Эпектазис

1 голос2 голоса3 голоса4 голоса5 голосов (6 голос: 5,00 из 5)

Эпекта́зис – представление о духовной жизни (нынешней, посмертной и в будущем веке) как о непрерывно возрастающем Богопознании, живом движении к Богу.

Христианская духовная жизнь предполагает постоянное ожидание большего. Она происходит в непрестанном возрастании, в восхождении из одной меры Богопознания в другую, в преображении от созерцания Божественной славы, ибо «взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу» (2Кор. 3:18).

Христианин живет в напряженном устремлении к Богу, что раскрывает образ бегущего в Послании к Филиппийцам (3:13-14): «не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед (επεκτεινόμενος, откуда термин επέκτασις, эпектасис) стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе».

Вышнее звание во Христе Иисусе – достижение христианского совершенства по образу Иисуса Христа через благодатное соединение с Богом. Св. Максим Исповедник говорит, что даже имеющий дар прозорливости и чудотворений христианин, пребывающий в этой жизни, обладает ведением Бога лишь частично. Но некогда, после свершения веков, он достигнет совершенного удела – «покоящейся в самой себе Истины, которая открывает Себя достойным Лицом к лицу, дабы не обладали они лишь частью полноты, но стяжали бы целиком всю полноту благодати по причастию». В грядущей жизни христиане придут в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Ефес. 4:13), в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2:3), с явлением которых неполное и частичное познание упразднится.

 

Епископ Диоклийский Каллист:
Многие греческие Отцы – особенно св. Ириней Лионский, св. Григорий Нисский и св. Максим Исповедник – видят вечную жизнь (насколько можно ее видеть) как «эпектазис», бесконечное движение вперед. Небесное блаженство не статично, оно динамично, это неисчерпаемое творчество. Св. Григорий Нисский тонко замечает, что самая суть совершенства в том, что мы не можем стать совершенными, но непрестанно движемся «от славы в славу» (2Кор. 3:18).

См. БЛАГОДАТЬ, ОБОЖЕНИЕ

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru