Эпектазис

Эпекта́зис (греч. рас­про­стра­не­ниеуве­ли­че­ние в про­стран­стведви­же­ние вперёд) – пред­став­ле­ние о духов­ной жизни (нынеш­ней, посмерт­ной и в буду­щем веке) как о непре­рывно воз­рас­та­ю­щем Бого­по­зна­нии, живом дви­же­нии к Богу.

Хри­сти­ан­ская духов­ная жизнь пред­по­ла­гает посто­ян­ное ожи­да­ние боль­шего. Она про­ис­хо­дит в непре­стан­ном воз­рас­та­нии, в вос­хож­де­нии из одной меры Бого­по­зна­ния в другую, в пре­об­ра­же­нии от созер­ца­ния Боже­ствен­ной славы, ибо «взирая на славу Гос­подню, пре­об­ра­жа­емся в тот же образ от славы в славу» (2Кор. 3:18).

Хри­сти­а­нин живет в напря­жен­ном устрем­ле­нии к Богу, что рас­кры­вает образ бегу­щего в Посла­нии к Филип­пий­цам (Фил.3:13–14): «не почи­таю себя достиг­шим; а только, забы­вая заднее и про­сти­ра­ясь вперед (επεκτεινόμενος, откуда термин επέκτασις, эпек­та­сис) стрем­люсь к цели, к поче­сти выш­него звания Божия во Христе Иисусе».

Вышнее звание во Христе Иисусе – дости­же­ние хри­сти­ан­ского совер­шен­ства по образу Иисуса Христа через бла­го­дат­ное соеди­не­ние с Богом. Св. Максим Испо­вед­ник гово­рит, что даже име­ю­щий дар про­зор­ли­во­сти и чудо­тво­ре­ний хри­сти­а­нин, пре­бы­ва­ю­щий в этой жизни, обла­дает веде­нием Бога лишь частично. Но неко­гда, после свер­ше­ния веков, он достиг­нет гораздо более совер­шен­ного удела – «поко­я­щейся в самой себе Истины, кото­рая откры­вает Себя достой­ным Лицом к лицу, дабы не обла­дали они лишь частью пол­ноты, но стя­жали бы цели­ком всю пол­ноту бла­го­дати по при­ча­стию». В гря­ду­щей жизни хри­сти­ане придут в мужа совер­шен­ного, в меру пол­ного воз­раста Хри­стова (Ефес.4:13), в Кото­ром сокрыты все сокро­вища пре­муд­ро­сти и веде­ния (Кол.2:3), с явле­нием кото­рых непол­ное и частич­ное позна­ние, свой­ствен­ное людям, живу­щим земной жизнью, упразд­нится. То, что сейчас пости­га­ется через веру, станет явственно и оче­видно.

Однако и в этих усло­виях духовно-нрав­ствен­ное совер­шен­ство пра­вед­ни­ков не будет абсо­лют­ным, но будет воз­рас­тать в соот­вет­ствии с запо­ве­дями:  “освя­щай­тесь и будьте святы, ибо Я свят” (Лев.11:44, также Лев.11:45,19:2,20:26), “будьте совер­шенны, как совер­шен Отец ваш Небес­ный” (Мф. 5:48). Достиг­нуть совер­шен­ства Творца чело­век, как тво­ре­ние, не в состо­я­нии, но может бес­ко­нечно упо­доб­ляться Богу в Его совер­шен­ствах.

***

епи­скоп Дио­клий­ский Кал­лист:
Многие гре­че­ские Отцы – осо­бенно св. Ириней Лион­ский, св. Гри­го­рий Нис­ский и св. Максим Испо­вед­ник – видят вечную жизнь (насколько можно ее видеть) как «эпек­та­зис», бес­ко­неч­ное дви­же­ние вперед. Небес­ное бла­жен­ство не ста­тично, оно дина­мично, это неис­чер­па­е­мое твор­че­ство. Св. Гри­го­рий Нис­ский тонко заме­чает, что самая суть совер­шен­ства в том, что мы не можем стать совер­шен­ными, но непре­станно дви­жемся «от славы в славу» (2Кор. 3:18).

прот. Андрей Кор­доч­кин:
В свя­то­оте­че­ском бого­сло­вии есть поня­тие – эпек­та­сис. Это вос­хож­де­ние, в кото­ром нико­гда нет послед­ней сту­пеньки, нет конца, нет послед­ней оста­новки. Нет в земной жизни, нет и в буду­щей. Бог чело­веку посто­янно явля­ется новым, всегда есть место для откры­тия. Об этом пишет Мака­рий Еги­пет­ский, он исполь­зует образ залов, пере­хо­дя­щих из одного в другой.

***

См. БЛАГОДАТЬ, ОБОЖЕНИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки