- Интересующийся
Уклонение в абсолютный детерминизм опасно, потому что 100-процентная определенность появляется тогда и только тогда, когда предустановлена четкая закономерность действий, их последовательность аккуратно выстроена и неизменна. Так работает природа. Однако человек в каком-то роде индетерминистичен, и к нему применим лишь относительный детерминизм: на основании наблюдений с вероятностью можно говорить (предсказывать), что произойдет, а что не произойдет с человеком. Обстоятельства оказывают влияние на человека (создают условия), но не управляют им (не отвечают за то, как он поступит).А если мы придерживаемся детерминизма и случайностей нет, то абсолютно каждое событие в мире, включая человеческие поступки, предопределены заранее. И тут я с вами соглашусь, но тогда мне не совсем понятно ваше утверждение, что свобода воли позволяет действовать независимо от обстоятельств.
***
Лирическое отступление
Александр прав. К сожалению, православная сторона никогда не признает, что всемогущество Бога означает безволие человека, даже если будет видеть это в упор. Было приведено достаточное количество убедительных аргументов.
***
Простой вопрос. Представьте, что Вы - житель Российской империи. На дворе 1900 г. Знал ли Бог, что совершится февральская революция и к власти придут большевики (да/нет)?
а) если да, могло ли указанное событие не произойти (да/нет)?
а1) если да, то Бог не обладает всезнанием.
а2) если нет, то оно бы произошло вне зависимости от людей, ведь так решил Бог.
б) нет, тогда Бог не обладает всезнанием.
Не берем в счет а1 и б, так как православные считают Бога Абсолютом.
Получаем:
1) либо Бог не всеведущ,
2) либо нельзя Господа познать логикой => подзравляю, результат: Вы - агностик, потому что нет объективных источников, из которых можно было бы ответить, есть что-то сверхъестественное или нет.