"... Здесь появляются предпосылки для того чтобы появились понимание “личности” как чего-то уникального.
До конца этого не происходит в патристической восточно-христианской мысли. У патриарха Иоанна Грамматика и его оппонента
Иоанна Дамаскина мы видим, что слово “ипостась” применяется и к кошке и к шкафу и т.д.
Uses еще до конца не сузился. Но, все же, начиная с IV века начинают появляться какие-то
новые оттеночки…
Василий Великий пишет - “ипостась”, это подлежащее которое обнаруживается собственным именем. Появляется тема именования. И тождество “ипостаси” и “просопон” оказывается здесь очень значимо. <...> И тогда, в XII веке, Пётр Ломбардский, приводит итоговое определение персоны - Персона, это индивидуальное существо которое отличается от других таких же (как одна бутылка от другой), но отличается благодаря своеобразию относящемуся к достоинству.
Впервые в XII веке, впервые в европейской мысли, слышим очень очень важный оттенок не отделимый от понятия личности - достоинство.... И то, чего
напрочь была лишена восточно-христианская ... по этой тематике. ... И вот дальше, вот этот вот “dignitas” (достоинство личности) - это тема которая находится в фокусе размышления о том, что есть “личность”, что есть “человек”. Это существо разумное, обладающее самобытностью, ипостасностью (субственциальностью) и достоинством.
У нас следующий шаг делает Петр (Могила) . В его катехизисе впервые употребляется слово “Персона”. И если до этого славянские авторы писали или по гречески “ипостась”, или по славянски “лице”, то Петр (Могила) здесь заменяет слово “лице” на слово “персона”. И это означает
что он открывает для славянского читателя мир ассоциаций западной мысли ... А для церкви очень важно то, что в своем уже катехизисе,
Филарет Московский уже это слово использует для разговора о Троице.
И впервые в текстах Филарета Московского слово “личность” становится заменой слова “ипостась”. И понятно, что это уже
сознательное внедрение тех смыслов , в мир православной мысли. <...> А в 20 веке, в официальных документах Московской Патриархии в определениях сергианского синода по поводу софиологической ереси о. Сергия Булгакова, эта формула уже прозвучит на языке синодальных указов - личность, т.е. самосознание.