Духов­ная жизнь

См. раздел ДУХОВ­НАЯ ЖИЗНЬ В ПРА­ВО­СЛА­ВИИ

***

Духо́вная жизнь есть новая жизнь уве­ро­вав­шего в Иисуса Христа чело­века, порож­да­е­мая Боже­ствен­ной бла­го­да­тью Свя­того Духа при согла­сии сво­бод­ной чело­ве­че­ской воли.

Духов­ная жизнь названа духов­ной по двум при­чи­нам. Прежде всего, она появ­ля­ется, воз­рас­тает и совер­шен­ству­ется только через бла­го­дат­ное дей­ствие Свя­того Духа Божьего. Далее, потому что в ней при­ни­мает уча­стие дух чело­ве­че­ский. Из соеди­не­ния Духа Божьего и духа чело­ве­че­ского и про­ис­хо­дит духов­ная жизнь, в кото­рой Дух Божий подает саму жизнь, а дух чело­ве­че­ский вос­при­ем­лет.

Начало пол­но­цен­ной духов­ной жизни пола­га­ется в таин­стве кре­ще­ния, где чело­веку обильно пода­ется бла­го­дать для духов­ного воз­рож­де­ния. В таин­стве кре­ще­ния в хри­сти­а­нине закла­ды­ва­ется бла­го­дат­ное семя духов­ной жизни, раз­вить кото­рое зави­сит как от Бога, так и от про­из­во­ле­ния чело­века. Если чело­век «сво­бод­ным про­из­во­ле­нием посвя­тит себя Богу и жела­тель­ным, радост­ным и бла­го­дар­ным вос­при­я­тием усвоит себе обре­тен­ную в себе бла­го­дат­ную силу», то духов­ная жизнь «станет соб­ствен­ною чело­веку, явится в полном своем виде» (св. Феофан Затвор­ник).

Духов­ная жизнь чело­века сла­га­ется из Боже­ствен­ной бла­го­дати и чело­ве­че­ской сво­боды. От чело­века тре­бу­ются усилие воли в борьбе с грехом и стя­жа­нии доб­ро­де­те­лей. От бла­го­дат­ной помощи Бога при­хо­дит сама победа над грехом и сами доб­ро­де­тели. Духов­ная жизнь осу­ществ­ля­ется в сотруд­ни­че­стве Бога и чело­века. Духов­ная жизнь про­те­кает в Церкви, поскольку в ней (в ее таин­ствах и бого­слу­же­ниях) пре­бы­вает и пода­ется сама Боже­ствен­ная бла­го­дать.

Целью духов­ной жизни явля­ется соеди­не­ние с Богом (обо́жение), т.е. бес­стра­стие, свя­тость и совер­шен­ство.

***

Десять глав­ных ошибок в духов­ной жизни:

  Ошибка След­ствие этой ошибки
1 Отсут­ствие кате­хи­за­ции. Бес­си­стем­ное пред­став­ле­ние о хри­сти­ан­стве и лакуны в базо­вых зна­ниях веро­уче­ния.
2 Отсут­ствие духов­ника. Отсут­ствие объ­ек­тив­ной оценки своей духов­ной жизни, блуж­да­ние в иску­ше­ниях.
3 Раз­де­ле­ние жизни на цер­ков­ную и обыч­ную. Попу­ще­ние себе грехов и стра­стей под маской их “есте­ствен­но­сти”.
4 Иска­жён­ная иерар­хия цен­но­стей и авто­ри­те­тов. Место цели зани­мают сред­ства. Духов­ная жизнь в рамках “можно/нельзя” без бого­цен­трич­но­сти.
5 Тол­ко­ва­ние Св. Писа­ние без опоры на святых отцов. Под­мена апо­столь­ской веры «розо­вым хри­сти­ан­ством», модер­низм.
6 Оста­новка в тео­ре­ти­че­ском бого­по­зна­нии. Ослаб­ле­ние в теории при­во­дит к ослаб­ле­нию в прак­тике.
7 Неупо­ря­до­чен­ная духов­ная жизнь. Оста­новка в духов­ном раз­ви­тии.
8 Отсут­ствие навыка иметь кри­те­рием жизни запо­веди Бога. Фор­маль­ная, фари­сей­ская, теп­лохлад­ная вера. Внеш­няя цер­ков­ность без внут­рен­него содер­жа­ния.
9 Отсут­ствие лич­ного обще­ния с Богом, личных вопро­сов к Богу. Пре­вра­ще­ние живой хри­сти­ан­ской жизни в схему.
10 Инфор­ма­ци­он­ная все­яд­ность, отсут­ствие внут­рен­него духов­ного кон­троля, духов­ной гиги­ены. Склон­ность к осуж­де­нию, потеря внут­рен­него мира. Молит­вен­ная рас­се­ян­ность.

***

Святые всех веков хри­сти­ан­ской эры утвер­ждают: если вы хотите начать духов­ную жизнь, то должны пом­нить о четы­рех ее состав­ля­ю­щих и про­дви­гаться во всех четы­рех направ­ле­ниях, иначе все наши усилия будут тщетны. Эти четыре состав­ля­ю­щие духов­ного пути суть:

  • уча­стие в бого­слу­жеб­ной жизни Церкви, в ее Таин­ствах, и, прежде всего, Таин­стве Евха­ри­стии;
  • инди­ви­ду­аль­ная молитва;
  • чтение Еван­ге­лия и духов­ной лите­ра­туры и раз­мыш­ле­ние над про­чи­тан­ным;
  • доб­ро­де­ла­ние.

  Совре­мен­ный подвиж­ник отец Алек­сандр Мень срав­ни­вал важ­ность сле­до­ва­ния этим прин­ци­пам для нашего духов­ного рав­но­ве­сия с важ­но­стью ножек для рав­но­ве­сия стола. Он гово­рил: если у стола одна ножка отсут­ствует, то стол кача­ется, но еще может кое-как стоять, но если убрать еще одну или более ножек, то стол непре­менно упадет. Так и в нашей жизни, если забы­ва­ется одна состав­ля­ю­щая духов­ного пути, то наша духов­ная жизнь начи­нает качаться и хро­мать, если забы­ва­ются и другие, то мы неиз­бежно теряем рав­но­ве­сие и наша духов­ная жизнь рушится. Под­ра­зу­ме­ва­ется не полное забве­ние какого-либо пункта духов­ной жизни, а мень­ший упор на нем, при­да­ние ему мень­шего зна­че­ния по срав­не­нию с дру­гими. В этой связи данный пример можно при­ве­сти и в несколько ином виде: пока стол нашей духов­ной жизни крепко стоит на забот­ливо при­спо­соб­лен­ных к нему равных ножках, все в порядке. Но если хотя бы одна из ножек ока­зы­ва­ется меньше других, то рав­но­ве­сие нару­ша­ется, стол начи­нает качаться и ста­но­вится непри­го­ден для исполь­зо­ва­ния.
свя­щен­ник Кон­стан­тин Пар­хо­менко

Пред­ставьте обще­ство, в кото­ром у боль­шин­ства людей не рабо­тает правая рука. К немно­гим здо­ро­вым людям будут отно­ситься как к мар­ги­на­лам, как к стран­ным чуда­кам. И лишь те, кто по-насто­я­щему вла­деет обеими руками, пони­мает, какое это сча­стье.
Цер­ковь в таком же ключе видит поло­же­ние обще­ства. Чело­век, не вла­де­ю­щий душой, инва­лид. Пусть даже таких людей боль­шин­ство и в самой церкви и в секу­ляр­ном обще­стве, это не глав­ное. Глав­ное, научиться понять необ­хо­ди­мость Бого­об­ще­ния, т. е. Церкви, и пра­вильно орга­ни­зо­вать жизнь одной из глав­ней­ших частей чело­века — духа.
игумен Силуан Тума­нов

Спа­се­ние чело­века, его духов­ное воз­рас­та­ние не про­ис­хо­дят одно­мо­ментно, вдруг. Ведь и дерево не сразу вырас­тает в свой полный рост, и дом сразу не стро­ится, и чело­век в один миг не взрос­леет. Поэтому каждый, кто при­сту­пает к духов­ной брани, должен пони­мать, что его ждет долгий путь и труд­ная работа, что нет такой вол­шеб­ной палочки, по мано­ве­нию кото­рой про­ис­хо­дят благие пере­мены в нашем духов­ном состо­я­нии.
пат­ри­арх Кирилл

Чело­веку для того, чтобы понять, верно ли он пре­успе­вает в отно­ше­нии духов­ном, нужно прежде всего испы­ты­вать себя, раду­ется ли он отда­вая, а не при­ни­мая. Пра­виль­ный духов­ный путь таков: забы­вать добро, сде­лан­ное тобой, и пом­нить добро, сде­лан­ное тебе дру­гими.
Добро явля­ется добром лишь в том случае, если дела­ю­щий его жерт­вует чем-то своим: сном, покоем и тому подоб­ным. Когда я делаю добро, отдох­нув, оно недо­рого стоит. Наи­выс­шая радость про­ис­хо­дит от жертвы. Только жерт­вуя, чело­век пре­бы­вает в род­стве со Хри­стом, потому, что Хри­стос есть Жертва.
Те, кто от чистой любви жерт­вуют своей жизнью ради ближ­него … нахо­дят под могиль­ной плитой ключ от веч­но­сти.
Просто любить кого-то – это ещё мало. Надо любить чело­века больше, чем себя самого.
старец Паисий Свя­то­го­рец

***

См. ЦЕР­КОВЬДУХ, ДУХОВ­НОСТЬПОДВИЖ­НИ­ЧЕ­СТВОСИНЕР­ГИЯ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки