- От составителя
- Из книги «Автобиография» (1936)
- Человек с золотым ключом
- Из главы «Как стать тупицей»
- Из главы «Как стать безумцем»
- Из главы «Литературные знаменитости»
- Из главы «Несовершенный путешественник»
- Из сборника «Защитник» (1901)
- В защиту фарса
- В защиту опрометчивости
- В защиту «дешевого чтива»
- В защиту скелетов
- В защиту детопоклонства
- В защиту полезной информации
- Из сборника «Разноликие персонажи» (1903)
- Оптимизм Байрона
- Шарлотта Бронте
- Из лондонской периодики 1902—1904 гг.
- Слепота любителя достопримечательностей
- В защиту человека по имени Смит
- За бойкое перо
- Старые мастера
- Из книги «Еретики» (1905)
- Бернард Шоу
- О книгах про светских людей и о светском круге
- Из сборника «При всем при том» (1908)
- О поклонении богатым
- Нравственность и Том Джонс
- Оксфорд со стороны
- О поклонении успеху
- Из сборника «Непустяшные пустяки» (1909)
- Полицейские и мораль
- Двенадцать человек
- Кусочек мела
- Идеальная игра
- Сердитая улица (Страшный сон)
- Лавка призраков (Радостный сон)
- О лежании в постели
- Кукольный театр
- Загадка плюща
- Драконова бабушка
- Видные путешественники
- Великан
- Из книги «Что стряслось с миром?» (1910)
- Универсальная палка
- Школа лицемерия
- Из сборника «Смятения и шатания» (1910)
- Преступный череп
- Три типа людей
- Человек и его газета
- Морской огород
- Сияние серого цвета
- Толпа и памятник
- Хор
- Из сборника «Людская смесь» (1912)
- Свободный человек
- Человек без имени
- Избиратель и два голоса
- Романтик под дождем
- Настоящий журналист
- Безумный чиновник
- Человек, который думает шиворот–навыворот
- Скряга и его друзья
- Сердитый автор прощается с читателями
- Из сборника «Утопия ростовщиков» (1917)
- Засилье плохой журналистики
- История Англии глазами рабочих
- Искусство и реклама
- Пример искусства
- Словесность и новые лауреаты
- Нимб хозяевам
- Неделовой бизнес
- Хлыстом по рабочим
- Турецкий султан и увольнение
- Образец либерализма
- Умственная деградация Флит–стрит
- Апатия Флит–стрит
- Новое имя
- Империя невежд
- Из сборника «Назначение многообразия» (1920)
- О чудищах
- Псевдонаучные книги
- О комнатных свиньях
- Ирландец
- Серебряные кубки
- Об исторических романах
- Еще несколько мыслей о Рождестве
- Из сборника «Пристрастие — не причуда» (1923)
- Гамлет и психоаналитик
- Вегетарианская индейка
- Ужасные игрушки
- Теория и театр
- Уличный шум и неверное толкование закона
- Из сборника «В общих чертах» (1928)
- Об американской морали
- Об извращении истины
- Об англичанах за границей
- О кино
- О вкусах
- О новых веяниях
- Из сборника «Честертон в предисловиях» (1929)
- Литературный Лондон
- «Книга снобов» и Теккерей
- Джейн Остин
- Из сборника «Заметки со стороны о новом Лондоне и еще более новом Нью–Йорке» (1932)
- Век без психологии
- Кто управляет страной?
- Из сборника «Обычный человек» (1950)
- О чтении
- Из сборника «Пригоршня авторов» (1953)
- Шерлок Холмс
- Роберт Луис Стивенсон
- Из сборника «Безумие и ученость» (1958)
- Безумие и ученость
- Что такое театр
- Обвинение в непочтительности
- Могильщик
- Первое апреля
- Хорошие сюжеты, испорченные великими писателями
- Из сборника «Вкус к жизни» (1963)
- Из эссе «Сентиментальная литература»
- Вечные ночи
- Краски жизни у Диккенса
- Споры о Диккенсе
- Комический констебль
- Басни Эзопа
- Приятель Аль Капоне
- Как пишется детективный рассказ
- Из эссе «Юмор»
- Вымысел, нужный как воздух
- Макбеты
- Пряность жизни
- Из сборника «Истина» (1929)
- Упорствующий в правоверии
- Гилберт Кит Честертон, или Неожиданность здравомыслия
- Комментарии
- Примечания
Из сборника «Обычный человек» (1950)
О чтении
Главная польза от чтения великих писателей не имеет отношения к литературе, она не связана ни с великолепием стиля, ни даже с воспитанием наших чувств. Читать хорошие книги полезно потому, что они не дают нам стать «истинно современными людьми». Становясь «современными», мы приковываем себя к последнему предрассудку; так, потратив последние деньги на модную шляпу, мы обрекаем себя на старомодность. Дорога столетий усеяна трупами «истинно современных людей». А литература — вечная, классическая литература — непрерывно напоминает нам о немодных истинах, уравновешивающих те новые взгляды, которым мы могли бы поддаться.
Время от времени (особенно в беспокойные эпохи вроде нашей) на свете появляются особые веяния. В старину их звали ересями, теперь зовут идеями. Иногда они хоть чем–нибудь полезны, иногда целиком и полностью вредны. Но всегда они сводятся к одной правде или, точнее, полуправде. Так, можно стремиться к простой жизни, но не стоит забывать ради нее о радости или о вежливости. Еретики (или фанатики) не те, кто любит истину слишком сильно; истину нельзя любить слишком сильно. Еретик тот, кто любит свою истину больше, чем Истину. Он предпочитает полуправду, которую отыскал сам, правде, которую отыскали люди; он ни за что не хочет понять, что его драгоценный парадокс связан с дюжинами общих мест и только все они, целиком, составляют мудрость мира.
Иногда такие люди суровы и просты, как Толстой; иногда по–женски болтливы и чувствительны, как Ницше; иногда умны, находчивы и отважны, как Шоу. Они всегда возбуждают интерес и нередко находят последователей. Но всегда и всюду в их успех вкрадывается одна и та же ошибка. Все думают, что они открыли что–то новое. На самом же деле нова не сама идея, а полное отсутствие других, уравновешивающих ее идей. Очень может быть, что ту же самую мысль мы найдем во всех великих, классических книгах от Гомера и Вергилия до Филдинга и Диккенса; только там она — на своем месте, другие мысли дополняют ее, а иногда опровергают. Великие писатели не отдали должного нашим модным поветриям не потому, что до них не додумались, а потому, что додумались и до них, и до всех ответов на них.
Если это все еще неясно, приведу два примера. Оба они связаны с тем, что модно сейчас и в ходу среди смелых, современных людей. Всякий знает, что Ницше проповедовал учение, которое и сам он, и все его последователи считали истинным переворотом. Он утверждал, что привычная мораль альтруизма выдумана слабыми, чтобы помешать сильным взять над ними власть. Не все современные люди соглашаются с этим, но все считают, что это ново и неслыханно. Никто не сомневается, что великие писатели прошлого — скажем, Шекспир — не исповедовали этой веры потому, что до нее не додумались. Но откройте последний акт «Ричарда III», и вы найдете не только все ницшеанство — вы найдете и самые термины Ницше. Ричард–горбун говорит вельможам:
Что совесть? Измышленье слабых духом,
Чтоб сильных обуздать и обессилить[272].
Шекспир не только додумался до ницшеанского права сильных — он знал ему цену и место. А место ему — в устах полоумного калеки накануне поражения. Ненавидеть слабых может только угрюмый, тщеславный и очень больной человек — такой, как Ричард или Ницше. Да, не надо думать, что старые классики не видели новых идей. Они видели их; Шекспир видел ницшеанство, он видел его насквозь.
Приведу другой пример. Бернард Шоу в своей блистательной и честной пьесе «Майор Барбара» бросает в лицо прописной морали один из самых яростных вызовов. Мы говорим: «Бедность не порок». Нет, отвечает Шоу, бедность — порок, мать всех пороков. Преступно оставаться бедным, если можешь взбунтоваться и стать богатым. Тот, кто беден, — малодушен, угодлив или подл. По некоторым признакам и Шоу, и многие его поклонники отводят этой идее большую роль. И как обычно, нова эта роль, а не идея. Еще Бекки Шарп говорила, что нетрудно быть хорошей за 1000 фунтов в год и очень трудно — за 100 фунтов[273]. Как и в предыдущем случае, Теккерей не только знал такой взгляд — он знал ему цену. Он знал, что это придет в голову умному и довольно искреннему человеку, абсолютно не подозревающему обо всем том, ради чего стоит жить. Цинизм Бекки, уравновешенный леди Джейн и Доббином, по–своему остроумен и поверхностно правдив. Цинизм Андершафта и Шоу, провозглашенный со всей серьезностью проповеди, просто неверен. Просто неверно, что очень бедные люди подлее или угодливее богатых. Полуправда остроумной Бекки стала сперва причудой, потом поветрием и наконец — ложью.
И в первом и во втором случае можно сделать один и тот же вывод. То, что мы зовем «новыми идеями», чаще всего — осколки старых. Не надо думать, что та или иная мысль не приходила великим в голову: она приходила и находила там много лучших мыслей, готовых выбить из нее дурь.
Комментировать