный промысл. Бог хочет спасения всем людей и познания истины. И лишь человек отворачивается от предложенного Богом рая и марширует в ад. Сама по себе смерть является следствием того, что люди ослушались Бога. И, на самом деле, мы благодарим Бога не за сам факт смерти близкого человека, а за то, что Он нам открыл после смерти - за бессмертие. Оно не зависит от того как умер человек, а лишь от того как он жил.
Бог, как наш Творец и Промыслитель, как Человеколюбец непрестанно заботится о нас. Эта забота выражается в совершаемых Им, в отношении нас, благодеяниях. И мы благодарим Бога за это. Благодеяния Божии в отношении человека не прекращаются и после его физической смерти.
Что касается несчастий и бед, случающихся с нами в земной жизни, это происходит не по недосмотру Божию, а в силу нашей греховности. Грехами же умаляется достоинство человека, но не благость Божия.
У меня есть знакомый священник, пожилой протоиерей. У него когда-то погиб сын, юноша, в самом расцвете сил. А в городе, где они жили, был один подвижник, взявший на себя подвиг юродства. По словам этого батюшки, он был истинный раб Божий. Так вот, священник приходит к этому юродивому, а тот ему с порога и говорит: служи благодарственный молебен. Батюшка ему прекословит: дескать, какое тут может быть благодарение, я ни о чем и думать не могу. А тот настаивает: мол, служи. Батюшка смирился и послужил. Он рассказывал, что прямо-таки ощутил благодать Божию, которая покрыла его и помогла перенести горечь утраты без ропота.
Что касается Промысла Божия, то понять в полноте мы его не можем. Нам остается лишь принять его безропотно или отвергнуть карающую руку Божию и начать роптать. Надо избрать послушание Богу. Смысла в ропоте нет, конечно, этим мы ничего не улучшим и лишь станем противниками Богу.
Обдумайте эту историю из жития основателя монашества прп. Антония Великого:
Авва Антоний, проникая в глубину судеб Божиих, вопросил, говоря: «Господи! Почему одни немного живут, – и умирают; а другие живут до глубокой старости? Почему одни бедны, а другие живут богато? Почему нечестивые богатеют, а благочестивые бедны?» Тогда был к нему глас, глаголющий: «Антоний! себе внимай! То – суды Божии, и тебе нет пользы знать их».
Пожалуй не каждый человек сможет так сделать, но только имеющий совершенный духовный возраст. Для большинства простых людей необходимо какое-то время, чтобы принять смерть близкого и осознать её духовное значение. Помочь в этом нелёгком деле могут Советы православного психолога.
Пример правильного отношения верующего к смерти близких можно увидеть у праведного Иова, который потерял всех своих детей и при этом говорил смиренно: Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно! (Иов.1:21). Также в проповеди митр. Антония Сурожского на погребении есть очень глубокие слова:
...так торжественна, так полна веры и надежды, так богата любовью и благоговением служба отпевания человека. Каждое слово в ней – это слово веры; первые слова ее: «Благословен Бог наш!» – сколько нужно веры простой, честного доверия к Богу, чтобы перед лицом смерти самого близкого, порой, человека благословить Господа во всех путях Его, включая и этот таинственный путь. Сколько нужно надежды и уверенности в Боге, чтобы, обращаясь к отошедшей от нас душе, сказать: «Блажен путь, в который ты идешь сегодня, душа, ибо уготовано тебе место упокоения..». Каждое слово нашего богослужения крепко и истинно только правдивостью этой веры нашей и этой неколеблющейся надеждой, и живо это богослужение благоговейной, теплой, ласковой любовью, которой Церковь Христа, воплощенного Бога, окружает тело человека, осиротевшего теперь на время, до воскресения всех, отшествием его души.