Бессмертие

***

Бессме́ртие

1) одна из сторон Божественной беспредельности, выражающаяся в том, что Бог всегда был есть и будет, вне зависимости ни от кого и ни от чего (Исх.3:14); блаженное бессмертие есть следствие соединения с Богом, Который «единый имеющий бессмертие» (1Тим. 6:16);

2) естественная особенность, вложенная Богом в некоторые из Его творений, поддерживаемая Божественной благодатью; характеризующаяся невозможностью физической смерти в силу естественных причин (в настоящее время такая способность принадлежит ангелам, человеческим душам);

3) особенность, имеющая открыться во всех людях в отношении их душевно-телесного состава, при кончине мира (1Кор.15:35-44);

4) аллегорически понимаемое продолжение жизни человека после смерти: в истории, сердцах и памяти людей.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

***

Возможно ли избавить себя от личных проблем через суицид?

Несмотря на то, что для подавляющего большинства населения земли суицид артикулируется как форма девиантного поведения, как нечто страшное, чуждое не только нормам морали и этики, но и естественным человеческим стремлениям, ежегодное количество самоубийств в мире огромно. Причём, к такому исходу прибегают представители самых разных культур, социальных слоев, возрастов.

Достаточно часто причины самоубийств бывают связаны с псевдо-религиозными практиками, террористической деятельностью, наркоманией, алкоголизмом, затянувшимся или вновь вспыхнувшим психическим заболеванием, сильным психоэмоциональным потрясением.

Однако нередко к самоубийству подталкивает кажущаяся безвыходность осложнившейся жизненной ситуации, неумение или нежелание искать способы её разрешения, разуверение в собственных силах, в возможности помощи со стороны родственников, близких, друзей.

Если у человека, попавшего в подобную ситуацию, есть искра истинной веры в душе, то спасительной ниточкой для него может служить обращение к Богу (см.: Молитва). Однако если у него нет такой веры, или же если она притуплена (заглушена) внутренним криком отчаяния, он может подвигнуть себя к такому поступку, который, по его разумению, освободит его от жизненных трудностей разом и навсегда: достаточно лишь прервать свою жизнь.

Увы, но наложив на себя руки, человек, вместо мгновенного избавления от трудностей, приобретает множество куда более страшных проблем. Частично то, что ожидает самоубийцу по смерти, представлено в иконографии Страшного Суда.

Уже один только вид названных изображений способен привести зрителя в состояние трепета, ужаса. А ведь это всего лишь художественно-символические иллюстрации.

Даже и временное пребывание в аду (до Дня Страшного Суда) сулит самоубийце тягчайшие муки. Что же придётся испытывать тем самоубийцам, которые не будут помилованы на Страшном Суде (по молитвам ближних) и навсегда останутся в аду? — Их мучениям не будет конца (Мф.25:46) (см. подробнее: Вечны ли адские муки?).

Так стоит ли избавляться от временных трудностей ценой добровольного обречения себя на вечную тьму (Мф.22:13) и огонь (Мк.9:43), вечный плач и скрежет зубов (Мф.22:13)?

Бог создал человека смертным или бессмертным?

Смерть была неведома первозданному человеку. Бог создал людей бессмертными*: Он даровал им душу, чтобы они были «бессмертными навсегда» (свт. Иоанн Златоуст. Беседа XXI). Бессмертие, однако, не является природной необходимостью, но даром благодати Божией. Оно есть следствие соединения с Богом, Который «единый имеющий бессмертие» (1Тим.6:16).

* Согласно ряду свидетельств отцов, первозданный человек был и не смертным, и не бессмертным (как, собственно, это отмечено ниже, в данной статье. Следовательно, фразу следует скорректировать.

Тождественно понятие бессмертия с понятиями вечности и нетварности?

Понятие бессмертия было тождественно с понятиями вечности и нетварности, например, для платоников (отсюда учение о вечном предсуществовании души, нашедшее отражение в догматической системе Оригена), но а для христиан такое представление было изначально неприемлемо, поскольку душа по природе тварна. «Не следует называть душу бессмертной. Ибо если она бессмертна, то и безначальна», — писал мч. Иустин Философ (муч. Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем). «По природе» человек ни «смертен», ни «бессмертен», но «способен к тому и другому». «Ибо если бы Бог сотворил его вначале бессмертным, то сделал бы его Богом; если же, наоборот, сотворил бы его смертным, то Сам оказался бы виновником его смерти». Если бы человек, слушаясь Божественных заповедей, изначально избрал бессмертную участь, он был бы увенчан бессмертием и сделался бы «Богом воспринятым», — пишет свт. Феофил Антиохийский (Послание к Автолику. Книга 2). В том же духе высказывается и христианский апологет Татиан: «Душа сама по себе не бессмертна… но смертна. Впрочем, она может и не умирать» (Речь против эллинов). Согласно сщмч. Иринею Лионскому, душа не является жизнью сама по себе, она участвует в жизни, дарованной ей Богом (см. толкование на кн. Бытия). Прп. Иоанн Дамаскин говорит, что Ангелы тоже бессмертны не по природе, но по благодати (Точное изложение православной веры. Книга вторая). Аналогичное утверждение содержится в соборном послании свт. Софрония I, Патриарха Иерусалимского. Осуждая ошибки оригенистов — предсуществование душ и апокатастасис, — он говорит, что «души человеческие пребывают нетленными» и «ангелы остаются бессмертными» не потому, что имеют «естество нетленное или существо… бессмертное, но потому, что получили от Бога в удел благодать, обильно подающую бессмертие» (Соборное послание). Однако из этого не следует, что бытие, вызванное Творцом из небытия, неминуемо преходяще: оно содержится Божественной волей, пишет прот. Георгий Флоровский (Богословские статьи 2. Творение: его начало и конец). Если бы Адам и Ева, обладая теми дарованиями, которые они получили, и врожденной способностью к бессмертию, подчинились добровольно Божественной воле и если бы через послушание Богу они утвердили свою свободную волю в добре, то достигли бы бессмертия. Однако в результате грехопадения «нас приняла в себя мертвенная жизнь, так как сама жизнь наша некоторым образом умерла. Ибо в прямом смысле мертва жизнь наша, лишенная бессмертия», говорит свт. Григорий Нисский (Беседа 12).

Как можно говорить о бессмертии, когда смерть существует, люди умирают?

Хотя смерть еще не упразднена, ее беспомощность уже явлена. Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Правда, мы и теперь умираем прежней смертью, но не остаемся в ней; а это не значит умирать. Власть смерти и истинная смерть есть та, когда умерший уже не имеет возможности возвратиться к жизни; если же после смерти он оживет, и притом лучшей жизнью, то это не смерть, а успение» (Беседа 17). По слову сщмч. Игнатия Богоносца, в Таинстве Евхаристии верующим уже подается «врачевство бессмертия, противоядие, чтобы не умирать» (Глава 20. Я еще буду писать вам).

Почему бессмертие называют следствием воскресения?

Несмотря на неестественность смерти, она допускается Богом, чтобы зло не стало бессмертным. Свт. Григорий Нисский указывает: «По сей причине, дабы не увековечилось поселившееся в нас зло… сосуд на время разрушается смертью, чтобы, по истечении зла, преобразовалось человеческое естество и, чистое от зла, восстановилось в первоначальное состояние» (Собрание сочинений). Но такое восстановление возможно только при условии воскресения из мертвых: «Ибо, если нет воскресения, природа всего человека не сохранится», пишет свт. Феофил Антиохийский (Книга 2). Согласно учению свт. Афанасия Великого, поскольку Божие милосердие не могло допустить, «чтобы однажды сотворенные разумные существа и причастные Слова Его погибли и через тление снова обратились в небытие», Бог Слово стал человеком, чтобы «людей, обратившихся в тление, снова возвратить в нетление и оживотворить их от смерти, присвоением Себе тела и благодатью Воскресения уничтожая в них смерть, как солому огнем» (Слово о воплощении Бога-Слова). По слову свт. Григория Богослова, Христос воспринимает человеческую плоть, «чтобы и образ спасти, и плоть обессмертить» (Слово 38). Благодаря Воскресению Спасителя смерть не просто упраздняется, но человек наследует несравненно более высокие блага. Если диавол сумел заставить человека согрешить и тем самым лишить его жизни в раю, то Христос Своим воскресением и вознесением возвел человека на небо.

Каково будет бессмертие человека?

По учению прп. Николая Кавасилы, от нас не зависит, воскреснем мы после смерти или нет, равно как не зависело от нас наше рождение. Смерть и воскресение Христа приносят бессмертие и нетление всем в одинаковой степени, ибо всякий человек имеет то же естество, какое и Человек Иисус Христос. Но никого нельзя принудить к желанию Царства Небесного: воскресение — всеобщий дар, а блаженство приимут лишь некоторые (Семь слов о жизни во Христе). Несмотря на то, что воскресение ожидает как праведников, так и грешников, однако последние воскреснут лишь для того, чтобы подвергнуться «второй», вечной смерти, о которой пишет св. ап. Иоанн Богослов (Откр.20:6). Если для праведников смерть является, как пишет свт. Василий Великий, «сном, вернее же сказать, — отшествием к лучшей жизни» (Беседа 17), то для грешников, пишет свт. Игнатий (Брянчанинов) — «смерть вторая, т. е. окончательное осуждение на вечные адские муки» (Слово о смерти). По словам свт. Василия Великого, «кто потрудился в этом веке, тот жив будет до конца… Кто ради добродетели выдержал тысячи подвигов и для приобретения ее с избытком испытал себя в трудах, тот жив будет до конца, как много потрудившийся в скорбях Лазарь, как утомившийся в борьбе с противником Иов, потому что cказано: «Там отдыхают истощившиеся в силах» (Иов.3:17). Потому-то и Господь призывает к упокоению труждающихся и обремененных (Мф.11:28)… Кто предпочел путь тесный и многотрудный пути гладкому и спокойному, тот во время Божия посещения… не узрит ни вечной пагубы, ни непрекращающегося злострадания» (Беседа на псалом 48). После всеобщего воскресения из мертвых и Страшного Суда для праведников начнется «истинная жизнь во Христе Иисусе» (Беседа на псалом 114). «Умертвивший здесь духом деяния плотские там будет жить со Христом божественной и воистину вечной жизнью, а умертвивший здесь дух похотями и страстями — увы! — будет осужден с содетелем и виновником всякого зла, и предан нетерпимому и страшному мучению: что есть вторая, не имеющая преемства, смерть», — пишет свт. Григорий Палама (Добротолюбие. Том 5).

Какие есть доказательства бессмертия души?

Бессмертие человеческой души — один из предметов христианской веры. Доказательством истинности этого факта для верующих служит то, что он открыт Истинным Богом. Но и неверующим человеком мысль о бессмертии души не должна восприниматься как нечто априори противоречащее светской науке: ни один из ученых «пока еще» не доказал, что душа смертна.

В некоторых современных православных источниках пишут не «бессмертие», а «безсмертие». Как правильно?

Правильно пишется слово «бессмертный», потому что в современном русском языке есть правило о написании приставок БЕЗ- и БЕС-: перед гласными и звонкими согласными пишется БЕЗ-, а перед глухими БЕС-, т. е. в нашем случае — бессмертный.

Что касается «беса», который якобы угнездился в этом алломорфе, то он лишь в голове у тех, кто его там видит. Проект реформы был создан еще до революции, большевики лишь утвердили его (см. подробнее Л. Маршева. Страшна ли приставка «бес»?).

***

См. ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ, ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ, ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ

Print Friendly, PDF & Email