Богопознание

***

Богопозна́ние — позна­ние Бога, осу­ществ­ля­е­мое на основе: 1) усво­е­ния тео­ре­ти­че­ских знаний о Боге и Боже­ствен­ном Про­мысле, при­об­ре­та­е­мых в про­цессе изу­че­ния Свя­щен­ного Писа­ния и Свя­щен­ного Пре­да­ния, духовно-нази­да­тель­ной лите­ра­туры, аске­ти­че­ских сочи­не­ний; слу­ша­ния пас­тыр­ских про­по­ве­дей, кате­хи­зи­че­ских поуче­ний, обра­зо­ва­тель­ных лекций и т. п; 2) лич­ного рели­ги­озно-мисти­че­ского опыта; 3) есте­ствен­ного откро­ве­ния.

Бого­по­зна­ние – плод живого духов­ного опыта. Бого­по­зна­ние нераз­рывно свя­зано с живым обще­нием с Самим Богом и соеди­не­нием с Ним. Ника­кие отвле­чен­ные умство­ва­ния и тео­ре­ти­зи­ро­ва­ния о Боге не могут быть названы под­лин­ным Бого­по­зна­нием. Источ­ник под­лин­ного Бого­по­зна­ния – Боже­ствен­ная бла­го­дать Свя­того Духа, рас­кры­ва­ю­ща­яся ищущим Бога людям. Этот источ­ник не в силах заме­нить огра­ни­чен­ный чело­ве­че­ский интел­лект. Осно­ва­нием, Нача­лом и Завер­ше­нием Бого­по­зна­ния явля­ется Сам Живой Бог.

Нали­чие живого опыта Бого­по­зна­ния – усло­вие пра­виль­ного Бого­сло­вия. Все поня­тия пра­во­слав­ного Бого­сло­вия нераз­рывно свя­заны с живой и наи­ре­аль­ней­шей прак­ти­кой позна­ния Бога. Пра­во­слав­ные бого­слов­ские поня­тия – не плод чело­ве­че­ских умство­ва­ний и измыш­ле­ний. Они отра­жают усло­вия и цели соеди­не­ния чело­века с Богом, рас­кры­вают осо­бен­но­сти про­яв­ле­ния Боже­ствен­ной бла­го­дати по отно­ше­нию к людям.

***

Путь Бого­по­зна­ния пред­став­ляет собой образ жизни, а не образ мыслей.
Хри­стос Янна­рас

Позна­ние свойств Божиих, насколько можем их познать, при­во­дят нас в позна­ние Его, но при­во­дят с помо­щью Его и про­све­ще­нием, как и свой­ства Его познаем и ими про­све­ща­емся только с помо­щью света Его. Все хри­сти­ане хва­лятся зна­нием Бога, но, по апо­столь­скому учению, мало кто знает Его, – только тот, кто запо­веди Его соблю­дает: «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблю­даем Его запо­веди. Кто гово­рит: я познал Его, но запо­ве­дей Его не соблю­дает, тот лжец, и нет в нем истины» (1Ин. 2:3–4). Многие и про­по­ве­дуют Бога, и учат о Боге, но нра­вами и житием иное пока­зы­вают. Божие истин­ное позна­ние вводит с собой непре­менно исправ­ле­ние внут­рен­него состо­я­ния и от того внеш­нее непо­роч­ное житие. Невоз­можно, Бога познав, не почи­тать Его. Бога знать и не почи­тать Его от сердца – про­ти­во­ре­чие вклю­чает. Это так истинно и досто­верно, как и то истинно, что, познав высо­чай­шее добро, невоз­можно его не любить. Ибо все от при­роды стре­мятся к добру, и желают и любят добро, и хотя многие любят зло, но под видом добра любят. Зло как зло любимо быть не может, но всякий от него убе­гает. Потому чем больше чело­век Бога познает, тем больше почи­тает Его; и тем больше познает, чем больше рас­суж­дает о Боже­ствен­ных Его свой­ствах и в святом слове Его поуча­ется. Однако же всегда должно в уме дер­жать и пом­нить, что Бога без Бога познать не можем. Поэтому надо Ему молиться, чтобы Сам нас про­све­тил своим позна­нием…
свт. Тихон Задон­ский

***

иерей Олег Давы­ден­ков (Дог­ма­ти­че­ское Бого­сло­вие. Курс лекций)

«Под­лин­ным Бого­по­зна­нием, или Бого­по­зна­нием в под­лин­ном смысле слова, может назы­ваться только сверхъ­есте­ствен­ное Бого­по­зна­ние. Оно дается чело­веку только в опыте, при непо­сред­ствен­ном наитии Свя­того Духа. Все истины хри­сти­ан­ской веры в Свя­щен­ном Писа­нии и Пре­да­нии Церкви лишь при­от­кры­ва­ются нам, а в пол­ноте они позна­ются только в опыте бла­го­дат­ной жизни. Святые отцы усмат­ри­вают в сверхъ­есте­ствен­ном Бого­по­зна­нии две после­до­ва­тель­ные сту­пени. Первая сту­пень харак­терна для Вет­хого Завета, «дохри­сти­ан­ского» чело­ве­че­ства. Это Откро­ве­ние в неко­то­рых внеш­них обра­зах, напри­мер, такие образы, как Неопа­ли­мая Купина, лест­ница, кото­рую видел в виде­нии пат­ри­арх Иаков, и др. Эти образы имеют для чело­века вос­пи­та­тель­ное зна­че­ние. Второй уро­вень сверхъ­есте­ствен­ного Бого­по­зна­ния воз­мо­жен только в Новом Завете, только в Хри­сти­ан­ской Церкви. Это так назы­ва­е­мое умное Откро­ве­ние – Откро­ве­ние без вся­кого внеш­него образа, кото­рое выше вся­кого образа и вся­кого слова. Это молит­вен­ные созер­ца­ния, откро­ве­ния, кото­рые совер­ша­ются внутри чело­ве­че­ской души. Во время таких откро­ве­ний Бог не пока­зы­ва­ется чело­веку как нечто внеш­нее, но ощу­ща­ется и пере­жи­ва­ется чело­ве­ком в самом себе. При этом чело­век видит Бога потому, что он (чело­век) уже в Нем и Божия сила в нем дей­ствует. Наи­бо­лее ярким при­ме­ром такого Бого­по­зна­ния явля­ется прак­тика исих­а­стов.

Суще­ствует боль­шое коли­че­ство раз­лич­ных отрас­лей знания, наиме­но­ва­ние кото­рых вклю­чают в себя слова «знание» или «веде­ние»: язы­ко­зна­ние, пра­во­ве­де­ние и т. д. Оче­видно, что Бого­по­зна­ние, или Бого­ве­де­ние, не может быть постав­лено с этими обла­стями знания в один ряд, поскольку знать нечто в какой-либо науке, быть спе­ци­а­ли­стом – это озна­чает прежде всего вла­деть в совер­шен­стве инфор­ма­цией по тому или дру­гому вопросу. Однако в бого­сло­вии все совсем не так. Согласно Свя­щен­ному Писа­нию, знать – значит испы­тать нечто на личном опыте, при­об­щиться. Поэтому Гос­подь Иисус Хри­стос ставит по суще­ству знак равен­ства между зна­нием Бога и спа­се­нием, т. е. обре­те­нием вечной жизни.

«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, еди­ного истин­ного Бога, и послан­ного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Согласно Свя­щен­ному Писа­нию, цель жизни чело­века и есть Бого­по­зна­ние, кото­рое дости­га­ется через Бого­об­ще­ние. Апо­стол Павел (Деян. 17:26–28) гово­рит, что Бог: «От одной крови …про­из­вел весь род чело­ве­че­ский… дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и неда­леко от каж­дого из нас: ибо мы Им живем и дви­жемся, и суще­ствуем…»

Нет необ­хо­ди­мо­сти дока­зы­вать, что Бого­по­зна­ние не есть одно­крат­ный акт, а про­цесс, причем про­цесс, кото­рый пред­по­ла­гает не только дви­же­ние мысли, но прежде всего изме­не­ние образа жизни. Бого­по­зна­ние невоз­можно без Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Чело­век знает Бога настолько, насколько Сам Бог ему откры­ва­ется, но чело­век каким-то обра­зом должен быть под­го­тов­лен к вос­при­я­тию Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Таким посо­бием к позна­нию Бога из Откро­ве­ния явля­ется есте­ствен­ное Бого­по­зна­ние.

О том как соот­но­сятся между собой есте­ствен­ное Бого­по­зна­ние и Бого­по­зна­ние откро­вен­ное, сверхъ­есте­ствен­ное, хорошо гово­рит прп. Феодор Студит (Слово умо­зри­тель­ное, гл. 9–10. Доб­ро­то­лю­бие, 1992, т. 3, с. 349): «Из здеш­них назем­ных позна­ний одно бывает по есте­ству, а другое сверх есте­ства. Что есть это второе, явно будет из пер­вого. Зна­нием есте­ствен­ным назы­ваем мы то, кото­рое душа может полу­чить через иссле­до­ва­ние и взыс­ка­ние, есте­ствен­ными поль­зу­ясь спо­со­бами и силами… А сверхъ­есте­ствен­ное знание есть то, кото­рое при­вхо­дит в ум путем, пре­вы­ша­ю­щим его есте­ствен­ные спо­собы и силы, или в кото­ром позна­ва­е­мое срав­ни­тельно пре­вы­шает ум… Бывает же оно от еди­ного Бога, когда найдет Он ум очи­щен­ным от вся­кого веще­ствен­ного при­стра­стия и объ­ятым Боже­ствен­ной любо­вью».

***

См. БОЖЕ­СТВЕН­НОЕ ОТКРО­ВЕ­НИЕ, ОБО­ЖЕ­НИЕ, БОГО­ПО­ДО­БИЕ, БОГО­ВИ­ДЕ­НИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки