Бессмертие

***

Бессме́ртие

1) одна из сторон Боже­ствен­ной бес­пре­дель­но­сти, выра­жа­ю­ща­яся в том, что Бог всегда был есть и будет, вне зави­си­мо­сти ни от кого и ни от чего (Исх.3:14); бла­жен­ное бес­смер­тие есть след­ствие соеди­не­ния с Богом, Кото­рый «единый име­ю­щий бес­смер­тие» (1Тим. 6:16);

2) есте­ствен­ная осо­бен­ность, вло­жен­ная Богом в неко­то­рые из Его тво­ре­ний, под­дер­жи­ва­е­мая Боже­ствен­ной бла­го­да­тью; харак­те­ри­зу­ю­ща­яся невоз­мож­но­стью физи­че­ской смерти в силу есте­ствен­ных причин (в насто­я­щее время такая спо­соб­ность при­над­ле­жит анге­лам, чело­ве­че­ским душам);

3) осо­бен­ность, име­ю­щая открыться во всех людях в отно­ше­нии их душевно-телес­ного состава, при кон­чине мира (1Кор.15:35–44);

4) алле­го­ри­че­ски пони­ма­е­мое про­дол­же­ние жизни чело­века после смерти: в исто­рии, серд­цах и памяти людей.

«Ибо так воз­лю­бил Бог мир, что отдал Сына Своего Еди­но­род­ного, дабы всякий, веру­ю­щий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

***

Воз­можно ли изба­вить себя от личных про­блем через суицид?

Несмотря на то, что для подав­ля­ю­щего боль­шин­ства насе­ле­ния земли суицид арти­ку­ли­ру­ется как форма деви­ант­ного пове­де­ния, как нечто страш­ное, чуждое не только нормам морали и этики, но и есте­ствен­ным чело­ве­че­ским стрем­ле­ниям, еже­год­ное коли­че­ство само­убийств в мире огромно. Причём, к такому исходу при­бе­гают пред­ста­ви­тели самых разных куль­тур, соци­аль­ных слоев, воз­рас­тов.

Доста­точно часто при­чины само­убийств бывают свя­заны с псевдо-рели­ги­оз­ными прак­ти­ками, тер­ро­ри­сти­че­ской дея­тель­но­стью, нар­ко­ма­нией, алко­го­лиз­мом, затя­нув­шимся или вновь вспых­нув­шим пси­хи­че­ским забо­ле­ва­нием, силь­ным пси­хо­эмо­ци­о­наль­ным потря­се­нием.

Однако нередко к само­убий­ству под­тал­ки­вает кажу­ща­яся без­вы­ход­ность ослож­нив­шейся жиз­нен­ной ситу­а­ции, неуме­ние или неже­ла­ние искать спо­собы её раз­ре­ше­ния, разу­ве­ре­ние в соб­ствен­ных силах, в воз­мож­но­сти помощи со сто­роны род­ствен­ни­ков, близ­ких, друзей.

Если у чело­века, попав­шего в подоб­ную ситу­а­цию, есть искра истин­ной веры в душе, то спа­си­тель­ной ниточ­кой для него может слу­жить обра­ще­ние к Богу (см.: Молитва). Однако если у него нет такой веры, или же если она при­туп­лена (заглу­шена) внут­рен­ним криком отча­я­ния, он может подвиг­нуть себя к такому поступку, кото­рый, по его разу­ме­нию, осво­бо­дит его от жиз­нен­ных труд­но­стей разом и навсе­гда: доста­точно лишь пре­рвать свою жизнь.

Увы, но нало­жив на себя руки, чело­век, вместо мгно­вен­ного избав­ле­ния от труд­но­стей, при­об­ре­тает мно­же­ство куда более страш­ных про­блем. Частично то, что ожи­дает само­убийцу по смерти, пред­став­лено в ико­но­гра­фии Страш­ного Суда.

Уже один только вид назван­ных изоб­ра­же­ний спо­со­бен при­ве­сти зри­теля в состо­я­ние тре­пета, ужаса. А ведь это всего лишь худо­же­ственно-сим­во­ли­че­ские иллю­стра­ции.

Даже и вре­мен­ное пре­бы­ва­ние в аду (до Дня Страш­ного Суда) сулит само­убийце тяг­чай­шие муки. Что же при­дётся испы­ты­вать тем само­убий­цам, кото­рые не будут поми­ло­ваны на Страш­ном Суде (по молит­вам ближ­них) и навсе­гда оста­нутся в аду? — Их муче­ниям не будет конца (Мф.25:46) (см. подроб­нее: Вечны ли адские муки?).

Так стоит ли избав­ляться от вре­мен­ных труд­но­стей ценой доб­ро­воль­ного обре­че­ния себя на вечную тьму (Мф.22:13) и огонь (Мк.9:43), вечный плач и скре­жет зубов (Мф.22:13)?

Бог создал чело­века смерт­ным или бес­смерт­ным?

Смерть была неве­дома пер­во­здан­ному чело­веку. Бог создал людей бес­смерт­ными*: Он даро­вал им душу, чтобы они были «бес­смерт­ными навсе­гда» (свт. Иоанн Зла­то­уст. Беседа XXI). Бес­смер­тие, однако, не явля­ется при­род­ной необ­хо­ди­мо­стью, но даром бла­го­дати Божией. Оно есть след­ствие соеди­не­ния с Богом, Кото­рый «единый име­ю­щий бес­смер­тие» (1Тим.6:16).

* Согласно ряду сви­де­тельств отцов, пер­во­здан­ный чело­век был и не смерт­ным, и не бес­смерт­ным (как, соб­ственно, это отме­чено ниже, в данной статье. Сле­до­ва­тельно, фразу сле­дует скор­рек­ти­ро­вать.

Тож­де­ственно поня­тие бес­смер­тия с поня­ти­ями веч­но­сти и нетвар­но­сти?

Поня­тие бес­смер­тия было тож­де­ственно с поня­ти­ями веч­но­сти и нетвар­но­сти, напри­мер, для пла­то­ни­ков (отсюда учение о вечном пред­су­ще­ство­ва­нии души, нашед­шее отра­же­ние в дог­ма­ти­че­ской системе Ори­гена), но а для хри­стиан такое пред­став­ле­ние было изна­чально непри­ем­лемо, поскольку душа по при­роде тварна. «Не сле­дует назы­вать душу бес­смерт­ной. Ибо если она бес­смертна, то и без­на­чальна», — писал мч. Иустин Фило­соф (муч. Иустин Фило­соф. Раз­го­вор с Три­фо­ном Иудеем). «По при­роде» чело­век ни «смер­тен», ни «бес­смер­тен», но «спо­со­бен к тому и дру­гому». «Ибо если бы Бог сотво­рил его вна­чале бес­смерт­ным, то сделал бы его Богом; если же, наобо­рот, сотво­рил бы его смерт­ным, то Сам ока­зался бы винов­ни­ком его смерти». Если бы чело­век, слу­ша­ясь Боже­ствен­ных запо­ве­дей, изна­чально избрал бес­смерт­ную участь, он был бы увен­чан бес­смер­тием и сде­лался бы «Богом вос­при­ня­тым», — пишет свт. Феофил Антио­хий­ский (Посла­ние к Авто­лику. Книга 2). В том же духе выска­зы­ва­ется и хри­сти­ан­ский апо­ло­гет Татиан: «Душа сама по себе не бес­смертна… но смертна. Впро­чем, она может и не уми­рать» (Речь против элли­нов). Согласно сщмч. Иринею Лион­скому, душа не явля­ется жизнью сама по себе, она участ­вует в жизни, даро­ван­ной ей Богом (см. тол­ко­ва­ние на кн. Бытия). Прп. Иоанн Дамас­кин гово­рит, что Ангелы тоже бес­смертны не по при­роде, но по бла­го­дати (Точное изло­же­ние пра­во­слав­ной веры. Книга вторая). Ана­ло­гич­ное утвер­жде­ние содер­жится в собор­ном посла­нии свт. Софро­ния I, Пат­ри­арха Иеру­са­лим­ского. Осуж­дая ошибки ори­ге­ни­стов — пред­су­ще­ство­ва­ние душ и апо­ка­та­с­та­сис, — он гово­рит, что «души чело­ве­че­ские пре­бы­вают нетлен­ными» и «ангелы оста­ются бес­смерт­ными» не потому, что имеют «есте­ство нетлен­ное или суще­ство… бес­смерт­ное, но потому, что полу­чили от Бога в удел бла­го­дать, обильно пода­ю­щую бес­смер­тие» (Собор­ное посла­ние). Однако из этого не сле­дует, что бытие, вызван­ное Твор­цом из небы­тия, неми­ну­емо пре­хо­дяще: оно содер­жится Боже­ствен­ной волей, пишет прот. Геор­гий Фло­ров­ский (Бого­слов­ские статьи 2. Тво­ре­ние: его начало и конец). Если бы Адам и Ева, обла­дая теми даро­ва­ни­ями, кото­рые они полу­чили, и врож­ден­ной спо­соб­но­стью к бес­смер­тию, под­чи­ни­лись доб­ро­вольно Боже­ствен­ной воле и если бы через послу­ша­ние Богу они утвер­дили свою сво­бод­ную волю в добре, то достигли бы бес­смер­тия. Однако в резуль­тате гре­хо­па­де­ния «нас при­няла в себя мерт­вен­ная жизнь, так как сама жизнь наша неко­то­рым обра­зом умерла. Ибо в прямом смысле мертва жизнь наша, лишен­ная бес­смер­тия», гово­рит свт. Гри­го­рий Нис­ский (Беседа 12).

Как можно гово­рить о бес­смер­тии, когда смерть суще­ствует, люди уми­рают?

Хотя смерть еще не упразд­нена, ее бес­по­мощ­ность уже явлена. Свт. Иоанн Зла­то­уст пишет: «Правда, мы и теперь уми­раем преж­ней смер­тью, но не оста­емся в ней; а это не значит уми­рать. Власть смерти и истин­ная смерть есть та, когда умер­ший уже не имеет воз­мож­но­сти воз­вра­титься к жизни; если же после смерти он оживет, и притом лучшей жизнью, то это не смерть, а успе­ние» (Беседа 17). По слову сщмч. Игна­тия Бого­носца, в Таин­стве Евха­ри­стии веру­ю­щим уже пода­ется «вра­чев­ство бес­смер­тия, про­ти­во­ядие, чтобы не уми­рать» (Глава 20. Я еще буду писать вам).

Почему бес­смер­тие назы­вают след­ствием вос­кре­се­ния?

Несмотря на неесте­ствен­ность смерти, она допус­ка­ется Богом, чтобы зло не стало бес­смерт­ным. Свт. Гри­го­рий Нис­ский ука­зы­вает: «По сей при­чине, дабы не уве­ко­ве­чи­лось посе­лив­ше­еся в нас зло… сосуд на время раз­ру­ша­ется смер­тью, чтобы, по исте­че­нии зла, пре­об­ра­зо­ва­лось чело­ве­че­ское есте­ство и, чистое от зла, вос­ста­но­ви­лось в пер­во­на­чаль­ное состо­я­ние» (Собра­ние сочи­не­ний). Но такое вос­ста­нов­ле­ние воз­можно только при усло­вии вос­кре­се­ния из мерт­вых: «Ибо, если нет вос­кре­се­ния, при­рода всего чело­века не сохра­нится», пишет свт. Феофил Антио­хий­ский (Книга 2). Согласно учению свт. Афа­на­сия Вели­кого, поскольку Божие мило­сер­дие не могло допу­стить, «чтобы одна­жды сотво­рен­ные разум­ные суще­ства и при­част­ные Слова Его погибли и через тление снова обра­ти­лись в небы­тие», Бог Слово стал чело­ве­ком, чтобы «людей, обра­тив­шихся в тление, снова воз­вра­тить в нетле­ние и ожи­во­тво­рить их от смерти, при­сво­е­нием Себе тела и бла­го­да­тью Вос­кре­се­ния уни­что­жая в них смерть, как солому огнем» (Слово о вопло­ще­нии Бога-Слова). По слову свт. Гри­го­рия Бого­слова, Хри­стос вос­при­ни­мает чело­ве­че­скую плоть, «чтобы и образ спасти, и плоть обес­смер­тить» (Слово 38). Бла­го­даря Вос­кре­се­нию Спа­си­теля смерть не просто упразд­ня­ется, но чело­век насле­дует несрав­ненно более высо­кие блага. Если диавол сумел заста­вить чело­века согре­шить и тем самым лишить его жизни в раю, то Хри­стос Своим вос­кре­се­нием и воз­не­се­нием возвел чело­века на небо.

Каково будет бес­смер­тие чело­века?

По учению прп. Нико­лая Кава­силы, от нас не зави­сит, вос­крес­нем мы после смерти или нет, равно как не зави­село от нас наше рож­де­ние. Смерть и вос­кре­се­ние Христа при­но­сят бес­смер­тие и нетле­ние всем в оди­на­ко­вой сте­пени, ибо всякий чело­век имеет то же есте­ство, какое и Чело­век Иисус Хри­стос. Но никого нельзя при­ну­дить к жела­нию Цар­ства Небес­ного: вос­кре­се­ние — все­об­щий дар, а бла­жен­ство при­и­мут лишь неко­то­рые (Семь слов о жизни во Христе). Несмотря на то, что вос­кре­се­ние ожи­дает как пра­вед­ни­ков, так и греш­ни­ков, однако послед­ние вос­крес­нут лишь для того, чтобы под­верг­нуться «второй», вечной смерти, о кото­рой пишет св. ап. Иоанн Бого­слов (Откр.20:6). Если для пра­вед­ни­ков смерть явля­ется, как пишет свт. Васи­лий Вели­кий, «сном, вернее же ска­зать, — отше­ствием к лучшей жизни» (Беседа 17), то для греш­ни­ков, пишет свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) — «смерть вторая, т. е. окон­ча­тель­ное осуж­де­ние на вечные адские муки» (Слово о смерти). По словам свт. Васи­лия Вели­кого, «кто потру­дился в этом веке, тот жив будет до конца… Кто ради доб­ро­де­тели выдер­жал тысячи подви­гов и для при­об­ре­те­ния ее с избыт­ком испы­тал себя в трудах, тот жив будет до конца, как много потру­див­шийся в скор­бях Лазарь, как уто­мив­шийся в борьбе с про­тив­ни­ком Иов, потому что cка­зано: «Там отды­хают исто­щив­ши­еся в силах» (Иов.3:17). Потому-то и Гос­подь при­зы­вает к упо­ко­е­нию труж­да­ю­щихся и обре­ме­нен­ных (Мф.11:28)… Кто пред­по­чел путь тесный и мно­го­труд­ный пути глад­кому и спо­кой­ному, тот во время Божия посе­ще­ния… не узрит ни вечной пагубы, ни непре­кра­ща­ю­ще­гося зло­стра­да­ния» (Беседа на псалом 48). После все­об­щего вос­кре­се­ния из мерт­вых и Страш­ного Суда для пра­вед­ни­ков нач­нется «истин­ная жизнь во Христе Иисусе» (Беседа на псалом 114). «Умерт­вив­ший здесь духом деяния плот­ские там будет жить со Хри­стом боже­ствен­ной и воис­тину вечной жизнью, а умерт­вив­ший здесь дух похо­тями и стра­стями — увы! — будет осуж­ден с соде­те­лем и винов­ни­ком вся­кого зла, и предан нетер­пи­мому и страш­ному муче­нию: что есть вторая, не име­ю­щая пре­ем­ства, смерть», — пишет свт. Гри­го­рий Палама (Доб­ро­то­лю­бие. Том 5).

Какие есть дока­за­тель­ства бес­смер­тия души?

Бес­смер­тие чело­ве­че­ской души — один из пред­ме­тов хри­сти­ан­ской веры. Дока­за­тель­ством истин­но­сти этого факта для веру­ю­щих служит то, что он открыт Истин­ным Богом. Но и неве­ру­ю­щим чело­ве­ком мысль о бес­смер­тии души не должна вос­при­ни­маться как нечто апри­ори про­ти­во­ре­ча­щее свет­ской науке: ни один из ученых «пока еще» не дока­зал, что душа смертна.

В неко­то­рых совре­мен­ных пра­во­слав­ных источ­ни­ках пишут не «бес­смер­тие», а «без­смер­тие». Как пра­вильно?

Пра­вильно пишется слово «бес­смерт­ный», потому что в совре­мен­ном рус­ском языке есть пра­вило о напи­са­нии при­ста­вок БЕЗ- и БЕС-: перед глас­ными и звон­кими соглас­ными пишется БЕЗ‑, а перед глу­хими БЕС‑, т. е. в нашем случае — бес­смерт­ный.

Что каса­ется «беса», кото­рый якобы угнез­дился в этом алло­морфе, то он лишь в голове у тех, кто его там видит. Проект реформы был создан еще до рево­лю­ции, боль­ше­вики лишь утвер­дили его (см. подроб­нее Л. Мар­шева. Страшна ли при­ставка «бес»?).

***

См. ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ, ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ, ВТОРОЕ ПРИ­ШЕ­СТВИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки